Дрянь в вешних водах
О двух случаях загрязнения окружающей среды сообщили на минувшей неделе региональные информационные агентства. Жителей Энгельса напугали сбросом канализационных стоков в озеро Банное, на очистку которого в августе прошлого года комитетом охраны окружающей среды и природопользования было потрачено свыше 40 миллионов бюджетных рублей. А жителей города Аркадак обеспокоили повышением уровня аммиака в воде реки Хопер. Наш корреспондент попытался разобраться в ситуации.
Единичное для России дело
Канализационные стоки в озеро Банное сбрасывались с 7-го по 16 марта. По некоторой информации, сточные воды содержали отходы производства. В результате предельно допустимая норма по ряду химических веществ в озере, по разным сведениям, была превышена в несколько раз. Согласно предварительным данным, в воду попало около 10 тысяч кубометров нечистот. Напорная станция, с которой произошла утечка, принадлежит акционерному обществу c монументальным названием «Айсберг».
Банное озеро попадает в новостные сводки не в первый раз – в марте СМИ писали о сооружаемой на нём свалке грязного снега. Тогда представители городской администрации пояснили, что свалка эта временная, так как доставке снега в места, для него отведенные, мешают плохие погодные условия.
«По ситуации вокруг озера идёт проверка, – рассказал «Газете недели» заместитель прокурора саратовской межрайонной природоохранной прокуратуры Алексей Советов. – Когда она закончится, можно будет что-то говорить». По его словам, результаты проверки будут получены приблизительно в течение месяца. Как выяснилось, никаких жалоб со стороны в прокуратуру не поступало. Факт разлива был зафиксирован в результате прокурорской проверки. «То, что стоки попадают в реку, было видно невооружённым глазом, – сказал Советов. – На данный момент утечка устранена».
По совету Алексея Владимировича я обратился к руководителю 4-го природоохранного следственного отдела Волжского межрегионального природоохранного следственного управления РФ – тоже Алексею Владимировичу, только Меньшикову. Он сообщил, что решается вопрос о возбуждении «экологического» уголовного дела, таких дел по России – единицы. И не потому, что мало загрязняют, а потому, что этим мало занимаются, не хватает специалистов.
«Авария произошла по причине поломки насосного оборудования канализационно-напорной станции, – рассказывает Алексей Меньшиков. – Сальники пропустили воду, вода подтопила двигатель. В результате насос сломался. Сейчас мы сотрудничаем со СМИ по этому происшествию – мы хотим, чтобы рыбаки, занимавшиеся ранее рыбалкой на Банном озере, связались с нами. Нужно прояснить у них некоторые вопросы, в том числе по видовому составу рыб. Так что я попрошу вас опубликовать эту информацию и наши телефоны».
***
Телефоны 4-го природоохранного следственного отдела Волжского межрегионального природоохранного следственного управления РФ: (8452)51-04-78, 51-05-01.
***
Сейчас рыбу, выловленную в озере, есть не рекомендуется. Вода загрязнена целым рядом веществ, в том числе аммиаком, соединениями железа, нарушены гигиенические показатели. Требуется установить точный объём сброса. Следователи уже выяснили, что собственники эксплуатируют эту станцию с 2007 года при минимальных финансовых вложениях. «Если дело будет возбуждено, то, скорее всего, по части 1-й статьи 247 УК РФ – нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, создавшее угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде», – сказал заместитель руководителя 4-го природоохранного следственного отдела Волжского межрегионального природоохранного следственного управления РФ Андрей Ларьков.
Когда верстался номер, стало известно, что решение о возбуждении уголовного дела принято.
С берегов что-то смыло
В распространённом региональным отделением ЛДПР заявлении говорится, что 7 апреля в реке Хопёр было зафиксировано повышенное содержание аммиака. Особой новости в этом нет. Весной и осенью в Аркадаке «традиционно» на несколько дней отключают подачу воды. В это время по реке движется аммиачное пятно, и когда оно удаляется от водозабора, водоснабжение возобновляют. Сбросы аммиака связывают с работой предприятия «АркадакСпирт». По информации отделения партии, в последнее время в районе участились случаи заболевания дыхательных путей. А во время отключений подачи воды люди чаще попадают в больницы с признаками острых отравлений. В последний раз водоснабжение было прекращено как раз 7 апреля.
Деятельность аркадакских производителей спирта не в первый раз попадает в поле зрения прессы. По мнению местных жителей, продукты переработки спирта (так называемая барда), содержащиеся в бардоотстойнике, продолжающие бродить, смешиваются с отходами располагавшегося недалеко совхоза – отсюда и получается такой раздражающий жителей «аромат», распространяющийся по округе.
Спиртовой завод в Аркадаке существует ещё с советских времён. В 2007 году ООО «Аркадакский спиртзавод» был признан банкротом и деятельность прекратил, после чего производством спирта занялись ООО «РОСБИО» и ООО «АркадакСпирт» (по некоторым неподтверждённым сведениям, последнее арендует производственные мощности у первого). После этого сброс в бардоотстойник прекратился – новые производители на баланс его не принимали, а свою барду планировали пустить на кормовой продукт для скота. По слухам, иногда на территории якобы уже не используемого для сбросов бардоотстойника велись подозрительные земляные работы.
В 2009 году была проведена внеплановая проверка, которая показала, что нормы некоторых веществ (в том числе сульфат и хлорид ионов, взвешенных веществ) в речной воде недалеко от завода превышены в несколько раз. Против инженера «АркадакСпирта» тогда было возбуждено административное дело о нарушении требований к охране водных объектов.
В мае 2011 года средне-волжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена внеплановая проверка предприятия. Было выявлено 28 фактов нарушений обязательных требований промышленной безопасности, составлены протоколы об административном правонарушении. Работа предприятия была приостановлена почти на неделю, после чего районный суд установил наказание в виде административного приостановления эксплуатации части объектов производства сроком на 50 дней.
Факта загрязнения реки в тот период зафиксировано не было. Об этом правительство Саратовской области сообщило главе администрации Балашовского района, в котором так же, как и в Аркадаке, протекает Хопёр.
«В результате внеплановой выездной проверки ООО «АркадакСпирт», проведённой 4 мая 2011 года прокуратурой Аркадакского района с участием специалистов комитета охраны окружающей среды и природопользования области и привлечением аккредитованной экоаналитической лаборатории ООО «Биосфера», фактов превышения предельно допустимых концентраций (далее ПДК) ионов аммония (аммиака) как в р. Хопер и р. Аркадак, так и в двух водовыпусках Аркадакского спиртзавода не установлено. По данным лабораторных исследований, проводимых МУП «Балашовское ЖКХ» ежедневно не менее трех раз в день, за период с 9-го по 26 апреля текущего года, а именно в паводкоопасный период, ни одного случая превышения ПДК по аммиаку и иону аммония в исходной воде р. Хопер в районе водозабора г. Балашова не установлено», – сообщали муниципальным чиновникам чиновники областные.
Но по другой информации, упоминаемое в письме муниципальное предприятие «Балашовское ЖКХ» чуть ранее выдало главе администрации Балашова совсем противоположную справку, в которой факт загрязнения реки Хопёр подтверждался.
9 апреля 2012 года специалисты саратовского отделения Роспотребнадзора на своем сайте успокоили балашовцев сообщением о том, что в питьевой воде города Балашова концентрация аммиака находится в пределах допустимых значений и составляет от 0,02 до 0,7 мг/л при норме 2,0 мг/л.
«Ежегодно в воде р. Хопер в паводковый период отмечается превышение содержания аммиака, что может быть связано с резким обмелением реки, накоплением химических веществ в донных отложениях и анаэробным окислением органики в период ледостава. По результатам лабораторных исследований воды р. Хопер в паводковый период содержание аммиака увеличилось с 0,15–0,17 мг/л до 1,13–1,19 мг/л при норме 1,5 мг/л, что характеризуется паводковыми явлениями», – установили контролеры.
Но Интернет полнится гневными комментариями людей, в которых говорится и о попадании отравившихся в больницы, и о том, что из-под крана течёт чуть ли не чистый аммиак, и про отключения воды. Люди грешат на всё тот же спиртзавод и жалуются на то, что он то ли принадлежит каким-то москвичам, то ли находится под присмотром людей из Москвы, и якобы поэтому в провинциальном Аркадаке им всё сходит с рук.
Я спросил нового председателя комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области Андрея Андрющенко, знает ли он о ситуации с Аркадакским спиртзаводом.
«Для начала мне нужно как следует в неё вникнуть, – сказал Андрющенко. – Я сегодня первый день в должности (ранее он руководил МУП «СпецАТХ» и занимал пост заместителя главы администрации Ленинского района. – Прим. ред.). Нужно получить анализы проб воды, узнать точное количество попавшего туда аммиака. После чего оценить нанесённый ущерб и уже отсюда делать выводы. Далее будет решаться вопрос о соответствующем принятии или непринятии мер к предприятию и его руководству».
Начальник территориального отдела Роспотребнадзора по Саратовской области в Ртищевском районе (в их ведомстве находится и Аркадак) Виктор Дуняк сообщил редакции, что пробы воды были сделаны 6 апреля по заданию прокуратуры в трех точках в реке Аркадак и в двух точках в реке Хопёр. Превышение нормы было зафиксировано в Хопре: выше водозабора – 3,25 ед., ниже – 3 ед. (норма – 1,5 ед.). С этого же времени город перешёл на водоснабжение из подземных источников. В более поздних пробах воды из рек, взятых за последнюю неделю, превышения норм по аммиаку зафиксировано не было.
Превышение норм 6 апреля Виктор Дуняк связывает с тем, «что во время половодья с берегов что-то смыло». «Это и стало причиной. Но в зоне санитарной охраны нашего ведомства таких источников загрязнения нет. Знаете, когда Хопёр только начал вскрываться, он почему-то стал даже немного чище», – говорит специалист Роспотребнадзора.
Заместитель директора по общим вопросам ООО «АркадакСпирт» Сергей Петренко на просьбу прокомментировать ситуацию с аммиаком отреагировал недоуменно:
– А какая здесь связь с нашим заводом? Завод отношения к загрязнению рек аммиаком не имеет, у нас в производстве нет отходов аммиака. Тут полно комиссий, нас постоянно проверяют, так что здесь всё нормально. Вы посмотрите, сколько воды кругом, пастбища затопило, сколько всего смывается.
– А барду в бардоотстойник вы не складируете? Местные жители говорят, что на его территории велись какие-то работы.
– Знаете, говорить можно что угодно. Никаких подтверждений этим слухам нет.
Я попытался узнать, как на самом деле связаны между собой «АркадакСпирт» и «РОСБИО». Но Сергей Петренко попросил «в эту тему не углубляться».
Палка о двух концах
В общественном экологическом движения «Среда» тоже считают, что ситуация в Аркадаке со спиртзаводом не связана: в его производстве аммиачные отходы не предусмотрены.
«Повышение уровня аммиака в реке связано с обычным человеческим свинством, – сказали мне. – По берегам реки находится множество несанкционированных свалок, в том числе и навоза. Устроены они как хозяйствами, так и частными лицами. Сейчас снег растаял, наступило половодье, и вся эта дрянь естественным образом попала в воду. Отсюда и повышенный уровень аммиака. И в прежние периоды его повышение было связано, скорее всего, именно с этим же. Хотя, может быть, кто-то реку и загрязняет. Но чтобы с уверенностью сказать, что кто-то что-то куда-то сбрасывает, нужно поймать его за руку. А сделать это чрезвычайно непросто. Процедура проведения проверки очень сложна, нужно получить разрешение прокуратуры, за три дня предупредить проверяемых. Во время проверки на месте должно присутствовать руководство – иначе мероприятие сорвётся. По закону проверка производится раз в три года, не чаще. Существуют внеплановые проверки – они проводятся по заявлению жителей или организаций. Но и о них тоже нужно предупреждать заранее. Так что загрязнители имеют неплохие шансы скрыть факты и уйти от ответственности. Такие законы были приняты, чтобы не кошмарить бизнес. С одной стороны, всё верно: инспектирующие лица ведь не должны пользоваться своим служебным положением в корыстных целях. С другой, теперь этим могут пользоваться сами организации. Так что это палка о двух концах. Касательно Банного озера – тут ничего конкретно сказать не могу. Насколько я знаю, за дело взялась прокуратура, надо ждать результаты проверки. Кстати, ту самую свалку снега там убрали только частично».
13 апреля на сайте правительства Саратовской области комитет по охране природных ресурсов официально заявил, что превышение уровня аммиака в реках Аркадака – следствие банального загрязнения берегов бытовыми отходами и навозом. Там же сказано, что комитет приступил к подсчёту ущерба и в дальнейшем планирует предъявлять иски.