Леонид Писной: Народ проснулся и требует разъяснений

Оценить
Леонид Писной: Народ проснулся и требует разъяснений
Жилищное законодательство в нашей стране меняется часто, стремительно и не всегда понятно. Долгое время те, для кого эти законы писались, даже не пытались вникнуть в их суть. Граждане России, жильцы многоквартирных домов, привыкли к тому, что коммуна

Жилищное законодательство в нашей стране меняется часто, стремительно и не всегда понятно. Долгое время те, для кого эти законы писались, даже не пытались вникнуть в их суть. Граждане России, жильцы многоквартирных домов, привыкли к тому, что коммунальные проблемы за них решает «кто-то». О том, что изменилось в сознании людей и как это может повлиять на систему ЖКХ, мы расспрашивали депутата Саратовской областной думы Леонида Писного. Он не первый год упорно пытается просветить саратовцев в этих многосложных вопросах.

– Леонид Александрович, с какими проблемами к вам чаще всего обращаются люди?

Поток обращений я бы условно разделил на три блока. Первый касается нюансов меняющихся правил предоставления коммунальных услуг. Речь идёт о 354-м постановлении, которое скоро окончательно и полностью заменит 307-е. Второй блок нарушения, связанные с содержанием жилья, ценообразованием на эти услуги и качеством обслуживания. А также вопросы взаимоотношений жильцов и управляющих организаций. Третий частные ситуации. Например, локальные аварии на коммунальных сетях в отдельно взятом доме, квартале, районе.

– Что граждан смущает в 354-м постановлении?

Оно фактически узаконило понятие «разбаланса», то есть разницы между суммами платежей по индивидуальным приборам учёта (или по нормативам) и теми суммами, которые УК (ТСЖ, ЖСК) должны заплатить ресурсоснабжающим организациям (РСО) по общедомовому счётчику. Непонимание у людей вызывает то, что первостепенными в расчётах являются показания домового прибора учёта, а не квартирного. Но если мы хотим, чтобы ресурсоснабжающие организации продолжали нас обеспечивать всем необходимым, нужны и ясность в объёмах потребления ресурса многоквартирными домами, и своевременный расчёт с поставщиком.

Пугает людей и размер доначислений. Причин доначислений много. Например, индивидуальный счетчик, если открыть кран слегка, может и не сработать, как будто и не течёт вода совсем. А по общедомовому прибору потребление фиксируется полностью. Текущие унитазы и в целом безобразное отношение к сантехнике другая распространённая причина. Третья беда когда в квартире, где счётчики не установлены, числится один жилец, а фактически их там пятеро, плата за коммунальные услуги производится по нормативам на одного человека. Вот вам и разница. Нелегальных жильцов нужно выявлять, в том числе с привлечением участковых полицейских. С теми жильцами, которые намеренно занижают объём своего потребления, тоже нужно бороться. И как показывает мой опыт общения с гражданами, в тех домах, где начали формироваться домовые советы, порядок начинают наводить.

– Наличие индивидуальных приборов учёта не теряет в этой ситуации смысла?

Наоборот, приобретает особый смысл. Практикой доказано, что потребление по квартирным счётчикам оказывается меньше, чем по нормативам. Соответственно, и доначисления на «оприборенную» квартиру будут меньшие, потому что рассчитываться они должны пропорционально индивидуальному потреблению.

– Но вроде бы уже есть закон, обязывающий всех собственников жилых и нежилых помещений устанавливать счётчики по каждому виду ресурсов. То есть нормативу осталось жить недолго?

Тут всё не так просто. Непонятно, какие меры будут применяться к тем, кто ослушается закона. Ну, не поставил я, предположим, счётчики, и что дальше? Когда эту норму в закон втаскивали, исходили из того, что минрегион что-нибудь придумает для наказания непослушных. Были бредовые идеи и про тариф с повышенным коэффициентом, и про нормативы, в три раза превышающие установленные. И что в итоге? Равенство нормативов это как Конституция неизменно. Никаких разных тарифов для тех, у кого есть счётчики и у кого их нет, тоже быть не может. Понуждение гражданина что-то сделать условие на практике неисполнимое. «Непослушного» надо найти, заставить его этот счётчик купить, проследить за тем, чтобы он его установил... Думаю, что в ближайший год состоится перенос нормы по обязательной установке счётчиков. Скорее всего, до 2014–2015 года.

– Давайте поговорим про нарушения в сфере услуг по содержанию жилья.

Да, только начнем с вопроса ценообразования на эти услуги и их качества. Право собственников жилых помещений устанавливать тарифы на содержание жилья и ремонт жилья, которое закреплено законодательно, на практике не сработало. Собственники оказались не способны самостоятельно просчитать и принять обоснованный тариф. Поэтому руководители управляющих организаций впаривают жильцам свои тарифы.

Например, согласно недавно полученному ответу прокуратуры по «любимому» в Кировском районе Саратова «Жилкомплексу», данная УК взимает с граждан платежи на содержание и ремонт жилья по тарифу, который был установлен Саратовской городской думой ещё в 2006 году. Это, конечно, незаконно.

Но тут есть и другой момент: невозможно качественно содержать жильё в 2012 году по тарифам шестилетней давности. Вот и начинают управляющие организации всячески хитрить. Появляются отдельные статьи расходов на содержание лифтов, потом на вывоз мусора. Последнее ноу-хау от УК «Жилкомплекс», которое мы обнаружили в мартовских жировках, «содержание инженерных сетей в местах общего пользования». Я сначала чуть со стула не упал от такого вида дополнительного платежа, но потом поставил себя на место управляющей организации. Её логика вполне понятна, этот допплатёж покроет очередной виток инфляции. Не удивлюсь, что скоро таким образом начнут вводить тариф за вывоз снега, выпавшего сверх нормы. Это ненормальная ситуация, и прокуратура, понятное дело, подтвердила, что здесь идёт нарушение законодательства. Но вопрос «На что содержать жилой фонд, если управляющей организации не удаётся построить конструктивный диалог с жильцами?» остаётся открытым.

УК «Жилкомплекс» не может или не хочет грамотно и понятно разъяснить жителям обоснованность применяемого тарифа, а люди, видя это хамское отношение, попросту не голосуют за него.

Хамство, кстати, это ещё один бич жилищно-коммунальной сферы. Оно на генетическом уровне, что ли, из поколения в поколение передаётся. То, что было привычным в 80-х полупьяный хамоватый сантехник, наглый управдом и т. д., мы видим и сегодня. Хотя переход домов из одних рук в другие, от одной УК к другой стал гораздо цивилизованней. Рейдерских бандитских захватов значительно меньше. Здесь люди научились как-то друг с другом договариваться. Хотя системным это явление пока не стало.

– Так что же делать с необоснованными тарифами?

Доказывать свою правоту в суде. Написать письмо в прокуратуру мало. По УК «Жилкомплекс» мы с жителями уже опротестовывали и тарифы на утилизацию твердых бытовых отходов, и на электроэнергию для мест общего пользования. Прокуратура подтвердила, что платежи по этим статьям взимались с жильцов незаконно. Но ситуация не разрешилась. Потому что вернуть переплаченные деньги можно будет только при наличии судебного решения.

Пока мы вместе с администрацией города в лице заместителя главы по городскому хозяйству Валерия Васильева сделали запрос в министерство регионального развития. Имея на руках решение Конституционного суда, хотим добиться, чтобы, когда собственники не принимают решение по тем или иным тарифам, это мог сделать орган местного самоуправления после проведения соответствующего аудита. При этом граждане не должны лишаться права менять установленные таким образом тарифы по своему усмотрению.

– Чем вы объясните тот факт, что вчера безразличные люди стали активнее? Почему их вдруг заинтересовало состояние жилищно-коммунальной сферы?

Тяга к изучению жилищно-коммунального законодательства действительно появилась у очень многих. Но случилось это совсем недавно, в последние 4–5 месяцев, с того момента как пошли первые доначисления по общедомовым приборам учёта. Я постоянно консультирую людей, и в моей рассылке нормативных документов, которые постоянно выходят или обновляются, примерно 260 абонентов Кировского района. В том числе 120 с лишним ЖСК и ТСЖ и уже порядка 140 домовых советов. Знаю, что все они с документами знакомятся, вникают, хотят понимать и помогать своим соседям разобраться. Народ проснулся. И если наши темпы по просвещению населения сохранятся, то, думаю, через год или через два максимум у нас практически во всех многоквартирных домах появятся грамотные управленцы.

– Многие из них и сейчас очень даже грамотно вытягивают деньги из карманов жильцов...

Это только у Остапа Бендера было 400 «сравнительно честных способов отъёма денег». У современных мошенников из системы ЖКХ их значительно меньше. Причём все они достаточно примитивны: затраты, которых нет, через фирмы, которых тоже не существует. И еще легальная возможность платить себе любую зарплату, независимо от результатов финансово-хозяйственной деятельности.

Появление грамотных честных управленцев сделает систему ЖКХ прозрачней. Кадровый вопрос в этой сфере основной. Я просто уже вижу эту положительную динамику в тех домах, где начали формироваться домовые советы. В домах с ЖСК или с локальными ТСЖ (на один дом, как положено по закону) эта динамика наблюдается давно. Там просто нет этих глобальных проблем с тарифами, доначислениями, сложными взаимоотношениями и т. п.

– То есть все коммунальные проблемы у населения вы объясняете его пассивностью? Несовершенство законов тут ни при чём?

У законов единственный недостаток: они пишутся в Москве и несколько оторваны от региональной действительности. Нестыковки теоретического представления о коммунальных проблемах с их практическим воплощением должны решаться не сочинением какого-то универсального закона (всех нюансов не предусмотришь), а элементарным финансированием. Финансирование сферы ЖКХ у нас происходит по так называемому трёхлетнему финансовому плану. Для таких сложных российских сфер, как коммуналка или строительство, три года чересчур короткий срок. Здесь финансовое планирование должно рассчитываться как минимум на 10 лет.

– А что вы думаете о новой законодательной инициативе, по которой платежи за капитальный ремонт многоквартирных домов станут обязательными для всех, даже для жильцов тех домов, которые в таком ремонте не нуждаются?

Когда произошла жилищная революция и квартиры начали передаваться в частные руки, по закону государство должно было, прежде чем отдать многоквартирные дома новым собственникам, привести их в надлежащий вид. Этого, естественно, никто не сделал. Много позже, законом о фонде содействия реформированию ЖКХ, эту ошибку взялись исправлять. Но централизация финансирования капитального ремонта эффекта не дала. За пять лет проблема в целом по стране была закрыта только на пять процентов. Единственной пользой от 185-го федерального закона лично я считаю только то, что нам стал понятен объем денежных средств, необходимый на решение проблемы. По стране это 12 триллионов рублей. Сам Владимир Путин назвал эту цифру. А по нашему региону около 100–120 миллиардов рублей. Фонд содействия реформированию ЖКХ за годы своего существования профинансировал ровно пять процентов от потребности. И сдулся.

Что сделало государство в этой ситуации? Решило, что люди за капремонт должны платить сами. Идею эту второй год уже никто не скрывает. Успокаивают, обещая помогать, но конкретных механизмов не называют. То есть обсуждать законопроект рано. Там ни мяса, ни скелета ещё нет. Но готовить людей к тому, что капремонт будет проводиться за счёт населения, можно.

– Это несправедливо и нечестно.

Я согласен с тем, что государство не имеет права уходить от решения этих проблем. Но то, что сейчас происходит, федеральная власть объясняет отсутствием достаточного количества денежных средств в казне. Я с этим не согласен. У меня, может быть, не совсем верное мнение сложилось с точки зрения экономики, но чем дольше я живу, тем больше убеждаюсь, что экономические теории о золотовалютном резерве, о монетизации экономики сегодня неприемлемы. Если мы будем печатать деньги для целей внутреннего потребления, никакого обвала экономики не случится. А именно этим нас постоянно пугают. Откуда нищая Германия в 30-е годы могла взять миллиарды марок на строительство шикарных дорог? Откуда Рузвельт в те же 30-е годы, чтобы снять Великую депрессию, нашел деньги для общественных работ? Ну чего же мы-то так жёстко вцепились в эту монетизацию экономики? И сидим ломаем голову, где взять денег на жильё, на дороги, а тем временем всё потихонечку стареет.

Как оптимист, я думаю, что мы всё-таки когда-нибудь пойдём по проторенному уже пути Штатов и Германии. И тогда решатся не только вопросы капитального ремонта домов, но и другие острые проблемы.