Пенсионная реформа приказала долго жить

Оценить
Пенсионная реформа приказала долго жить
Осторожно: двери закрываются. Поезд жизни проследует мимо достойной пенсии. Новый проект реформы делается в интересах государства, а не пенсионеров

В 2002 году нам сказали, что распределительная пенсия советских времен несовременна. И что теперь пенсии будут накопительными. На самом деле, как говорит первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев, «нет выбора между распределительной и накопительной пенсионной системой». Они обе плохие. И обе предстоит совершенствовать. Распределительная система – это система солидарности поколений. А для солидарности, извините, нужна благоприятная демографическая ситуация в стране.

А для успеха накопительной системы нужен, опять же извините, постоянный глобальный экономический рост. Таким образом, затевая пенсионную реформу, власть (для тех, кто понимает) признается в том, что этого роста нет и не будет.

И уже не какие-то невнятные эксперты, а вполне себе государственные деятели всё смелее со страниц серьезных газет заявляют, что перспективным может быть содержание пенсионера за счет внутрисемейных источников. В этом случае государство могло бы предоставить семье налоговый вычет из базы по налогу на доходы физических лиц и оказывать пенсионеру определенные услуги – например, связанные со здоровьем, патронажем и т. д.

Нужно очень хорошо и как можно быстрее начать понимать, что государство затеяло эту реформу, потому что у него не хватает денег на выплату нынешних мизерных пенсий. Сегодня расходы на выплату базовой и страховой пенсии составляют около 10 процентов ВВП, при этом дефицит Пенсионного фонда РФ в 2012 году увеличится вдвое – до 1,75 трлн рублей (по расчетам Минздравсоцразвития). И его придется покрывать из российского бюджета за счет сокращения каких-то расходов или за счет заимствований.

Материалы подготовили Ольга Копшева, Дина Болгова, Вера Салманова (фото)

Меняем надежды на страхи

Власть решается на непопулярные меры?

Пенсионная реформа 2002 года, о необходимости, важности и современности которой нам целых десять лет говорили руководители страны, приказала долго жить. В 2014 году пенсионеров переведут на новые правила расчетов пенсионного пособия. Тем, кто еще только готовится к пенсионному возрасту, о новых правилах хорошо бы задуматься уже сейчас.

Потому что их пенсионные условия и условности будут сильно отличаться от всего того, что было раньше. Они будут позже выходить на пенсию. И для них будет очень важен их средний заработок на протяжении всей трудовой жизни, общий стаж работы и общеэкономическая ситуация в стране. Хорошо, что пока речь не идет о непрерывном трудовом стаже. Если он появится, то о пенсии для половины населения речи вообще не будет. Обманывать себя глупо. Государство снимает с себя ответственность за старость россиян. Не извиняясь за то, что на протяжении последнего десятилетия бездумно вело население в этот тупик.

Проект новой реформы появился еще год назад. Но широкой огласки не было. Не хотели будоражить людей болезненными новшествами перед выборами. Пробный шар с повышением пенсионного возраста для мужчин и женщин вернулся с черной меткой. Люди категорически не приняли идею власти о выдаче пенсий женщинам с 60 лет, а мужчинам с 65. Видные члены партии «Единая Россия» и премьер-министр Владимир Путин, желавший стать президентом, тут же погладили свой электорат по голове. Пообещали, что всё останется как есть, и ушли в подполье.

Но бросать тему было нельзя. Так – то ли по заданию сверху, то ли руководствуясь собственным знанием о перспективах российских финансов – считал тогдашний главный министр российского правительства Алексей Кудрин. Уйдя с поста министра финансов, он, кстати, заговорил о необходимости пенсионной реформы в России еще настойчивее и громче. Не знаю, как народ в целом, но верхушка российской власти Кудрина, похоже, услышала. И в апреле 2012 года вновь заговорили аж о трех проектах нового устройства жизни пенсионеров. И похоже, на непопулярную реформу государственные лица всё же решатся. К осени авторов всех проектов обязали снять все противоречия между ними.

Пока в кабинетах будет идти эта невидимая миру работа, людям, о чьих судьбах радеют госчиновники, хорошо бы не расслабляться. Иначе получится, что учтут интересы Пенсионного фонда России и множества негосударственных фондов, а обычные российские труженики и их работодатели получат без обсуждения то, что останется. И под это «что останется» подведут еще такую мощную идеологическую и экономическую базу, что придется во всё поверить и всё принять. А потом кусать локти от невозможности ничего изменить.

Мы в редакции решили собрать разбросанную по СМИ информацию и рискнуть привлечь ваше внимание своими оценочными суждениями о туманном пенсионном будущем россиян.

Возраст старости

Сейчас безусловно раньше нас на пенсию по старости люди уходят только в Турции – мужчины в 45 лет, женщины в 41. Дольше всех не стареют по меркам государства в Норвегии. Здесь мужчины и женщины достигают возраста, требующего пенсионного обеспечения, только к 67 годам. Наши государственники пока не определились. Одни говорят, что женщины должны становиться неработоспособными к 60 годам, а мужчины к 65, другие – что всех надо уровнять и выводить на пенсии к 63, есть еще и третьи, и четвертые. Но все обосновывают возрастной сдвиг тем, что норма об уходе советской женщины на пенсию в 55, а мужчин в 60 была придумана еще до Великой Отечественной войны и давно не корректна. Этот факт легко подтверждают и социологи, и работники пенсионных ведомств.

Доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН) Леонид Рыбаковский предлагает снижать возраст будущих пенсионеров детьми. Говорит, что нужно использовать новую пенсионную систему для стимулирования рождаемости – «при рождении ребенка пенсионный возраст для женщины надо снижать». Если его установят на уровне 60 лет, то пусть каждый ребенок автоматически снижает его на пять лет. Рациональное зерно в этом предложении есть. И оно может быть интересно тем молодым женщинам, которые сегодня или вообще не зарабатывают пенсионный стаж, работая без оформления отношений с работодателем, или получают за свой труд смехотворные белые зарплаты. При этом как минимум сопоставимая часть женщин, получающих большую официальную зарплату, предпочтут остаться однодетными и бездетными. Расчет эксперта прост: одни женщины, работая дольше, компенсируют затраты на тех, кто будет работать меньше, но нарожает новых российских граждан.

2011 год был очень успешным для российского населения: снизилась смертность, в том числе младенческая, что дало увеличение общей ожидаемой продолжительности жизни до 70,3 года (64,3 года у мужчин и 76,1 года у женщин). «Согласно концепции демографической политики, которая была принята в 2007 году, предполагалось в 2015 году иметь среднюю продолжительность жизни 70 лет. В 2011 году достигнут показатель 70,3 года. Это сильно возбуждает воображение тех, кто не прочь увеличить пенсионный возраст», – иронизирует Рыбаковский.

Это предложение эксперта власть вряд ли заложит в свой законопроект в том виде, чтобы его с умом можно было бы и исполнить. Потому что всё «с умом», к сожалению, требует не только расчетов, но и финансовых вливаний. А этих самых вливаний в наших конкретных людей государство программно делать не хочет. Забыв о том, что запущенные проблемы со здоровьем у большинства из них связаны и с экономическими кризисами, и с качеством нашей бесплатной общедоступной медпомощи. Говорят, что в питерском институте биорегуляции и геронтологии уже давно подготовлена программа «Профилактика возрастной патологии и ускоренного старения, снижение преждевременной смертности от биологических причин и продление трудоспособного периода жизни населения России». Но никто ее ни изучать, ни внедрять не собирается. Потому что системно продлевать качественную трудоспособность людей для государства затратно и неинтересно.

«Семидесятилетние – это люди в расцвете творческого и интеллектуального развития», – считает президент Европейского отделения международной ассоциации геронтологии и гериатрии, член-корреспондент РАМН Владимир Хавинсон.

Осознав, что огромные бюджетные расходы, ориентированные на результат, никто пока делать не собирается, примем как данность, что рано или поздно, но неизбежно несколько поколений ныне живущих российских людей сможет претендовать на пенсию не раньше 60 лет. В последней известной на сегодняшний день редакции законопроекта предполагается начать поэтапное повышение планки для женщин уже с 2015 года и завершить его к 2029 году. Министерство финансов России несогласно с предложениями авторов реформы. И настаивает на том, чтобы поднять пенсионный возраст до 63 лет и для женщин, и для мужчин. Подъем начать также с 2015 года, но идти разными темпами. Мужчинам прибавлять к «возрасту старости» по три месяца ежегодно, а женщинам по шесть.

По подсчетам социологов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в число главных страхов россиян, наряду с потерей работы, ростом цен и введением платного образования и медицины, входит увеличение пенсионного возраста. Пенсионные фобии мучают 51 % из 1 тыс. 600 опрошенных, то есть каждого второго респондента.

Еще более страшные цифры

Очень вероятно, что нормативный стаж для получения права на пенсию сделают запредельным: 40 лет для женщин и 45 – для мужчин. Как только это произойдет, вопрос о возрасте выхода на пенсию отпадет сам собой. Потому как в жизни почти каждого российского гражданина и гражданки были, есть и будут периоды без работы. Даже трудовая книжка, заполненная без перерывов в стаже, не гарантирует нашему человеку того, что весь этот стаж будет учтен в Государственном пенсионном фонде. Где-то печать не будет читаться, где-то запись не совсем грамотная не понравится – и вот уже несколько лет трудового стажа долой.

В проекте закона прописана, правда, возможность ухода на пенсию с трудовым стажем в 15 лет. Но в этом случае она будет минимальной. Таким образом, будет само собой получаться, что это не государство заставляет работать людей практически до смерти, а сами разумные люди выбирают этот вариант. Перерабатывать тоже рекомендуется с умом. Потому что в законе собираются прописать небольшой, но важный нюанс, связанный с оформлением пенсии. Оформив ее после достижения нынешнего возраста выхода на пенсию и продолжая работать, получая и пенсию, и зарплату, человек будет лишен возможности сделать перерасчет пенсионных выплат.

«Мы тебе объявляем, что, если ты, назначив неполную пенсию, будешь работать, ты никогда полной ее не сделаешь, потому что мы тебе по закону годы работы, сопряженные с выплатой, не засчитаем в стаж для увеличения пенсии. А когда ты придешь за перерасчетом, то мы увидим, работал ты или нет. То есть мы тебя не заставляем не получать пенсию, но мы тебя информируем о последствиях», – поясняет заместитель министра здравоохранения и социального развития России Юрий Воронин.

Новый подсчет проконтролируют немногие

За десять лет работы пенсионной системы 2002 года многие нынешние пенсионеры разобрались в том, что их пенсия состоит из базовой и страховой части, и вполне могут прикинуть результаты каждого объявляемого заранее повышения. Будущие пенсионеры все эти десять лет знали, что у них есть еще и накопительная часть пенсии. Некоторые особо бдительные даже следили за состоянием этой части. С 2014 года всё это можно забыть.

Пенсии не будут индексироваться по уровню инфляции. Их привяжут к росту средней зарплаты по стране. И будут повышать или понижать вслед за ней. Завтрашние и послезавтрашние пенсионеры хорошо знают, что зарплата в большинстве организаций и учреждений не успевает вслед за инфляцией, и никаких гарантий того, что этот перекос как-то отрегулируется в обозримом будущем, нет.

Если реформу одобрят в октябре нынешнего года, то с 2014 года пенсии будут считать по-новому. Размер пенсии будет базироваться на индивидуальном коэффициенте пенсионера, который будут рассчитывать из соотношения имеющегося трудового стажа к его нормативной продолжительности (40–45 лет) и соотношения индивидуального среднего заработка будущего пенсионера за весь период трудовой деятельности к среднему заработку в стране за то же время. Этот коэффициент умножат на средний заработок в стране за квартал, предшествующий дате назначения или перерасчета пенсии.

Разработчики концепции планируют ввести обязательное пенсионное страхование для всех категорий трудовых мигрантов и лиц свободной профессии, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (фотографы, сиделки, домработницы, няни и др.). Как поясняют в Пенсионном фонде России, к самозанятому населению относятся индивидуальные предприниматели, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокаты, частные нотариусы и другие граждане, занимающиеся частной практикой.

Им предлагается самостоятельно отчислять в ПФ 22 % своего заработка, официальный размер которого они могут устанавливать в зависимости от того, верят или не верят они в то, что родное государство к моменту достижения пенсионного возраста их не обманет. Проблема выбора предстоит серьезная. Потому что рискнувшие уйти в свободное плавание руководствовались нынешними пенсионными законами, где гарантированный пенсионный минимум был обещан уже за пять лет трудового стажа.

На 1 апреля 2012 года в Саратовской области насчитывается 722 тысячи 324 человек пенсионного возраста. Из них 212 тысяч 208 человек (29,4 %) продолжают работать и после выхода на пенсию. По данным опроса Фонда общественного мнения, 36 % россиян хотели бы продолжать работать и после достижения пенсионного возраста (главная причина такого желания – слишком маленькие пенсии, вторая по значимости – «люблю свою работу, скучно сидеть дома»).

В России уже сегодня на 128 работающих официально приходится 100 пенсионеров. По официальным прогнозам, численность населения рабочего возраста за ближайшие 20 лет сократится на 11 млн человек. Это означает, что ежегодно трудовые ресурсы будут сокращаться на 300–400 тысяч человек. Таким образом, люди пенсионного возраста всё больше будут превалировать над работающей частью населения.

****

Демографический прогноз

Согласно оптимистическому прогнозу, разработанному региональным отделением Пенсионного фонда РФ по Саратовской области, уже в следующем году количество пенсионеров, получающих трудовую пенсию, увеличится до 682,5 тысяч человек. Сейчас их 678 тысяч.

Через пять лет в области будет насчитываться уже 709 тысяч трудовых пенсионеров, а через 10 лет – 738 тысяч. К 2025 году, как считают оптимистично настроенные специалисты Пенсионного фонда, в регионе будет примерно 750 тысяч пенсионеров, получающих трудовые пенсии.

При этом, согласно расчётам экспертов, с годами будет увеличиваться только количество пенсионеров «по старости», то есть пенсионерами будут становиться те, кто достигает определённого пенсионного возраста. Тогда как численность таких категорий, как пенсионер «по инвалидности» или «по случаю потери кормильца», в будущем неизбежно должна сокращаться.

Оптимистический прогноз по изменению численности трудовых пенсионеров в Саратовской области (тыс. чел.):

«В 2012–2023 годах в трудоспособный возраст в среднем ежегодно будет вступать 1,3–1,5 миллиона человек, тогда как выбывать из этого контингента будет 2,1–2,5 миллиона, – поясняет главный научный сотрудник Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН) Леонид Рыбаковский. – К 2020 году число лиц в трудоспособном возрасте сократится на 9,7 миллиона, притом что вся численность населения страны по сути не изменится. Такая нисходящая динамика населения в трудоспособном возрасте вкупе с возрастающей динамикой лиц, выходящих за пределы трудоспособности, вынудит государство, вне зависимости от мнения ученых и политиков, повысить пенсионный возраст».

***

По данным отделения ПФР по Саратовской области

Средний размер пенсии в Саратовской области составляет 8373 рубля 16 копеек.

Получателей трудовых пенсий, средний размер которой 8547 рублей, среди саратовских пенсионеров 678 тысяч 923 человека. Из них пенсию «по старости» (8829 руб.) получают 614 тысяч 126 человек, «по инвалидности» (5534 руб.) – 32 тысячи 998 человек, «по случаю потери кормильца» (6228 руб.) – 31 тысяча 799 человек.

Государственные пенсии (или пенсии по государственному пенсионному обеспечению) получают в Саратовской области 43 тысячи 401 человек. Её средний размер в нашем регионе составляет 5651 рубль 36 копеек.

Получателями госпенсий в том числе являются 813 бывших военнослужащих и членов их семей (в среднем по 8006 руб.), 1181 пенсионер, пострадавший от радиационных или техногенных катастроф (10508 руб.), 21 летчик-испытатель (56804 руб.).

На государственном пенсионном обеспечении находится 695 бывших госслужащих. Их средний пенсионный доход составляет 10713 рублей. Социальную пенсию – 5350 рублей – получают 40691 человек.

Около 6200 пенсионеров Саратовской области получают пенсии в двойном размере (в среднем по 21 тысяче 629 рублей). Например, инвалиды Великой Отечественной войны – 1380 человек, участники Великой Отечественной войны – 3799 человек, 313 вдов погибших военнослужащих, 632 родителя погибших военнослужащих. Две пенсии получают также обладатели знака «Жителю блокадного Ленинграда». Их в Саратовской области всего 133 человека.

Около 1100 человек в Саратовской области получают доплаты к своим пенсиям. В их числе 39 специалистов ядерного оружейного комплекса. Размер доплаты в среднем составляет на сегодняшний день 20 тысяч 860 рублей.

Члены лётных экипажей, которых в Саратовской области насчитывается 934 человека, в качестве доплаты к своей пенсии получают в среднем по 5796 рублей.

Работники организаций угольной промышленности – их у нас в регионе 121 человек – в дополнение к трудовым пенсиям получают по 2304 рубля.