Производить можем, торговать – нет
В апреле египетские производители картофеля устроили пикетирования пикетирование посольства РФ в Каире. Причина – ограничение Россельхознадзором ввоза в Россию выращенной в стране пирамид картошки из-за выявления случаев заражения возбудителями опасных заболеваний. Египетские фермеры несут убытки – вот и возмущаются. А вот новый саратовский губернатор Валерий Радаев возмущается тем, что в Саратовской области слишком много египетского картофеля.
«Нельзя, чтобы выращенный в регионе картофель отправлялся в утиль, а в область завозились корнеплоды из Египта, – cказал Валерий Васильевич. – Необходимо поддерживать местного сельхозтоваропроизводителя на всех этапах». Узнавать, действительно ли всё так, я отправился в Крытый рынок.
Разной картошки сейчас там навалом. И интересовался этим продуктом не только я. К лотку с корнеплодами подошёл мужчина с похожим на депутатский значком на груди. Сопровождающая мужчину женщина деловито попросила продавца набрать немного картофеля и куда-то отнести.
– Она попросила вас продать подешевле? – заинтересовался я.
– Нет, это чтобы там не оказалось гнилой. Ты же видишь, кто это, – ответил продавец.
Все продавцы сошлись во мнении: самая лучшая картошка – из Базарного Карабулака. Этой картошки вообще бывает немного: выращивают её не хозяйства, а в основном частники, у которых объёмы поскромнее.
Есть на рынке картошка из Петровска, из соседних Пензенской и Тамбовской областей. Энгельсскую мне раскритиковали как самую дрянную. Красивый светлый картофель из Азербайджана, по мнению продавцов, тоже хорош. Стоит он очень дорого, под 160 рублей за кг, хранится недолго, около месяца.
Местная картошка тоже хранится мало – как полагают на рынке, потому, что её обрабатывают какими-то дешёвыми химикатами. А вот той самой, гонимой Россельхознадзором и Валерием Радаевым египетской картошки пока в Крытом мало. Ожидается чуть позже. Молодая. Люди её берут, по мнению продавцов, поскольку в это время наша прошлогодняя уже стала старой, а урожай новой ещё не подоспел. Было высказано мнение, что наш российский картофель ни в чём не уступает зарубежному собрату, но до больших городов наилучшие экземпляры этого продукта не всегда доходят – оседают на районных рынках.
По поводу намерения губернатора увеличить присутствие саратовской картошки на рынках областного центра один из моих собеседников-продавцов сказал: «Лучше бы он озаботился качеством некоторой картошки, поставляемой для продажи».
Заместитель министра по развитию растениеводства, технической политики, мелиорации и социального обустройства села Ростям Кудашев в ответ на мою просьбу прокомментировать реальность изменения картофельного рынка сказал: «Это надо исполнять, а не комментировать».
– У нас на сегодня есть цифры: 425 тысяч тонн картофеля мы планируем произвести в этом сезоне. Из них около 67 тысяч – на посадку, примерно 226 тысяч тонн на потребление, 41 тысячу на корма. Есть уверенность, что план мы выполним и закроем потребности населения области в картофеле в полном объеме. Не все могут поехать на наши сельскохозяйственные ярмарки, поэтому важным является вопрос реализации картофеля через торговые сети. Там есть свои требования: упаковка, товарный вид и другое. Над этим сейчас и будем работать. При непосредственном участии Валерия Васильевича Радаева в текущем году открыта логистическая компания «Покровская слобода» Энгельсского района, которая уже сегодня заключает договоры с фермерами на поставку картофеля и овощной продукции на свою базу с последующей её реализацией в сетевые магазины. За такими компаниями будущее.
Председатель ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Саратовской области «Возрождение» Александр Кожин ответил «Газете недели», что в 2011 году «наши корнеплоды оказались не востребованы».
– Мы можем производить картошку, но не можем ею торговать. Осенью – нет времени, идёт уборка, которую надо завершить до наступления заморозков. А весной не продаём, потому что просто не умеем. Нет развитой торговой сети. Логистический центр в Энгельсе, безусловно, первый шаг к её налаживанию. Но я думаю, даже для энгельсских фермеров он маловат.
«Дело за малым – реальной поддержкой, – сказал мне фермер из Базарно-Карабулакского района. – Последние 10–12 лет было больше разговоров, чем дел. Я побывал на дюжине совещаний, на которых обсуждались эти вопросы. Если будут созданы условия для реализации, картофель будет выращиваться, храниться, убираться. А сейчас мы не можем реализовывать его круглый год по нормальным выгодным ценам. Цепочка «поле-сортировка-упаковка-прилавок» должна быть выверенной. Что касается центра в Энгельсе, то, конечно, если больше никаких центров не будет, повезем картошку туда. Но некоторым хозяйствам везти свою продукцию в Энгельс в два раза дольше, чем в Саратов. Насчёт египетской картошки могу сказать одно: себестоимость её ниже нашей. Не знаю, за счёт чего. Может, климат, а может, удобрениями её пичкают. Нам же тоже надо платить зарплату, платить за электричество, топлива льготного не всегда хватает. По нашим дорогам фуру два раза в город пустил – она сломалась. Вот отсюда и себестоимость складывается».