Астраханские «каникулы»

Оценить
Здесь живут и действуют десятки гражданских активистов из разных российских городов

Саратовскому гражданскому активисту Роману Переверзеву билет на астраханский поезд оплатила Ксения Собчак. Накануне митинга 14 апреля в защиту Олега Шеина и его сторонников, голодающих больше месяца в знак протеста против фальсификаций на прошедших в Астрахани выборах мэра, с саратовского вокзала Романа провожали единомышленники. Встретить на том же месте пока не удалось. Активист уже больше недели живет в Астрахани, много общается с местными жителями, участвует в одиночных пикетах и регулярно выкладывает в Твиттере и «ВКонтакте» хронику событий, происходящих в самом известном теперь волжском городе. Деятельность Романа сегодня называется гражданской журналистикой. В Интернете гражданский журналист известен под именем Роман Помыч Переверзев (или просто RomanPomych).

Активисты обучают полицейских законам

Роман по телефону рассказывает чудовищные истории астраханских погорельцев, проживающих в частном секторе на известной теперь всей стране улице Бакинской. По мнению жителей, на землю под их домами положила глаз жена бывшего астраханского мэра, а ныне губернатора Волгоградской области Сергея Боженова, который, не успев сесть в губернаторское кресло, с размахом отметил свой день рождения в итальянском городе Монтекатини Терме в компании четырех десятков депутатов волгоградской облдумы, а также членов их семей, включая детей.

Имя супруги Боженова Ольги астраханцы называют в связи со строительством жилого комплекса (по мнению жителей, это бизнес Ольги Боженовой) на той самой земле, где сгорают частные дома. Люди рассказывают, что дома сжигают целыми улицами и кварталами – у тех, кто отказался переезжать на окраины города. В домах нередко заживо сгорают сами жильцы.

Активисты, приехавшие из разных российских регионов, воспринимают Астрахань частью своей жизни. «Даш, напомни, у нас когда последние дома сожгли?» – кричит Роман в сторону, пока мы общаемся с ним по телефону. Выслушав, отчитывается: «С воскресенья на понедельник сожгли еще три дома». То есть уже после митинга 14 апреля.

Даша Полякова – московская студентка, также приехавшая поддержать астраханцев. «Маленькая, худенькая девочка, примерно метр шестьдесят роста, – уточняет Роман. – Её судят за то, что она якобы избила трех накачанных парней». Даша, как вспоминает Роман, стояла в одиночном пикете. Три накачанных парня отобрали у нее плакат. Полиция, стоявшая поодаль, в ситуацию не вмешивалась ровно до того момента, пока эти же самые типы не разбили телефон активисту из Уфы, который снимал нападение на Дашу. Всех задержали. Качков выпустили первыми. На Дашу завели дело за мелкое хулиганство. Она якобы оскорбляла и то ли пыталась побить, то ли побила трех молодых людей спортивного телосложения. В пятницу, 20 апреля, суд признал Дашу виновной и назначил штраф в пятьсот рублей.

Вообще одиночным пикетчикам в Астрахани живется не очень комфортно. Случаи, когда неизвестные, но неизменно крепкие парни отбирают у них телефоны, разбивают фотоаппараты, не редкость. Впрочем, полиция активистов тоже не жалует.

«У нашего друга, который также снимал пикет, фотоаппарат из рук вырвал сотрудник полиции, подполковник Губин, – рассказывает Роман. – На днях к нам подходила пара сотрудников полиции. Товарищи сказали, что одиночные пикеты будут разрешены только 21 апреля. Они вообще юридически безграмотные. Пришлось зачитывать им законы Российской Федерации. У меня их полно в телефон закачано. Они же нам, кстати, сказали, что мы подходим под ориентировку злоумышленников, совершивших то ли угон автомобиля, то ли разбойное нападение. Пришлось опять зачитывать закон».

«V значит вендетта»

RomanPomych запечатлен на многих фотографиях из Астрахани. Человек в маске – это наш саратовский активист Рома Переверзев.

– Роман, а ты чего, собственно, в Астрахань отправился? – спрашиваю.

– Я принимал участие во всех протестных акциях в Саратове. Лозунг «Один за всех, и все за одного!» давно кажется мне самым важным. Меня вообще достало то, что происходит в стране.

– Тебе сколько лет?

– 24.

– И уже достало?

– Успело достать! У меня мама – бюджетница, я работал на выборах в статусе члена комиссии с правом совещательного голоса, слежу за событиями по Интернету. Приехал в Астрахань, собственными глазами увидел этот взорванный дом, ради которого сюда Путин приезжал: ужасное зрелище. Пообщался с людьми, у которых отнимают дома, а если отказываются – сжигают. 28 человек сожгли вместе с этими домами! Астраханцев необходимо поддерживать. Здесь каждый человек на счету. И мы должны добиться правды.

– Ты вообще собирался оставаться в Астрахани или планировал после митинга вернуться домой?

– Я по наивности думал, что всё быстро закончится, надеялся, что легко победим…

– А почему ты в маске по Астрахани ходишь?

– Я когда-то фильм смотрел «V значит вендетта». В начале фильма показаны сцены ареста и казни Гая Фокса, который в XVII веке руководил Пороховым заговором и пытался взорвать британский парламент. Маски в этом фильме стали символом протестного движения. Они, кстати, сейчас используются группой «Анонимус» и некоторыми участниками движения «Захвати Уолл-стрит».

Рому приютил какой-то астраханский парень. Впрочем, несколько дней активист жил непосредственно в штабе Олега Шеина. На том самом полу, на котором голодают экс-кандидат в мэры Шеин и его сторонники.

– Я когда первый раз в штабе ночевал, – говорит Роман, – пришел очень поздно. Часа в три ночи. Все уже спали. Только Олег Васильевич сидел за компьютером и работал. Вы смотрите не верьте, если кто-нибудь будет говорить, что он не по-настоящему голодает. Он безвылазно в штабе сидит, только второй раз за неделю сегодня выходил на улицу, но всегда на людях.

– У тебя есть что ответить тем, кто уверяет, будто покой Астрахани разрушили «понаехавшие московские политиканы», а сами астраханцы вполне себе поддерживали Столярова?

– Я каждый день с жителями общаюсь. Из этого общения получается, что все голосовали за Шеина. И никто из местного населения, между прочим, не выступает против приезжих. Наоборот, рады, что наконец-то об их проблемах узнала вся страна. Все жалуются, что городом правят бандиты.

Всю неделю в Астрахани живут примерно 25–30 гражданских активистов из разных российских городов. С жильем и едой им помогают астраханцы. Люди (из разных городов) перечисляют средства на «Яндекс. Кошелек», чтобы активисты имели возможность приобрести новые телефоны и фотоаппараты, которые им регулярно разбивают парни крепкого телосложения, и прочие технические приспособления, для того чтобы продолжать трансляцию в Интернете с места событий. Граждане хотят знать, что происходит в самом протестном городе страны.

Голодающие ждут мужского поступка от Чурова

Примерно полчаса мы общаемся по телефону с Еленой Гребенюк – корреспондентом интернет-издания «Кавказский узел». Елена голодает вместе с Олегом Шеиным с самого первого дня. «О прекращении голодовки речи не идет. Действия властей не позволяют нам даже думать об этом, – возражает она мне, когда я пересказываю появившиеся в Интернете сообщения, что Сергей Миронов с коллегами будет призывать Шеина прекратить голодовку. – К тому же голодовка – это личное дело каждого, кто бы ни призывал ее прекратить».

Елена уверяет, что они будут голодать до тех пор, пока Владимир Чуров не признает, что количество нарушений на выборах мэра Астрахани быль столь серьезным, что невозможно ручаться за то, что результат выборов не был сфальсифицирован.

Я недоверчиво спрашиваю:

– Вы верите, что Чуров когда-нибудь это скажет?

– Должен же человек совершить хоть один мужской поступок в жизни.

После этих слов я теряюсь. Потому что понимаю, что мужской поступок уже больше месяца совершает сама Елена. Представить господина Чурова… нет, не в этой роли, а в роли человека, отвечающего за свои слова (хотя бы одного слова), я при всем желании не могу.

Я спрашиваю, как они, голодающие, еще держатся, вспоминаю просьбы доктора Лизы о прекращении голодовки. А также слова другого доктора, заместителя главного врача астраханской станции скорой помощи Елены Котельниковой, заявившей, что Шеин точно не голодает.

– Я не могу понять, что подвигло этого врача дать такое заключение, – говорит Гребенюк. – История знает случаи, когда люди голодали по 134 дня. Что же касается доктора Лизы, она, действительно, каждый раз просит приостановить голодовку. Но в последний раз поняла, что убеждать меня бесполезно. Есть идеи, принципы… Как прекратить, если в суде до сих пор не рассмотрены жалобы с 2009 года? После выборов мэра в этом году мы опять же не сразу начали голодать. С 5-го по 15 марта писали жалобы, их тоже никто не рассматривал. Теперь мы уже не отступимся. Вы же журналист, вы должны понимать, что значит информационная блокада. В отношении нас она была мощнейшей. Информация о событиях в Астрахани слишком долго не выходила за границы самой Астрахани, о нас не рассказывали на федеральных каналах и не писали в газетах. Но у нас получилось прорвать эту блокаду, сейчас о нас знает весь мир. В субботу, например, должны приехать журналисты японского телевидения.

Елена говорит о том, что уже не осталось злости на власть, «столяринги» (провластные митинги в защиту нынешнего мэра Астрахани Столярова) вызывают только смех. Как они держатся без пищи, сказать трудно.

– Иногда так плохо, что я хочу одного – лежать. Но вдруг звонят по телефону и рассказывают, что опять задержали очередную девочку, вставшую в одиночный пикет в нашу защиту, тогда беру камеру и бегу… Полагаю, у всех нас сейчас адреналиновая мобилизация. У нас просто нет времени думать о том, как нам плохо. Мы всё время заняты делом.

А еще Елене не нравится, когда ей говорят: «А зачем протестовать, когда то же самое, что в Астрахани, происходит во всей стране?» Её ответ: «Начните с себя!»

– Знаете, когда десятки тысяч людей вышли на улицы Астрахани со словами «Когда мы едины, мы непобедимы!», у меня было такое чувство гордости, которое трудно передать. За Астрахань, за всю страну. Я действительно чувствовала, что мы по-настоящему едины. Или недавно в штаб пришла женщина, говорит: «Я специально прилетела из Сургута на пять дней, чтобы заменить кого-нибудь из вас на голодовке». Понимаете, я думаю, что если перемены не начнутся в Астрахани, куда приезжают люди со всех концов страны (от Калининграда до Камчатки), они вообще не начнутся в России.

P. S. В прошедшую субботу, 21 апреля, в Астрахани прошел еще один митинг, на котором Олег Шеин заявил, что не исключает возможности постепенного выхода из голодовки при условии, если трое его соратников, которые в пятницу были задержаны после того, как устроили «похороны свободы слова», попытавшись возложить венок у здания телекомпании «Лотос», будут отпущены на свободу. Задержания в Астрахани продолжились. В воскресенье Роман Переверзев написал в Твиттере: «Олег Шеин и Лена Гребенюк под капельницей»…