Балтайско-хвалынская аномалия

Оценить
Балтайско-хвалынская аномалия
Много камыша придется выкорчевать, прежде чем мраморные лестницы ниспадут в Волгу с Зеленого острова
Опыт исследования влияния песчаных холмов и меловых гор на властные фантазии и прожекты

«Послышался леденящий душу свист. Это летела первая ласточка». А несла она в клюве пресс-релиз. Один из самых первых релизов нового губернатора…
«Сегодня, 16 апреля, перед началом постоянно действующего совещания губернатор области Валерий Радаев проинформировал членов правительства об итогах поездки в Москву. Напомним, на прошлой неделе глава региона провел в столице два рабочих дня. В рамках визита Валерий Радаев встречался с представителями федеральных министерств и ведомств – для того чтобы решить важные для Саратовской области вопросы…

В Москве состоялась рабочая встреча губернатора с президентом Российского союза промышленников и предпринимателей Александром Шохиным.

Руководители обсудили возможность реализации ряда инвестиционных проектов на территории Саратовской области. В их числе – проект «Зелёный остров» стоимостью 7 миллиардов евро, который предусматривает строительство культурно-развлекательного комплекса отдыха на воде. Как отметил глава региона, масштабы строительства этого туристско-развлекательного центра сопоставимы с проектом Сочи-2014. Это будет крупный комплекс, объединяющий объекты на берегу и на одном из волжских островов. Проект предусматривает в любое время года широкий спектр возможностей для спортивного и культурно-образовательного отдыха, включающего путешествия по Волге, посещения памятных мест и культурных центров региона.

Пресс-служба губернатора области».

Грузите миллиарды бочками

И повеяло на саратовскую прессу чем-то родным, еще не забытым, но, казалось, ушедшим безвозвратно… Однако, оно возвращается!

Помню, как в конце 90-х годов мне, тогда собственному корреспонденту «Независимой газеты» по Саратову и области, завидовал коллега из Великого Новгорода, жалуясь на своего губернатора Михаила Прусака:

– Наш-то сидит себе и работает тихо, мирно. Никаких событий, никаких заявлений, никаких сенсаций. Писать совершенно не о чем! То ли дело ваш Аяцков: что ни неделя, непременно что-нибудь да отчебучит – пиши не хочу!

И в самом деле: заявленный размах проекта «Зелёный остров» совершенно в духе Дмитрия Федоровича.

Правда, объем государственных и частных инвестиций, вложенных в строительство спортивных, туристических объектов и создание инфраструктуры проекта Сочи-2014 оценивается, по некоторым источникам, в 30 с лишним миллиардов долларов, то есть более чем в 20 миллиардов евро. Но это – на целую столицу зимней Олимпиады, а тут 7 миллиардов – на один только Зелёный остров! Прав Валерий Васильевич, действительно «сопоставимо»! Да весь бюджет Саратовской области составляет около 70 миллиардов рублей, то есть 1,8 миллиарда евро по вчерашнему курсу Центробанка.

Коль скоро новый губернатор столь горазд грузить в область апельсины бочками, то есть, пардон, евровалюту десятками миллиардов, то какое поле деятельности раскрывается перед ним! Достаточно только воплотить в жизнь несколько самых красивых аяцковских проектов – и памятник Валерию Васильевичу гарантирован, рядом с Петром Аркадьевичем, если не с Сердцем губернии. А уж если вспомнить еще и пару-тройку блестящих идей доаяцковских времен – тогда нет слов…

То, что ДФ не построил, мы построим!

Аквапарк на Зеленом острове, конечно, не Радаев придумал. И, возможно, даже не Аяцков. Пожалуй, идея эта возникала еще на излёте советских времен.

Дмитрий Федорович – он другой остров намеревался волшебным образом преобразить. Побывал в Японии, увидел там аэропорт на острове в морском заливе и загорелся! На Казачьем, говорит, будем строить международный аэропорт.

Так вот, если бы теперь «отстегнуть» от семи миллиардов евро (куда столько Зелёному, вы смеётесь!) половинку да соорудить-таки на песчаном Казачьем давно обещанный аэропорт, а потом между двумя островами «выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян»… Впрочем, это уже описано Гоголем.

Но что делать, если всё, что ни происходит в России, а особенно в российских властных поднебесных сферах, уже давно описано классиками: или Гоголем, или Салтыковым-Щедриным, или в крайнем случае Ильфом и Петровым. Уж и неловко сравнивать Саратов (не тот Саратов, в котором мы живем, а тот, что рисуется в сладких снах нашим начальникам, «нашим защитникам и нашим печальникам») – да, неловко, признаю, сравнивать его с Нью-Васюками. Это давно стало общим местом. Да ведь приходится!

Тридцать три!

Вот еще одно предложение для команды нового губернатора, еще одна аяцковская «незавершёнка»: тридцатитрехэтажный бизнес-центр на месте СарГРЭСа.

С пресс-конференции, где эта затея была провозглашена году эдак в 1997-м, коллега по «Саратовским вестям» Александр Степанович Нестеров вернулся потрясенным. Он что-то шептал, глаза его светились ожиданием драгоценной находки. Он кинулся к своему столу, где в ящике всегда наготове держал двухтомник Ильфа с Петровым, раскрыл «Двенадцать стульев» на главе XXXIV «Междупланетный шахматный конгресс» и ахнул: «Вот гении! Вот провидцы! Они даже этажность предсказали:

«Ослепительные перспективы развернулись перед васюкинскими любителями. Пределы комнаты расширились. Гнилые стены коннозаводского гнезда рухнули, и вместо них в голубое небо ушел стеклянный тридцатитрехэтажный дворец шахматной мысли…

Мраморные лестницы ниспадали в синюю Волгу. На реке стояли океанские пароходы. По фуникулерам подымались в город мордатые иностранцы...»

С каждого боку по фуникулеру

Кстати, о фуникулёре. Это еще один из забытых саратовских прожектов, на этот раз – доаяцковской эпохи. Помнится, в бытность первым секретарем обкома КПСС Александра Хомякова, прославившегося тем, что отправил в металлолом все литые чугунные решетки саратовских скверов, было объявлено: будем строить фуникулёр – от «Липок» и до парка Победы.

Начальство в те времена, как и в нынешние, не утруждало себя чтением справочной литературы, иначе оно знало бы, что «фуникулёр... представляет собой подъёмник, в котором перемещение людей и грузов производится в вагонах, движущихся по наклонным рельсовым путям между верхней и нижней станциями при помощи каната, связанного с вагонами и приводной лебёдкой» (Большая советская энциклопедия).

Соответственно, простая мысль, как и зачем проложить «наклонные рельсовые пути» из центра города по совершенно горизонтальной поверхности через жилые кварталы, и не могла прийти в начальственные головы. Скорее всего, они имели в виду канатную дорогу, но и это было бы очень забавно. Рекомендуем новым властям заняться. Кстати, «фуникулеров» потребуется по крайней мере два: один по «старой» линии от «Липок», второй – на ту же Соколовую гору, но с другой стороны, с Зелёного острова, из аквапарка. Мордатые иностранцы оценят.

Зеленый остров мелового периода

У Константина Паустовского в повести «Золотая роза» есть такой персонаж – геолог Шацкий, повредившийся на одной, впрочем, довольно безобидной мании. Он видел страшную опасность в том, что «город Ливны стоит на самых мощных в Европе толщах девонского известняка», поскольку «зачаточная психическая энергия» обитателей девонского геологического периода «сконцентрировалась в моллюсках-аммонитах. Окаменелыми аммонитами буквально насыщены пласты девонского известняка». По мнению помешавшегося геолога, эта сумеречная психическая энергия временами вырывается из древних пластов на волю, заражая и губя всё окружающее, вызывая мор, глад, войны и прочие бедствия.

Он, конечно, переборщил, этот геолог. Ничего губительного в этих древних пластах нет. Но что же всё-таки есть? Вспоминается, как в детстве, гостя у родственников в Балтае, я устраивал раскопки на песчаных, поросших соснами холмах над селом. Каких только окаменелостей там не было: моллюски, завитые в спираль, хрупкие веточки древних деревьев, радужные перламутровые отпечатки причудливых раковин в пластах песчаника…

Потом-то я понял, откуда эта причудливая фантазия у балтайского мальчишки Димы Аяцкова, ставшего губернатором. Конечно, всё дело в психическом излучении древних пластов – не агрессивном, которого страшился геолог Шацкий, а безобидно фантасмагорическом.

Теперь, судя по всему, центр этой эманации, порождающей буйные фантазии, граничащие со сказкой, переместился с балтайских песчаных холмов на хвалынские меловые горы.

Еще бы: в меле, то есть практически в тех самых известняках, концентрация всякой древней живности, не реализовавшей свой творческий потенциал, куда больше, чем в песках. Вспомнили эти аммониты-белемниты свою доисторическую молодость, взгрустнули и решили порезвиться: строим, говорят, аквапарк юрского, то есть, виноват, мелового периода!

Веселей, ребята!

Много еще предстоит достроить новому губернатору и его команде. Причем иногда это можно сделать без всяких дополнительных капиталовложений, а, наоборот, с большой экономией. Дмитрий Федорович, например, как-то проехавшись по городу, возмечтал о пешеходной зоне от набережной и до «Техстекла»!

Немного найдется желающих пройтись пешком по всему этому маршруту, вдыхая гарь, доносящуюся с проезжей части. Но это – если добровольно. А если принудительно? Саратовцы в последние зимы уже начали привыкать ходить пешком на работу из Ленинского района в центр и наоборот. А если еще и трамвай постепенно извести как чуждый столице Поволжья отсталый, архаичный вид транспорта, результат будет блестящий.

А одна из последних идей Аяцкова – пятикратное расширение территориальных границ Саратова, в результате чего в городской черте должны оказаться такие села, как Сабуровка, Клещевка, Усть-Курдюм. Дмитрий Федорович полагает, что расширение города «неминуемо решит жилищную и транспортную проблему, дополнительный ввод коммуникаций».

Да, да, да! «Жители Москвы, стесненные жилищным кризисом, бросятся в ваш великолепный город. Столица автоматически переходит в Васюки. Сюда приезжает правительство…»

А столичный мэр Сергей Собянин кусает локти: его-то расширение Москвы до Калужской области в сравнении с саратовским проектом «имеет невинный вид детской игры в крысу».

Учитесь у Дмитрия Федоровича, господа новая команда! Веселее глядеть! Смелее беритесь за самые утопические проекты! Тем более что вы ничем не рискуете. Как долго строили новый ТЮЗ – четверть века? Вот и парк на Зелёном планируйте на столько же. А за это время – уж что-нибудь да переменится, либо эмир, либо ишак… Кто же с вас тогда спросит за эти семь миллиардов?