Как «подвесили» секретный городок
Собрание депутатов Вольского района направило депутатский запрос, касающийся капитального ремонта жилых домов и образовательных учреждений закрытого военного городка Вольск-18. Запрос адресован ОАО «Славянка», созданному в рамках военной реформы для обслуживания специализированного жилищного фонда и социальной инфраструктуры Министерства обороны. По словам депутатов, минувшей зимой в поселке возникли серьезные трудности с отоплением, уборкой снега, здание школы пришло в аварийное состояние, и около 500 детей вынуждены учиться в пристройке. На днях закрылась единственная баня.
В Вольске-18 расположены бригада РХБЗ (радиационной, химической, биологической защиты) и полк засечки и разведки ядерных взрывов. Здесь живут более 6 тысяч человек. Как говорит муниципальный депутат Владимир Попович, 27 домов, банно-прачечный комбинат, три детских сада и школа требуют капитального ремонта. По словам Поповича, школьное здание не ремонтировалось с момента постройки, около пятидесяти лет. Несколько лет назад началась подготовка к реконструкции: «Рабочие сняли полы, внутренние перегородки, и так бросили. То ли финансирование прекратилось, то ли подрядчики отказались от заказа. Конкурс проводился централизованно из Москвы, и местные депутаты не имеют даже точной информации, не говоря уже о контрольных полномочиях», – рассказывают в совете.
По словам Поповича, полуразрушенное здание «представляло реальную опасность для детей». В прошлом году основной корпус школы закрыли и перевели всех 500 учеников в пристройку для начальных классов. В маленьком здании нет специализированных кабинетов химии, физики, биологии, невозможно использовать современное оборудование.
Как говорит Владимир Попович, уже закрылась единственная в городке баня. Банно-прачечный комбинат обслуживал солдат из трех войсковых частей и ветеранов, после окончания службы оставшихся жить в городке.
Ранее за коммунальную сферу поселка отвечал начальник гарнизона. Как отмечают депутаты, хотя финансирование военного ЖКХ было скудным, повседневная работа – уборка территории, вывоз мусора, мелкий ремонт – «велась дисциплинированно, было понятно, к кому обращаться». Но около двух лет назад жилищный фонд Вольска-18, как и других закрытых военных городков, был передан управляющей компании ОАО «Славянка».
Как сказано на сайте компании, это «крупнейшее жилищно-коммунальное предприятие России». Основным бенефициаром выступает Российская Федерация в лице Министерства обороны. Приказ об учреждении акционерного общества был издан весной 2009 года. Первоначально предприятие занималось «предоставлением гостиничных услуг в интересах вооруженных сил», а теперь заменяет традиционные КЭЧи.
«Славянка» входит в структуру холдинга «Оборонсервис», организованного в рамках создания «нового облика» вооруженных сил. Напомним, что ровно три года назад президент Дмитрий Медведев объявил о «качественной модернизации» армии. По его словам, это понятие включает не только сокращение численности военнослужащих и поставку новой техники, но и «решение жилищных проблем». «По мере экономических возможностей государства будут благоустраиваться военные городки», – говорил Медведев на коллегии Минобороны. Глава ведомства Анатолий Сердюков пояснил, что часть функций, относящихся к материально-техническому обеспечению, будет передана сторонним организациям.
Как сообщали в прессе представители «Оборонсервиса», на сегодня «Славянка» является стопроцентным монополистом в сфере обслуживания, текущего ремонта зданий и жилого фонда Минобороны, а также линий электропередач. По итогам прошлого года выручка «Славянки» составила «десятки миллиардов рублей», это самый большой результат среди субхолдингов «Оборонсервиса».
Жители Вольска-18 в прошлом году не раз обращались в «Славянку» с вопросами о ремонте. По словам депутата Поповича, письма остались без ответа. «Вот уже настал новый год, на дворе апрель, но ни объемы финансирования, ни перечни работ не известны», – говорит он. Теперь совет направил депутатский запрос в головной офис управляющей компании, находящийся в Москве, с требованием вспомнить о маленьком закрытом городке на Волге.
«Статус военных городков – вопрос всероссийского масштаба, – полагает Владимир Попович. – Сотни подобных населенных пунктов оказались в подвешенном состоянии. Часть из них передают муниципалитетам, другая часть остается в ведении Министерства обороны. Но что такое «закрытый военный городок» с точки зрения закона, какими документами это определяется? Мы не МО и не ЗАТО. Кто должен заниматься социальной инфраструктурой, к кому обращаться?»
Как говорит депутат, с одной стороны, Вольск-18 является микрорайоном города Вольска. С другой, все здания и сооружения считаются федеральной собственностью, поэтому муниципальный бюджет не может выделять финансирование городку – это было бы «нецелевым расходованием средств». То есть, в отличие от горожан из соседних микрорайонов, жители Вольска-18 не могут участвовать в программах капитального ремонта и переселения из ветхого жилья, проводящегося Фондом содействия реформированию ЖКХ. «Мы, как все, платим налоги. Часть денег должна возвращаться и работать на нашу социальную инфраструктуру, но этого не происходит», – говорит депутат.
***
Работой «Славянки» недовольны не только вольчане. На форумах военнослужащих размещено множество подобных жалоб из военных городков, расположенных в окрестностях Петербурга, Калининграда, Екатеринбурга, Новороссийска, Рязани, Самары, Липецка.
***