Большие надежды
Новый экономический блок правительства Саратовской области в минувшую пятницу пригласил журналистов на брифинг. Встреча длилась 1 час 17 минут и была очень важной. Мы узнали о первых шагах и будущих направлениях в деятельности заместителя председателя правительства Павла Большеданова, министра экономического развития Владимира Пожарова, министра инвестиционной политики Романа Федосеева, министра-председателя комитета по управлению имуществом области Олега Галкина.
Главное программное слово произнес Павел Большеданов. Начал с принципиальных изменений в структуре экономического блока. «Всё, что связано с торговлей (а вы понимаете, что это главные финансовые потоки: либо деньги уходят с территории, либо остаются здесь), будет передано в минсельхоз, в силу того что самый главный поток у них – переработка, пищевая промышленность, которая пока не имеет надежных постоянно действующих рынков сбыта». Министерству экономики отдадут надзор за внешнеэкономической деятельностью, которая была в министерстве инвестиций: «это та же торговля, только за доллары и евро». Изменения продолжатся, так как сейчас идет анализ деятельности отделов, управлений и людей, занимающих должности их руководителей. Смотрят «с функциональной точки зрения – что это за человек, какую функцию он нес, какую должен нести». Обещаны «точечные кадровые решения, которые ни в коем случае не будут похожи на кампанейщину».
После этих ясных слов Павел Владимирович вынужден был перейти к скользкой теме неэффективных расходов предыдущего правительства. «Понятно, что законодательство в один миг не поменяешь, – начал он издалека. – Область будет работать по тем правовым нормам, которые существуют в РФ. Но нам предстоит вскрыть резервы – внутренние и внешние. Внутренние – это мобилизация налогов, это расходы неэффективные». – Здесь журналисты были отосланы к отчетам счетной палаты области.
Павел Владимирович попросил учесть его компетентное мнение человека, который регулярно читал все отчеты счетной палаты области: «Там в каждом акте есть на самом деле зерно». «Зерно» от юридического обвинения отличается тем, что, основываясь на нем, «нельзя применить санкции». И неэффективность правительственных чиновников под руководством Павла Ипатова, «которая измеряется миллиардами рублей», пока никак не получится использовать на благо области. Они остаются таким полумифическим резервом, который взыскать хочется, но нет механизмов. «Но само понятие неэффективности использования волнует уже не только саратовских депутатов. Эту тему поднимает глава российской счетной палаты Степашин в коридорах Госдумы, настаивая, что этому термину пора дать конкретное юридическое звучание и определение», – сказал Павел Большеданов и пообещал, в ожидании новых правил, неэффективной траты денег не допускать, перераспределяя с неважных направлений на важные.
В области плохо с бюджетной обеспеченностью, и социальные расходы снижать нельзя, а они, признает новый руководитель финансово-экономического блока, составляют основной процент публичных обязательств. «Структура нашего бюджета из-за нашей бедности оказалась сама по себе экономной», – сказал Большеданов. И пообещал, что от правительства Ипатова правительство Радаева будет отличаться профессионализмом. Теперь никто не будет ставить себе в заслугу в отчетах рост процентов. «Это данность. Мы должны заниматься анализом процессов в той или иной сфере деятельности… Конечный результат выражается все-таки в доходах бюджета, а не в росте процентов в той или иной отрасли, которые нельзя пощупать».
Затем Павел Владимирович сравнил экономику Саратовской области с самолетом. «Если отключить автопилот (он помогает летчику преодолеть боковые ветры, встречные ветры, точно выдерживать курс, выдерживать скорость, высоту, обороты двигателей), самолет будет скатываться в ту или другую сторону и может вообще упасть. Нам надо найти такие рычаги управления, чтобы они, как автопилот, везли наше хозяйство в правильном направлении». Правильность по Большеданову – это оптимальные расходы в сочетании с большими доходами.
Оптимизировать расходы начнут с самых разных сторон. Будет изучено, как льготы (деньги из областного бюджета) соотносятся с носителями льгот. Десятки миллионов рублей Павел Большеданов уже знает, как сэкономить: лишить областной финансовой поддержки членов семей, которые живут рядом с носителями некоторых льгот. Довожу до сведения читателей, что в правительстве под управлением Валерия Радаева наконец сделают то, на что не решилось правительство Павла Ипатова несколько лет.
Адресную льготу по проезду на общественном транспорте тоже внимательно изучат. Ежегодные расходы на эту статью около миллиарда рублей. И всё время растет задолженность перед перевозчиками. Чтобы разрубить узел проездных проблем раз и навсегда, возьмутся за то, чтобы «эту тему персонифицировать на основе какого-то современного учета».
Депутаты областной думы не любят думать о расходных статьях областного бюджета. Но тем, кто ушел в правительство, теперь это делать придется. Валерий Радаев уже начал контролировать план мероприятий по повышению налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки по уплате налогов в консолидированный бюджет.
Самый беглый анализ налогоплательщиков очень удивил новоиспеченных чиновников. Оказалось, что «ТНК, Лукойлы, Газпромы, железная дорога» занимают в доходной части бюджета Саратовской области очень небольшую долю – «не более 10 процентов». После этого открытия «вопрос здоровья и самочувствия малого и среднего бизнеса» был объявлен для нового правительства основным. А вертикально интегрированные компании всеми возможными способами будут заставлять платить больше. Динамика их показателей за десять лет показывает, что несмотря на рост объемных показателей наблюдается падение налоговых отчислений. «Мы будем с помощью депутатов Государственной думы формулировать то, что витает в воздухе, и будем пытаться обложить всю их инфраструктуру налогами».
У инвесторов при новом правительстве тоже закончится вольница. Все их намерения и обещания сделают полезными для области и запротоколируют в совместных соглашениях – «иначе мы будем ждать отдачи от инвесторов, а инвесторы будут стричь прибыль». Уже беглый взгляд на запущенные дела в сфере инвестиционной политики показал, что «если взять динамику за 10 лет, мы увидим, что инвестиции были, но почему-то они не увеличивают налоговую отдачу в бюджет Саратовской области».
Налог на землю в общем объеме бюджетных доходов составляет четыре процента. Его тоже попробуют увеличить. Примеры бесхозяйственного отношения к его собиранию Павел Большеданов привел на брифинге.
Компания «Диалл-Альянс» строит на территории Краснокутского района в сторону Федоровского два завода по переработке газа. Сбыт продукции в транспортную систему происходит по цене, соизмеримой с Газпромом, но при этом завод платит налог за использование земли по ставке для сельхозтоваропроизводителей. «Диалл-Альянс» с первого дня поставил вопрос о готовности перевести земли и оплачивать повышенный земельный налог, но, как выяснилось, на этих землях находится заповедник со времен СССР, а там находится дрофа. Хотя там находится завод. То же самое в городе Новоузенске. Где нашли нефть, поставили завод. И население недовольно. Потому что были публичные слушания, были обязательства инвесторов, первое лицо области обещало отдачу. А люди ничего не видят. Трудовые ресурсы привезены со стороны, дороги разбиваются, потому что пошла тяжелая техника…»
По два слова о тяжелых задачах
Министр экономики Владимир Пожаров был краток. Обозначил поставленную губернатором задачу на пять процентов увеличить доходную базу от бюджетных назначений. «Это задача непростая. Потому что мы сейчас проводим анализ прогноза налоговых и неналоговых доходов и видим дыру в три миллиарда. Их будет собрать очень трудно». Для этого все главные администраторы доходов должны что-то предпринять. Конкретно министерство экономики займется расширением участия области в федеральных целевых программах. В ближайшее время в Москву будут поданы заявки на три кластера – транспортного машиностроения, электронного машиностроения и IT-технологий.
Еще одна задача – сократить на пять процентов расходы консолидированного бюджета. На этом направлении рассмотрят целесообразность приостановки финансирования некоторых целевых программ – «пусть это будут даже непопулярные меры». «Нам надо приложить все силы, чтобы гасить тот долг огромный, который у нас есть», – сказал Владимир Пожаров.
Третья задача – максимально ускорить создание электронного бюджета, «чтобы была максимальная прозрачность и чтобы любой продвинутый пользователь мог зайти и посмотреть все доходы и расходы и все их движения в Саратовской области». В ближайшее время начнут вносить изменения в стратегию развития области до 2025 года. «Цифры, которые там есть, в большей части нам кажутся невозможными. Мы не будем ставить легкие цифры. Но показатели должны быть достижимыми». Потом подкорректируют программу социально-экономического развития области до 2015 года.
Олег Галкин сказал, что не будет критиковать предыдущее руководство комитета по имуществу. Но ему хотелось бы уйти от формальной деятельности. «В ближайшее время будет проведена ревизия всех объектов, находящихся в государственной собственности, всех договоров аренды земельных участков, всех объектов недвижимости в аренде». Возможно и возвращение к приватизации некоторых предприятий. Будут сформированы предложения по пересмотру кадастровой стоимости земли. «Прошлая оценка, которая проводилась пять лет назад комитетом, имела целый ряд негативных последствий как по занижению стоимости, так и по завышению. Надо их изучить и подготовиться к этому процессу так, чтобы и найти доходы дополнительные в бюджет, и не перегрузить налогоплательщиков».
Роман Федосеев рассказал о консультациях с Торгово-промышленной палатой России. «Нам были заданы вопросы, на которые мы начнем отвечать. В результате этих ответов возникнут определенные направление деятельности».
У каждого овоща свой срок
Вопросов к новым руководителям было много. Журналисты попросили уточнить: так будет секвестр бюджета или не будет? И что нужно делать, чтобы получить дополнительные деньги из федерального бюджета?
Павел Большеданов ответил, что «слово секвестр звучит», но нет направлений сокращения расходов и сроков. «Минфин всё понимает про социальные обязательства. Социальная сфера не подлежит сокращению. Сокращаться будут неэффективные расходы, о которых пять лет говорила счетная палата. И мы можем без большого ущерба этот секвестр произвести. Чтобы никто не пострадал». При этом обещано ремонтировать дороги дешевле, чем раньше, строить ФОКи и другие социальные объекты дешевле вдвое.
«Регионы отличаются более эффективными и менее эффективными расходами, – сказал Павел Большеданов. – Минфин это легко отслеживает, накладывая расходы разных регионов друг на друга. И видят, например, завышенные субсидии по коммунальным платежам. И говорят: вы не работаете с поставщиками. И сразу видно, откуда берутся все «хотелки» федеральных денег. Если мы будем просто просить в минфине деньги, потому что мы насмерть закредитованы, нам ничего не дадут».
Я попробовала уточнить: какая часть из 36-миллиардного долга области и как скоро может быть замещена бюджетными кредитами, о которых так уверенно говорит новый губернатор? Павел Большеданов несколько раз подчеркнул, что Валерий Радаев «уверен в том, что это нужно заместить, но он не говорит, что заместит». «Потому что он прекрасно понимает сложность и инерционность этого процесса. И вообще это вопрос вопросов». «Мы не хотим три миллиарда в год выбрасывать на обслуживание. Просто жалко этих денег. Поэтому если мы застабилизируем хотя бы обслуживание этих денег с помощью собираемости налогов, с помощью федерального центра, это уже будет хорошо. Если выстроить правильный тренд, то к концу пятилетнего срока можно подводить итог».
Для пущей убедительности Павел Большеданов провел параллели с 90-ми, вспомнив программу «500 дней». «Президент, в то время Горбачев, сказал: да нет, два-три года. Но были экономисты – Абалкин и Аганбегян, которые фундаментально владеют темой. Они сказали, что через 25 лет можно смотреть на результаты того, что мы сейчас начали. У каждого овоща свой срок».
Вопрос Роману Федосееву от редакции «Газеты недели в Саратове» был простым. Спросила, будут ли анализироваться причины ухода инвесторов из нашей области. Новый министр инвестиционной политики ответил, что «есть мысль сделать систему одного окна, чтобы инвестор не ходил по ведомствам и не тратил время на различные согласования». И что будет внедряться опыт Татарстана, Белгорода, Ленинградской области, чья инвестиционная политика признана образцовой. «И мы будем его использовать, чтобы получать все возможные блага».
Владимиру Пожарову пришлось отвечать на наш вопрос о формах помощи малому и среднему бизнесу. Не только материальной, но также юридической и административной. Ответил, что ставит себе задачу к 2015 году довести долю малого бизнеса в структуре валового регионального продукта минимум до 30 процентов. Будет лоббировать, чтобы минимум 100 миллионов рублей из областного бюджета закладывались им в помощь. Это позволит привлечь 400 миллионов федеральных рублей.
Будет проанализирована налоговая нагрузка для налогоплательщиков, уплачивающих единый налог на вмененный доход. В некоторых районах она выросла в три раза из-за увеличения местными властями коэффициента К2. И вообще по любым случаям произвола чиновников обещано разбираться. Но и объединения по защите бизнеса должны вести себя более активно. Для этого наиболее активные некоммерческие организации, занимающиеся защитой малого и среднего бизнеса, простимулируют бюджетными грантами. «Нам нужна инициатива от самого бизнеса по защите, а мы готовы их поддержать и организационно, и финансово», – сказал Владимир Пожаров.