Об ироничном поплевывании
В среду на канале «Россия-1» показали двухсерийный фильм, снятый специально к 150-летию со дня рождения Петра Столыпина. За Петром Аркадьевичем в российской истории давно закрепилось определение «великий реформатор», авторы документальной картины представляют героя как «премьер-министра России, остановившего революцию 1905 года, резко поднявшего уровень развития страны и фактически отсрочившего Первую мировую войну».
Отдельные саратовцы особо ждали премьеру этого фильма – ведь немалая часть съемок проходила в нашем городе, кому-то даже удалось сняться в картине в качестве массовки. Что же удалось Михалкову и режиссеру Элле Тухарели снять в грязном весеннем Саратове?
Героев в фильме, как оказалось, два – Столыпин и террорист, стрелявший в него в киевском театре, Дмитрий Богров. Третьим стал сам Михалков, который с присущим ему пафосом из эпизода в эпизод ставил себя на место Петра Аркадьевича.
В начале Никита Сергеевич, сидя за столом из экспозиции Саратовского музея краеведения, рассказывает о теракте на даче Столыпина в Петербурге. «Удивительно, не было ни одной комнаты, которая не пострадала от этого взрыва, кроме одной. Кабинета Петра Аркадьевича Столыпина, в котором он за этим столом занимался государственными делами. В этот раз господь уберег его», – заявил рассказчик. А далее нам уже показали якобы крещение премьер-министра Российской империи. Младенца для этих съемок нашли тоже в Саратове.
Эффектно комбинируя натурные съемки, хроники и фотографии с добавленным компьютером трёхмерным эффектом, документалисты рассказали об истории семьи Столыпиных, о детстве и юности героя. «Дворянская честь – ключ к пониманию Столыпина», – заявили авторы и далее только приводили примеры этой самой чести и хвалили героя за его идеи и реформы, не упоминая об их сути. К заслугам Столыпина приписали тот факт, что он вызвал на дуэль одного из депутатов Госдумы, который при премьер-министре изобразил «столыпинский галстук».
Детально авторы юбилейной документалки расписали момент, когда саратовский губернатор Столыпин на главной площади города бросил одному из недовольных мужиков своё пальто. Ситуацию Никита Сергеевич показывал практически на пальцах, стоя на Театральной площади с потрескавшимся асфальтом на фоне фасада здания областного правительства и памятника Ленину. Эпизод получился скорее комичным, нежели документальным.
Проехал рассказчик и в вагоне, в котором премьер-министр якобы добирался до Киева. А вот киевский театр, где, собственно, и убили премьер-министра империи, снимали в Саратовском театре оперы и балета. Для массовки набрали студентов, на сцене, говорят, воссоздали кусок из оперы, которую Столыпин смотрел в вечер покушения. На деле получилось так: два ряда молодых людей, среди них Михалков. Он оборачивается и вполголоса рассказывает, где сидел террорист Богров. Поведи себя так Михалков на настоящем спектакле – его бы зашикали любители оперы.
Весь фильм меня не покидало ощущение, что Никита Сергеевич – это какая-то пародия на Леонида Парфенова в его исторических документальных фильмах. И вроде бы всё правильно – тот самый стол, тот самый вагон, авторитетные и экспрессивные историки в кадре, отрывки писем Столыпина и императора Николая II. Но что-то вызывает отторжение. И это что-то – дидактика. Авторы фильма всё время пытаются что-то внушить зрителю. То Столыпину было тяжело вырасти таким, каким он вырос, потому что молодежь кругом увлекалась марксизмом, а то и вовсе была нигилистами. «Сейчас таких называют пофигистами», – уточняет рассказчик. А уж финальный монолог руководителя проекта и вовсе перечеркнул все юбилейные потуги документалистов. Михалков посетовал, что те, кто желали смерти Столыпину, были чрезвычайно недальновидны и пожалели об ошибке. А потом Никита Сергеевич произнёс фразу, которая явно не касалась ни Столыпина, ни террористов: «Есть смысл задуматься тем, кто иронично поплевывает в своё настоящее и прошлое, не думая, какое и их ждёт будущее».