Патроны членам профсоюза
В Саратовской области расследуется уникальное для России уголовное дело по факту дискриминации гражданина за принадлежность к общественной организации. Как полагает Следственное управление СКП, два работника энгельсского распределительного центра ЗАО «Тандер» были незаконно уволены за создание профсоюза.
Первичную организацию на энгельсском складе организовали кладовщики-отборщики Дмитрий Быстров и Сергей Китаев. Причиной для объединения стало то, что в прошлом году зарплата снизилась, по их словам, почти на тридцать процентов (жалованье состоит из оклада и премиальной части). Работники трижды пытались побеседовать с руководством распределительного центра (РЦ), но, как они говорят, ответ был из серии: не нравится – увольняйтесь.
В декабре кладовщики подали в Гострудинспекцию коллективную жалобу, под которой стояли подписи 82 из 200 работников РЦ. Как указывалось в обращении, сотрудникам недоплачивают за сверхурочную занятость, без оформления приказа переводят на работы с меньшей оплатой (например, из секции заморозки, где положена значительная доплата за вредность, в секцию «фреш», где надбавка гораздо меньше), штрафуют за различные нарушения (например, за разговоры по мобильнику), вычитают из зарплаты стоимость бракованных товаров, не выдают расчетный листок.
Как говорит Сергей Китаев, при приеме заявления в инспекции их не предупредили, что нужно сделать пометку о конфиденциальности. Фамилии жалобщиков стали известны работодателю. Их пригласили на беседу в службу безопасности, и 25 подписей были дезавуированы. Проверка Гострудинспекции выяснила, что изложенные в заявлении факты не подтвердились.
Склад – не место для дискуссий?
В январе кладовщики решили организовать профсоюз. Первичку поставили на учет в областной организации профсоюза «Торговое единство». По словам активистов, директор склада отказался лично принять извещение о создании профорганизации, документы отправили заказным письмом. Как пишет Быстров в ЖЖ, после того как работодатель узнал фамилии бунтарей, началось давление. Из профсоюза вышел один из учредителей Юрий Качур. «Для передачи заявления о выходе из профорганизации его в сопровождении трех человек (один из сопровождающих – юрист компании «Тандер») привозят на служебной машине прямо к дому председателя первички, то есть ко мне. Вот это сервис! – пишет Быстров. – На следующий день Качур нам рассказал, что в противном случае угрожали завести дело на его жену, которая работает товароведом в одном из магазинов сети «Магнит».
По словам Быстрова, за первые дни в организацию вступило более двадцати человек. Их фамилии держат в секрете, опасаясь давления со стороны руководства.
По словам активистов, в Саратове побывали представители головной компании из Краснодара. Кладовщикам даже организовали телефонные переговоры с членом совета директоров. Руководители обещали пересмотреть подход к организации труда и компенсировать недоплаты по переработкам в обмен на закрытие профсоюза. Активисты отказались, и через три недели после организации первички их уволили по статье.
Сергею Китаеву вменили в вину нарушение техники безопасности. Как выяснила служебная проверка, Китаев, «перемещая загруженный товаром термобокс, с разгона толкнул его в направлении ворот» в нарушение инструкции, «которая регламентирует производить передвижение термобоксов и термотележек плавно, без рывков и толчков». «Человек отработал на предприятии шесть лет без дисциплинарных взысканий, имеет благодарственную запись в трудовой книжке, неоднократно стажировал новичков, а это доверяют только лучшим, и вдруг выясняется, что он боксы катать не умеет», – удивляется Быстров.
Быстрова уволили за прогул. Дмитрий учится в областном колледже искусств по курсу аккордеона. По его словам, для выступления на музыкальном конкурсе он попросил отгул. Старший смены разрешил, а директор запретил. По словам Быстрова, об отрицательном решении директора он узнал постфактум.
Как сказано в ЖЖ Быстрова, прощание с родным предприятием было стремительным: «На столе появились заранее подписанные приказы о нашем увольнении по статье. С нами тут же произвели расчет. Выдали на руки трудовые книжки. Все службы были на ногах, хотя дело шло к ночи. Два сотрудника СБ проводили нас за территорию».
В марте Быстров и Китаев восстановились на работе через суд. «Реакция простых работяг на наше появление на предприятии была неоднозначной. Кто-то был удивлен, что суд нас восстановил. Ведь это первый такой случай за всю историю ЭРЦ ЗАО «Тандер»! Кто-то отводил глаза в сторону и проходил мимо. Оно и понятно. Три месяца нахождения под жестким прессом не прошли даром».
По утверждению Дмитрия, охранники следят за его передвижениями по территории предприятия и записывают, с кем он общается. «В такой обстановке подходить ко мне небезопасно. Можно попасть на заметку к начальнику СБ», – предупреждает активист. Он решил привлечь потенциальных членов профсоюза через Интернет: «напечатал адрес ЖЖ на маленьких полосках бумаги и раздавал всем подряд». У Быстрова потребовали объяснительную.
Активисты уверены, что сам факт создания профсоюза уже изменил условия труда в лучшую сторону. Например, на предприятии отремонтировали туалеты, в планы заложили строительство столовой, работникам ночных смен выдали дополнения к трудовым соглашениям, в которых устанавливается 36-часовая неделя (вместо 40-часовой) и дополнительный отпуск продолжительностью семь дней. «Вот он, результат нашей борьбы. Если кто-то думает, что такие «чудеса» происходят сами собой, то он глубоко заблуждается», – пишет Дмитрий в ЖЖ.
Сюрприз в багажнике
В конце марта Следственное управление СКП возбудило уголовное дело по факту дискриминации граждан в зависимости от их принадлежности к профессиональному союзу (статья 136 УК). Как подчеркивает ведомство, разбирательство по этой статье является редкостью. «В Саратовской области с момента создания системы органов Следственного комитета РФ (2007 год) подобные дела не возбуждались», – говорится на сайте управления. Эта статья УК предусматривает наказание до пяти лет лишения свободы. Как полагают следователи, Быстров и Китаев были уволены именно за участие в профсоюзе.
Как рассказал руководитель Следственного отдела по Энгельсу Андрей Морозов, на сегодня допрошены потерпевшие и руководители распределительного центра, но о конкретных результатах говорить пока рано.
Отметим, что прокуратура оказалась в неоднозначной ситуации: сначала представители надзорного ведомства поддержали иск профсоюзных активистов о восстановлении на работе. После того как суд согласился с этими требованиями, прокуратура поддержала кассационную жалобу работодателя.
А на прошлой неделе Дмитрия Быстрова задержали на мосту через Волгу. Его машину «Ока» остановили около 6:30 утра, когда Дмитрий возвращался домой после ночной смены. Во время проверки документов сотрудник ГАИ указал, что у автомобиля не работают стоп-сигналы и габаритный огонь. Инспектор предложил открыть заднюю дверь, чтобы проверить электропроводку. В багажнике обнаружился пакет, завязанный узелком.
«Пакет показался мне подозрительным. Я заявил, что не буду к нему прикасаться и не исключаю, что в пакете находятся, например, наркотики, подброшенные мне в провокационных целях». В присутствии понятых инспектор сам вскрыл пакет и нашел десять патронов от автомата Калашникова. Быстрова доставили в полицию, взяли отпечатки пальцев, допросили и отпустили домой.
«Я ожидал подобных действий от службы безопасности «Магнита», представители которой намекали в разговорах на свои возможности по этой части, – пишет Дмитрий. – Я не исключаю, что патроны были подброшены мне в ночь, когда я находился на смене. Целью этих людей было запугать меня».
Саратовское общественное движение «За ответственность власти» распространило открытое письмо, в котором, в частности, говорится: «Факт находки патронов – не более чем грязная провокация со стороны руководства ЭРЦ ЗАО «Тандер», которое боится сильного независимого профсоюза на своем предприятии». Представители движения подали в мэрию заявку на проведение пикета у памятника Чернышевскому.
Профсоюз «Торговое единство РФ» объявил о начале акции солидарности с членами первички. Руководители областной организации пообещали «пристально следить за развитием событий» и отстаивать права работников «всеми законными методами».
Как напоминает юрист областного отделения «Торгового единства» Светлана Курникова, в 2008 году первичную организацию создали работники ООО «Сельта» (транспортного предприятия, занимающегося перевозками товара для магазинов «Магнит»). «Они были недовольны условиями труда. Работодатель стал препятствовать деятельности профсоюза. Председатель был переведен на неисправную машину, которая требовала постоянного ремонта, а затем уволился. Профсоюз распался, – говорит Курникова. – То есть это не первый случай подобных действий со стороны работодателя. Такая позиция нам непонятна. Если работники желают создать профсоюз, значит, на предприятии есть проблемы и организация помогает их решать. Все вопросы решаются путем переговоров и заключением коллективного договора. Профсоюз – законная организация. Ничего лишнего мы не требуем».
«Газета недели» попыталась узнать мнение руководства энгельсского распределительного центра ЗАО «Тандер». В офисе компании сообщили, что руководства нет на месте, но в случае его появления обещали перезвонить. Отметим, что пока ни одно СМИ, сообщавшее об этой ситуации, не смогло получить комментарий менеджмента.