Об ушедших в мир иной

Оценить
В этом году в Саратовской губернии на один выходной станет больше

Областная дума приняла закон «Об объявлении праздничным днём на территории Саратовской области Радоницы – Дня особого поминовения усопших».

Преграды и препоны на пути закона

Первая попытка сделать Радоницу в регионе нерабочим днём была предпринята в апреле 2011 года. Тогда депутаты проголосовали за это решение единогласно. Правда, юристы думы отмечали, что Радоница при этом автоматически выходным днём не становится. Принятый депутатами закон просто даёт право работодателям устанавливать для своих подчинённых этот праздничный день нерабочим в соответствии с трудовым законодательством.

Осенью действие закона из-за протеста областной прокуратуры было приостановлено. Надзорный орган настаивал на том, что все нерабочие государственные праздники перечислены в Трудовом кодексе, и назначать новые региональная власть не имеет права.

В конце года случился прецедент, позволивший областным депутатам снова взяться за законопроект. Верховный суд разрешил Госсобранию республики Башкортостан сделать национальные праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам нерабочими днями. Позиция властей Башкирии была такова: в Трудовом кодексе ничего не сказано о дополнительных праздниках, зато в федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» написано, что органы государственной власти вправе объявлять религиозные праздники нерабочими праздничными днями по просьбам религиозных организаций. Высшая судебная инстанция с такой позицией согласилась. Кроме того, осенью в Госдуму был внесен проект поправок в Трудовой кодекс, позволяющих региональным властям устанавливать выходные на местах.

Прокурорский протест – не единственная проблема, с которой сталкивался законопроект. На заседании думы, где он в конце концов был принят, одобрили документ только в результате переголосования. Расклад получился такой: за – 22 парламентария, против – пятеро, воздержался один.

От общего к частному

Стоит отметить, что изначально законотворческая инициатива о Радонице как нерабочем дне носила масштаб вовсе не региональный, а федеральный. Автором её выступал депутат Владимир Пожаров. Чтобы число нерабочих дней не раздувать, депутат предлагал чуть сократить зимние каникулы. Положительную оценку федеральной законотворческой инициативе Пожарова дал тогда епископ саратовский и вольский Лонгин. Он отмечал, что предложение народного избранника заслуживает поддержки, так как «отражает растущее в обществе осознание необходимости обращения к духовным основам жизни, способствует воспитанию бережного отношения к памяти предков и поддерживает растущее в народе желание строить жизнь по законам христианской нравственности».

Федеральных высот инициатива не достигла, зато воплотилась в жизнь в региональном масштабе.

Саратовская нерабочая Радоница в России, да и странах бывшего СССР, не единственная. Официально День поминовения усопших довольно давно является нерабочим праздничным днём в Беларуси и Молдове. Жители Кузбасса не работают на Радоницу с 2010 года, Брянской области – с 2005-го.

Многолетней традицией стал дополнительный выходной на Радоницу и на Кубани. Кстати, в соседней с нами Волгоградской области в этот день «в целях содействия возрождению традиционной духовной культуры жителей края» тоже объявлен официальный выходной.

Неоднозначный праздник с древними корнями

Радоница – Родительский день, День особого поминовения усопших. Отмечается на девятый день после Пасхи (в этом году выпадает на 24 апреля). Радоницу, несмотря на грустное содержание этого дня, православная церковь считает праздником.

Праздник этот имеет языческие корни. Древние славяне отмечали Радоницу весной. Посвящена она была Роду – прародителю богов и творцу миров. В этот день жители посещали могилы усопших предков, просили о покровительстве семье и дому. На могилы приносили еду и питьё, вечером пели песни и водили хороводы. Даже поговорка сохранилась с тех времён: «На Радоницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут».

Славянская традиция была воспринята и поддержана русской православной церковью. В храмах в этот день совершаются поминальные службы, верующие устремляются к могилам родных и близких. Кстати, священнослужители не одобряют языческую традицию оставлять еду на могилах и поминать родных спиртным.

На Радоницу, отмечаемую сразу после Светлой пасхальной недели, церковь призывает не скорбеть о смерти близких, а, наоборот, радоваться их вхождению в жизнь новую, вечную.

Новый праздничный нерабочий день вызвал неоднозначную реакцию саратовцев. Среди претензий звучали такие, что государство наше светское, а праздник религиозный, к тому же отдавать предпочтение какой-то одной религии в такой многонациональной стране, как наша, неправильно, вдруг другие конфессии обидятся или начнут свои праздники проталкивать. Оппоненты возражали: православие занимает особое место в истории России, к тому же этой религии придерживается большинство жителей Саратовской области, в Башкирии же Курбан-байрам и Ураза-байрам сделали выходными праздничными днями, так отчего в губернии не сделать таковым Радоницу.

***

«Надзорный орган в курсе происходящего»

Алла Лосина, депутат областной думы от ЕР:

ПРОЙДЁТ ВРЕМЯ, И ЭТОТ ДЕНЬ СТАНЕТ НАШЕЙ ТРАДИЦИЕЙ

Радоница законом Саратовской областной думы объявлена нерабочим праздничным днем. Я ещё на думе сказала, что День поминовения усопших не называла бы праздничным. У нас светское государство, и пусть Радоница будет праздником в православном церковном календаре, но не в светском, тем более что Саратовская область многонациональна. Для меня день поминовения – это день печали, грусти, и разве только для меня?

Насколько мне помнится из филологического курса, в Сардонии смерть воспринимали как «рождение в другую жизнь» и поэтому во время погребения устраивали веселье. Но у нас словосочетание «сардонический смех» имеет вовсе не светлую окраску. Кстати, «радоница» происходит не только от слова «радость», но и от слова «род». На мой взгляд, это точнее: мы вспоминаем об ушедших в мир иной родственниках. Еще раз скажу: пусть это будет нерабочий день, но не праздничный, однако понимаю, чтобы так было, надо внести изменение в федеральное законодательство, а это очень непросто.

Безусловно, есть свой большой плюс в том, что на Радоницу, в нерабочий день, даже те, кто по каким-либо причинам нечасто бывал у могил близких, теперь, поддавшись общему движению, порыву, тоже исполнят свой долг. Ведь гениальный Пушкин, как всегда, был прав: «Два чувства дивно близки нам – в них обретает сердце пищу – любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Думаю, пройдёт время, и мы перестанем говорить на тему, должен быть такой день или нет, он просто станет нашей традицией.

Ольга Алимова, депутат Госдумы от КПРФ:

МЫ ИМЕЕМ ПРАВО НА ЭТОТ ДЕНЬ

Отношусь к произошедшему очень положительно. Совершенно правильно сделали этот день выходным. Какой бы я ни была идеологически выдержанной коммунисткой, каждый год на Большую родительскую я хожу к родителям. Иду пообщаться, рассказать о наболевшем, поделиться какими-то впечатлениями. Прекрасно понимаю, что мне не ответят, но всё равно после общения наступает чувство умиротворения.

Насчёт того, что этот выходной с религиозным подтекстом, могу сказать, что титульная нация России – приверженцы православной веры. Мы составляем почти 80 процентов населения страны и имеем право устраивать такой праздник. Что касается людей, имеющих другую веру: например, если мусульмане, вторые в России по численности после православных, обратятся с предложением сделать на их какой-то большой праздник выходной, то почему нет?

Виктор Марков, депутат Саратовской городской думы:

ЛУЧШЕ БЫ ЗАНЯЛИСЬ ДЕЛОМ, А НЕ ФОРМАЛЬНОСТЯМИ

В Конституции говорится о том, что государство наше светское. Это раз. Два: Радоницу праздничным днём у меня бы язык не повернулся назвать, это же день поминовения усопших. Люди, которые такие праздничные выходные объявляют и ратуют за возрождение духовности, лучше бы занялись действительно полезным делом – взяли бы на себя миссию объяснять народу, что в Пасху ходить на кладбище нельзя. А то у нас как Пасха, так народ к могилам ломится. Объяснили бы, что есть для посещения кладбищ специальные родительские дни, в числе которых и Радоница.

У нас и так много выходных дней. Работать-то когда будем? Страна на последних местах по производительности труда, а тут ещё один выходной прибавили. Депутаты, которые приняли этот закон, говорили совсем недавно о колоссальном бюджетном долге, а сами же, добавляя лишний выходной, таким образом только ещё больше расходы увеличивают. Странные люди!

Нынешних ура-патриотов характеризует религиозная истерия и шабаш. Они в основном формальными вещами занимаются. В школах вводят основы православной культуры, говорят, что делают это для духовного и нравственного развития детей. Как будто насильственно можно заставить кого-то стать духовным патриотом. Да ещё и в нашей стране, где всего пять процентов воцерковленных.

В своё время был поучительный пример, когда труды Маркса и Энгельса заставляли читать, конспектировать и учить. И что, больше у нас от этого марксистов и энгельсистов стало? Нет, конечно! Вот и тут такая же ситуация. Если насаждать в светском государстве церковные праздники, верующих больше не станет.

Я считаю себя верующим человеком, но в то же время антиклерикалом, потому что церковь превратилась из института, который пользовался уважением за свою самостоятельность, своё авторитетное мнение, в некий идеологический придаток власти. Такое поведение священнослужителей многих людей от церкви и православия отвратило.

А что касается Радоницы, объявленной выходным праздничным днём, люди быстро поймут, что это ненастоящее, и получится очередной конфуз.

Александр Ландо, депутат областной думы от ЕР:

ЗАКОН ВЫЗЫВАЕТ МАССУ ВОПРОСОВ

Я на рабочей группе, когда обсуждали законопроект, поднимал вопросы, о которых как-то не подумали. Например, как будут работать в этот день федеральные структуры (закон же региональный), как быть поликлиникам и больницам. Но меня не послушали. В итоге, подчиняясь партийному централизму, я голосовал как все – за принятие законопроекта. На заседании присутствовал представитель прокуратуры, так что надзорный орган в курсе происходящего.

Возвращаясь к поликлиникам и больницам, как они будут работать в этот день, я не знаю. По идее работать не должны – закон же приняли. С другой стороны, если работать будут, то сотрудникам, согласно трудовому законодательству, придётся платить двойную плату за работу в этот день. Это лишние расходы. Как решит руководство медицинских заведений, я не знаю. Знаю, что получилось всё не так просто, как хотелось бы многим.

Что касается разговоров о том, что теперь в думу пойдут представители других религий с предложениями сделать их праздники нерабочими днями, то гадать на эту тему не стоит. Вот когда придут, тогда и посмотрим, что делать.