Танцы экскаватора под группу «Queen»

Оценить
Конечным товаром является объект, квадратный метр и так далее

В минувшую среду в Саратове открылась 16-я специализированная международная выставка «Строительство. Отделочные материалы. Дизайн. 2012», а также 9-я специализированная выставка «Ярмарка недвижимости// Финансы. Кредиты. Инвестиции. 2012». 194 компании из 12 регионов России и из-за рубежа разместили в помещениях Дворца спорта и ледового дворца «Кристалл» свои экспонаты и стенды. При поддержке правительства Саратовской области выставку организовал центр «Софит-Экспо».

3D-кровля и другие

 

Выставка началась уже на площади перед Дворцом спорта, плотно заставленной экспонатами. Компании-участники привезли огромное множество продукции – кирпичи, отделочные покрытия, дорожную плитку, какой-то нехитрый фонтан, мобильную сауну. На одной грузовой машине красовался положенный набок бассейн.

Хитрые продавцы не упустили и современные тренды: на палатке с кровельным покрытием было написано «новая 3D-кровля». «Очки в комплекте не идут», – сказал продавец. Выяснилось, что 3D – всего лишь красивое название, и кровля никакого отношения к популярному видеоформату не имеет. Моё внимание привлёк коричневый кирпич, выгнутый спиралью. Может, у нас из таких теперь дома строят? Или всегда строили? Как выяснилось, такие гнутые кирпичи используются исключительно в рекламных целях – чтобы показать, что сделаны они из глины.

Рядом с «Кристаллом» стояли экскаватор и ещё одна машина с ковшом, напоминающая мини-грейдер. Чуть позже было показано небольшое представление: экскаватор под песню «We will rock you» группы «Queen» красиво кружил по асфальту, выделывал почти акробатические трюки, оператор машины показывал своё мастерство, закрывая огромным ковшом спичечные коробки. В расположенной рядом палатке я узнал, что стоимость экскаватора – три с лишним миллиона рублей. Было заметно, что танцующий экскаватор в некоторых местах попортил и без того неважный асфальт. «Предусмотрено ли восстановление покрытия?» – спросил я. Оказалось, что предусмотрено.

В манеже Дворца спорта посетителей встречали несколько чернокожих парней и вручали пакеты с каким-то печатным изданием. Эти пакеты потом пригодились, чтобы складывать яркие листовки, проспекты и газеты, щедро раздаваемые посетителям чуть ли не на каждом углу.

Внутри спорткомплекса экспонатов оказалось ещё больше, чем снаружи. Все их описать не получится. Мое внимание привлек стенд с оборудованием для изготовления декоративных элементов ограждений. Человек за стендом сгибал металл. Фирма оказалось немецкой, работник – тоже немцем. Рядом стоял переводчик. Выяснилось, что трудолюбивый немец является, если я ничего не перепутал, директором восточно-европейского направления фирмы. Фирма не имеет своего представительства в Саратове и даже не стремится его завести.

«Почему?» – спросил я через переводчика. «А зачем?» – ответил вопросом директор. «Будет больше прибыли!» Директор возразил, что наличие филиала не означает увеличения уровня продаж: «Придётся взять в аренду помещение, нанять двух или трёх девушек, которые будут там пить кофе. Оплатить проживание представителя фирмы. И это не означает, что у нас будет больше заказов, которые покроют эти расходы. Наоборот, когда находится хороший заказчик, мы гарантируем ему, что в случае осуществления сделки не будем появляться на этом рынке два-три года. У него будет меньше конкуренции, ему будет проще работать».

«Сладкие» оттенки

В одной палатке вообще никто ничего не продавал. На столе стояли баночки с краской, за столом сидели барышни разного возраста. Они назвались представителями журнала «Домой» и объяснили, что планируют заняться здесь творческим раскрашиванием. «Ну, вот видите, например, сумку? – мне показали ярко разрисованную матерчатую сумочку. – Это работа дизайнера. А мы сейчас попытаемся её повторить». Присоединиться к творчеству предлагалось всем желающим.

Помимо строительных и отделочных материалов, свои услуги предлагали различные финансовые учреждения – например, связанные cработой на рынке ценных бумаг.

Рядом с входом располагался длинный стол, на котором представитель журнала «Стройка» угощал посетителей зелёным чаем с печеньем, конфетами и сушками. «Почему вы всех угощаете?» – спросил я. «Потому что мы добрые». Во многих палатках стояли тарелочки с конфетами и кусочками шоколада, кое-где я видел яблоки и бананы. Представительница фирмы, специализирующейся на сайдинговых панелях, объяснила свою щедрость тем, что цвет их продукции имеет «сладкий оттенок» – карамельный, шоколадный и так далее. Мороженщик доставал мороженое из стильного зелёного лотка, прикрученного к велосипеду. Как бы было здорово, если бы он еще и разъезжал на этом велолотке по узким коридорчикам выставки!

Неожиданно я натолкнулся на стенд с кошельками и визитницами. «Какое отношение это имеет к строительству?» – спросил я у продавца. «Мы тоже ищем здесь клиентов. Может, компании какие-то закажут для своих работников наши изделия». Изделия можно было купить в розницу прямо на месте.

У дальней стены женщина продавала необычное мыло за 150 рублей. Прямо тут она вырезала на нём красивейшие узоры. Женщина приветливо поведала, что зовут её Оксана Трей и что помимо мыла она вырезает узоры на овощах и фруктах. Творческим вырезанием Оксана увлеклась, ведя бизнес по торговле пивом. Теперь пиво продают другие, а Оксана зарабатывает карвингом – именно так называется художественная вырезка из овощей и фруктов – на свадьбах.

Инструмент для продвижения

Выставку открыли торжественным разрезанием красной ленточки. В торжестве участвовали: новый министр строительства области Сергей Канчер, директор управляющей компании корпорации «Софит» Ирина Курышёва, депутат областной думы, генеральный директор ЗАО «Саратовоблжилстрой» Леонид Писной.

Я задал несколько вопросов Ирине Курышёвой:

– Ирина Анатольевна, эта выставка проходит уже в шестнадцатый раз. Как сильно изменился ассортимент?

– В соответствии с развитием строительной отрасли. Во-первых, состав изменился. Когда выставка только начиналась, это были отделочные материалы, сантехника. А сейчас – строительные материалы, оборудование для строительства, застройщики, финансовые институты. Выставка практически представляет всё, что так или иначе связано со строительной отраслью. В этом смысле изменения колоссальные. Достаточно много изменений, касающихся технологий: ежегодно на выставке представлено что-то новенькое либо в плане фасадов, либо в плане кровельных материалов. Из года в год появляется всё больше и больше новых экологических материалов. За последние годы стало развиваться направление малоэтажного строительства и всё, что с этим связано. И, разумеется, строительная техника развивается очень сильно.

– Как эта выставка влияет на развитие рынка?

– Наверное, не очень корректно будет выдернуть одну выставку из общего контекста и говорить о её конкретном влиянии. Я думаю, что влияет всё. Влияет и общеэкономическая ситуация страны. Влияют и государственные программы поддержки и развития отрасли. Влияет и общетехнологический прогресс, который позволяет создавать новые материалы, новое оборудование. И выставка в этом смысле – инструмент для продвижения продукта на региональный уровень. Выставка – это зеркало отрасли. Это веяния состояния ее развития на текущий момент.

Заложники климата или разгильдяйства?

У стенда компании «Тегола-Казань», предлагающей технологию производства дорожного покрытия, заслуженный саратовский строитель Леонид Писной сказал, что подобная технология уже где-то использовалась, но себя не оправдала.

– У нас был эксперимент с геосеткой на Московской, – начал подробно рассказывать Леонид Александрович. – Там был тощий асфальтобетон с малым содержанием щебня и эта самая пластиковая арматура. Что было на Московской, наверное, все помнят: делали в 2006-м или 2007 году, переделывали в прошлом. Пока, к сожалению, по нашей саратовской климатологии, больше оправдано использование асфальтобетонных смесей типа ЩМА – щебёночно-мастичного асфальтобетона. Улица Танкистов на этой смеси отстояла два года уже – от Сенного до Высокой. Может, в условиях более южного климата, где меньше перепады температуры «зима-лето», сетка себя оправдает: снижение асфальтобетона за счёт снижения расхода щебня очевидно.

– Почему такая разница между состоянием дорогам у нас и за рубежом?

– Мы – заложники климата. В наших вариантах возможно только сложное двухслойное покрытие, где, допустим, подстилающие слои будут из цементобетона, а верхние – из асфальтобетона. Но это супердорого.

– А как такую проблему решают, например, в Канаде, Норвегии? Там же тоже очень низкие температуры.

– Дело не в низких температурах, а в перепадах «лето-зима». Плюс есть ещё такой показатель, как морозостойкость, то есть количество циклов замораживания-оттаивания, которые должна выдерживать конкретная смесь материалов.

Но директор «Тегола-Казань» Сергей Пинаев с мнением Писного не согласен:

– Есть примеры строительства дорог зарубежными компаниями в нашей климатической зоне, и эти дороги работают. Несмотря на то что сама по себе мембрана дорогая (от 140 до 350 рублей за кв. м), при её использовании уменьшается стоимость самого «пирога». В Европе эти мембраны применяются уже не один десяток лет. Но при реализации проекта очень часто происходит подмена материала: привозится какой-то китайский вариант непонятного качества стоимостью в десять раз дешевле. Мы же не видим, что закапывается в землю. Причина такого состояния дорог в том, что технология строительства нарушается. Очень многие зарубежные компании хотят работать на российском рынке строительства дорог. Они делают заявку, делают экспериментальный участок – и он работает нормально. А слева и справа всё сыпется.

 

В Саратове кирпич – разный, а в Питере – лучший

Побродив по манежу, делегаты направились в «Кристалл» (в котором тоже размещалось несколько стендов), где прошла пресс-конференция. Помимо вышеупомянутых официальных лиц, к журналистам вышел генеральный директор выставочного центра «Софит-Экспо» Анатолий Бурлачук. Говорили о перенасыщенном рынке жилья: оказывается, жителям Саратова квадратные метры по сегодняшней космической стоимости просто не по карману.

Я попросил нового министра строительства Сергея Канчера оценить качество нашего саратовского кирпича.

– Вы мне задаёте это вопрос как кирпичнику? – понял он. – Про это я знаю всё. Качество нашего кирпича очень хорошее. Что касается рядового строительного кирпича, то я вас уверяю, что предприятие, которым я руководил до недавнего времени, Энгельсский кирпичный завод, – это предприятие, которое выпускает уникальный кирпич. Мы выпускаем кирпич марки «200» с морозостойкостью 100 циклов. Такой в стране кирпич или никто, или мало кто делает. Вообще, в Саратове и в области стройиндустрия развита очень сильно. Кирпичная – в особенности. Перспектива в этом смысле у Саратовского региона очень хорошая. Многие предприятия работают за пределами рынка области. Это – резерв. Наша задача – стройкомплекс развивать, а продукцию, которую производит наша стройиндустрия, оставлять здесь. Любой стройматериал не является конечным товаром. Конечным товаром является объект, квадратный метр и так далее.

«Контрольный вопрос» о качестве местного кирпича я задал представителям компании «Кирпичный двор». Они ответили: «Качество саратовского кирпича оставляет желать лучшего: здесь такая глина. В том числе и энгельсского – месторождения-то одинаковые. Самый лучший кирпич в стране производится, наверное, в Питере. А вообще, в России делают кирпич европейского уровня».