Лучи канадского солнца

Оценить
В «Цирке дю Солей» мало традиционного цирка, но это – зрелище многообразно, как калейдоскоп

«Мадам и месье, Заркана!» – произнёс со сцены Государственного Кремлёвского дворца симпатичный мужчина в белом, смахивающий на сумасшедшего профессора. С этой фразы началось моё знакомство с творчеством знаменитого Cirque du Soleil.

Авторские права – дело святое

Описывать какое-либо зрелище – дело неблагодарное. Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» срабатывает всегда. Но я всё же попробую. Вдруг вы тоже захотите узнать, что такое «Цирк дю Солей». А узнать о нём стоит, поверьте!

Постановка «Zarkana» для цирка 28-я по счёту. Премьера её состоялась в прошлом году в Нью-Йорке. После артисты выступали в Мадриде. В феврале очередь дошла до Москвы. В минувшее воскресенье гастроли в России закончились, и шоу снова отправляется в Нью-Йорк.

Цирк дю Солей выступает на разных площадках: в шапито, концертно-спортивных комплексах. «Заркану» решено было сделать масштабной и отличающейся от всего прежде поставленного, поэтому в качестве площадки были выбраны театральные подмостки. Единственным подходящим для постановки местом в Москве стал Государственный Кремлёвский дворец. Именно эти два момента – совсем новое представление, да ещё и на самой крутой площадке страны – и сыграли для меня решающую роль.

Посетить хотя бы одно представление знаменитого цирка я планировала давно. В прошлом декабре даже чуть не купила билеты в Киев на шоу «Салтимбанко», но не сложилось. Московскую премьеру пропустить не хотелось.

У Цирка дю Солей есть свой сайт. Через него можно купить билеты на любое представление. Это удобно, быстро и надёжно. А главное, без накруток. Накрутки у посредников, надо заметить, бешеные, но об этом чуть ниже.

Покупкой билетов я занялась в январе. Так как более-менее приличные места на февраль-март были к тому времени раскуплены, стала ждать, когда поступят в продажу апрельские. Раз в несколько дней заходила на сайт и проверяла наличие билетов. Цены, конечно, пугали, но сидеть на недорогих, но таких далёких от сцены местах не хотелось. Наконец мне повезло. В продаже появились билеты на третий ряд в самом центре зала. Два билета обошлись мне в 11200 рублей. Каждый по 5500, плюс сервисный сбор по 100 рублей. Представление наше выпадало на будний день. В выходные эти же самые места дорожали на 500 рублей. Как только я расплатилась пластиковой картой, на электронную почту пришли электронные билеты. Их нужно было распечатать и предъявить потом на входе в зал.

Самые дорогие билеты на «Заркану» стоили 12 тысяч рублей. Цена эта не менялась ни в будни, ни в выходные, ни в праздники. Главным было здесь не место и не ряд (люди, купившие такие билеты, могли сидеть как на первом, так и, к примеру, на десятом), а дополнительные привилегии. За эту сумму зрителям были предложены: отдельный вход, свой гардероб, фуршет и красочный буклет. Самые дешёвые билеты на «Заркану» продавали по 1800–2500 рублей в зависимости от дня недели.

Для сравнения: цены на нью-йоркское представление в легендарном Radio City Music Hall (шоу будет идти там с июня по сентябрь) стоят примерно так же, как у нас. Если перевести на рубли, то получится, 6900–1770 рублей. Единственное, дорогущих билетов с привилегиями там нет.

Вспышка и крышка

Мы вышли на станции метро «Александровский сад» и направились к Кутафьей башне, так как вход в ГКД находится именно там. На лестнице, ведущей к башне, стояла охрана, довольно хлипкие внешне молодые люди проверяли наличие билетов. Далее находились рамки металлоискателей. Рядом с ними стояли внушительного вида мужчины. Никаких очередей, всё быстро и оперативно. Потом прогулка по Троицкому мосту, фото на память на фоне Троицкой башни – самой высокой в Кремле, и вот впереди знаменитый Кремлёвский дворец. Справа и слева рассредоточена горстка фэсэошников, рядышком ждёт хозяина одинокая машина с мигалкой.

На входе в зал стоят крупные и серьёзные во всех смыслах охранники. Наши электронные билеты сканируют, и вот мы уже внутри, спускаемся на эскалаторе вниз, в гардероб. Несметное количество вешалок (ГКД вмещает шесть тысяч зрителей), женщины-гардеробщицы в черных перчатках, мужчины почему-то нет. В стене, за прозрачными дверями, расположены телефоны-автоматы, под ними на столиках – толстенные справочники.

В фойе торгуют сувенирной продукцией, и довольно дорогой: DVD-диск с одним из знаменитых шоу цирка стоит тысячу рублей, аудиодиск – 600, фирменный зонт – 1600, сувенирная программка – 400 рублей. На этажи, где вовсю рекламируются спонсоры представления, устраивая какие-то розыгрыши и фотосессии, можно попасть как по обычной лестнице, так и по эскалатору.

Мы ищем буфет, интересно же, какой он в Кремлёвском дворце. Выясняем, что находится он на шестом этаже. Там за многочисленными торговыми прилавками стоят исключительно молодые люди, все в золотистых жилетках. Народ собирается вокруг длинных прямоугольных столов, накрытых белыми скатертями, пьёт виски и коньяк, жуёт бутерброды с колбасой и пирожные. В одном из углов выстроилась небольшая очередь, там проходит дегустация кофе.

До начала представления остаётся 20 минут, мы спускаемся в партер, идём к своему третьему ряду. Девушки-иностранки, человек восемь, не меньше, протягивая айфон, просят сфотографировать их. По залу ходят девушки с табличками. На табличках написано, что фото- и видеосъёмка запрещена. У сцены через каждые пару метров стоят здоровяки в чёрных костюмах и с наушниками. Они внимательно осматривают народ.

Садимся. Ждём. Вдруг на сцене появляются клоуны. Зовут их, как мы потом выяснили, Фокус и Покус. Подурачившись со своей игрушкой, уткой на колёсиках, весельчаки уходят за кулисы. В проходах между рядами возникают другие герои. Фигуристая девушка, девочка с большим бантом, мужчина со звонком на плече, взъерошенный сумасшедший профессор. Все эти герои одеты в белое с ног до головы – от ботинок до плотного грима на лице. Помимо развлекательной миссии, у героев есть ещё одна – они помогают главному герою в поисках возлюбленной.

Перед началом шоу на довольно неплохом русском, но всё же с милым французским акцентом один из клоунов предупреждает, что съёмки запрещены: «Вспышка – акробату крышка». Народ веселится и вроде бы шутливой просьбе внимает. Правда, потом, в антракте, мы узнаём, что послушными оказались не все зрители. Один молодой человек активно рассказывал в буфете про своего соседа, решившего пощёлкать происходящее. К нарушителю тут же подлетел работник зала с табличкой «No photo» и стал светить ему в лицо фонариком, периодически переводя фонарик на запрещающую табличку.

Скакалка, запинка и никакой страховки

Сюжет представления закручен довольно лихо. Если его не знать, то понять что-либо довольно сложно. Хотя незнание совсем не мешает наслаждаться представлением. Кратко всё выглядит так: главный герой, волшебник Зарк, потерял свою ассистентку и любимую. Вместе с Лией пропала и его волшебная сила. Поиски приводят Зарка в заброшенный театр, где обитают удивительные существа: женщина-змея, женщина-растение, паучиха и девочка, которая на наших глазах вместе со своим медвежонком упала в волшебный рассол и превратилась в шестирукого малыша-мутанта.

Традиционного цирка здесь очень мало. Да, жонглёры и акробаты присутствуют. Канатоходцы и эквилибристы тоже. Номера сложные, зрелищные, красивые. Дыхание, глядя на всё это, замирает, но на этом привычное для нас заканчивается. Сами авторы позиционируют представление как акробатическую рок-оперу.

Все действия идут под великолепную, специально написанную для «Зарканы» музыку. Музыканты сидят на двух площадках, расположенных с каждого края сцены и чуть приподнятых над ней. Зарк и Лия, а также все удивительные существа, встреченные им на пути, поют вживую. Все женские роли и партии исполняет одна и та же артистка. В России поют герои на выдуманном языке, в Америке они пели на английском. Клоуны тоже разговаривают на тарабарщине. Но в неё для колорита очень удачно вплели русские слова и междометия. «Ё-моё», «о-го-го» и «ух ты» вызывали у зрителей дикий восторг.

Ещё одна особенность постановки – её многоплановость: все сцены тщательно продуманы. Иногда действий идущих на сцене одновременно так много, что не знаешь, куда смотреть. То ли на поющую женщину-змею, вся юбка которой состоит из шевелящихся пресмыкающихся, то ли на канатоходцев, творящих в это же самое время что-то совершенно невообразимое, да к тому же ещё и без страховки. А может быть, стоит внимательнее присмотреться к клоунам, которые прикатили пушку, поджигают фитиль и планируют кого-то из этой самой пушки запустить. Или, в конце концов, поддаться гипнозу гигантских компьютерных змей, заполонивших всё сценическое пространство от пола до потолка.

Музыка, костюмы, герои, номера, видеопроекции – всё это словно мелкие стёклышки одного большого калейдоскопа, складывающиеся в причудливые, иногда зловещие картинки. Крутанёшь вправо – и на сцене гигантская паутина, белые клоуны-помощники Зарка запутались в ней, в центре висит чёрная и жуткая женщина-паук Тарантула, перед ней выполняют захватывающие дух трюки воздушные гимнасты, страсти нагнетает соответствующая музыка. А перевернёшь калейдоскоп чуть-чуть влево – и уже совсем другая зарисовка на сцене, чуть ироничная, добрая: из пушки, которую клоуны, долго готовили, всё-таки выстрелили, Покуса отправили в космос. Он летит, разбрасывая на зрителей перья, машет бумажкой с номером телефона, подмигивает девушке в зале и просит по этому номеру перезвонить. Потом, на поддерживающих его страховочных тросах, сушит одежду – майку человека-паука и футболку с надписью «Россия». Под космические ритмы и смех в зале Покус пропадает из виду.

Всё происходящее смотрится на одном дыхании. Антракт, вырывающий из мира иллюзий, наступает неожиданно. Рядом с нами сидел знаток представления. В антракте он рассказывал своей подруге интересные вещи. Мы слушали. Узнали, что из 75 артистов в постановке 28 – русские. А ещё что так поразивший нас номер со скакалкой – постановочный. Про этот номер стоит сказать отдельно. Выполняется он на вращающейся установке под названием «Колесо смерти». Представьте два колеса, в котором обычно крутятся белки или хомячки. А теперь увеличьте их до огромных размеров, а грызунов замените людьми. Скрепите колёса между собой длинными металлическими стержнями и раскрутите. Так вот артисты поначалу выполняют сальто внутри этих колёс, а потом вылезли наружу. Надели на головы чёрные маски, после чего стали прыгать через скакалки. Вот тут один из них и споткнулся. Зал охнул, а я вцепилась в ручки кресла. Остроты ситуации добавляло ещё и то, что страховки у артистов не было, конструкция их установки её не предполагает. Ну а в антракте мы услышали, что трюк с запинкой постановочный. Проверили в Интернете: правда. Этот артист и в Америке так же зрителей будоражил.

В конце, когда Зарк нашёл свою Лию, нас ждал миллион алых роз: они заняли гигантский, занимавший весь задник сцены экран. И сыпались, сыпались. Влюблённые встретились на лестнице, и сцену на пару секунд закрыли два алых флага. Когда флаги исчезли, рядом с героями оказались все-все-все артисты, занятые в шоу. Это было волшебно. И очень красиво.

***

Название канадского Cirque du Soleil переводится с французского как «цирк солнца», у него и эмблема соответствующая – улыбающееся светило с длинными лучами. Концепция цирка, основанного в 1984 году, с самого начала была оригинальной: драматизм, многослойная сценография, оригинальная музыка для каждого представления, необычные костюмы, магическое освещение и никаких животных на сцене. За плечами цирка 29 постановок, 17 из них – действующие. Когда цирк только появился, его коллектив состоял из 73 человек. Сегодня в штате трудится около пяти тысяч работников. Творческая команда цирка интернациональная, в ней работают представители 50 стран.

Цирк дю Солей гастролирует по России с 2009 года. География его передвижений такова: Екатеринбург, Казань, Санкт-Петербург, Москва.

***