Чаще нарушать – чаще платить

Оценить
Водители посчитали полезной инициативу от «Единой России»

Депутаты Государственной думы рассмотрят законопроект, интересный автолюбителям. Он предусматривает уменьшение суммы штрафа за совершённые водителями нарушения на 50 процентов, в том случае если штраф оплачивается в 10-дневный срок после получения квитанции.

Инициатор закона – Вячеслав Лысаков, лидер межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода Выбора», по совместительству депутат Госдумы от партии «Единая Россия». Главными задачами документа, по мнению инициаторов, являются увеличение собираемости штрафов, уменьшение нагрузки на суды, снижение коррупции. Ведь ни для кого не секрет, что часто нарушители пытаются, что называется, «договориться» с инспектором ГИБДД, предлагая ему в обмен на протокол сумму вполовину меньше штрафа.

У водителей активная позиция

Узнавать отношение саратовцев к любопытной инициативе законодателей я отправился на улицы города. Первыми интервьюируемыми стали городские таксисты. Идею проекта закона водители одобрили. Они о ней слышали. Большинство опрошенных сообщили, что «водят осторожно», «нарушают редко», а если и бывают штрафы – оплачивают их вовремя, в течение месяца. А кто-то и вообще почти сразу. То, что сумму штрафов можно будет уменьшить вполовину, несомненно, ускорит их выплату. А тем, кто и так привык платить вовремя, для получения такой удобной скидки даже не придётся напрягаться. Вот только вероятность принятия подобного законопроекта не всем показалась реальной: некоторые автомобилисты посчитали, что такой закон не выгоден дорожной полиции и в конечном итоге принят не будет.

Ну а если будет? Есть ли у него обратная сторона? Не поспособствует ли это увеличению количества нарушений? Вполне вероятно, что кто-то из автолюбителей решит, что если штраф можно платить не полностью, то и к соблюдению ПДД теперь можно относиться проще? Водители со мной не согласились. По их мнению, всё зависит от личности самого человека. Кто нарушал, тот так и будет нарушать, а кто водит дисциплинированно, тот и будет продолжать водить так же. И скидка на штрафы тут вряд ли сыграет какую-то роль.

– У нас сейчас за неоплаченный штраф, например, сажают. В частности, я сидел трое суток за 200 рублей, – пустился в серьезный разговор таксист. – Будем надеяться, что новые правила помогут собирать штрафы. Но я боюсь, ещё больше неразберихи будет в нашей инспекции. У них сейчас даже погашенные штрафы не всегда отмечены как оплаченные.

– А вы сами часто нарушаете?

– По роду профессии.

– Как штрафы оплачиваете?

– В течение месяца.

– А как вы считаете, такой закон не ухудшит ситуацию с нарушениями?

– В смысле «нарушай – не хочу»? Может, кому-то руки и развяжет, у кого деньги есть.

– Мне водители говорили, что это зависит от дисциплинированности человека.

– В принципе я тоже так считаю. Есть на дороге те, которым абсолютно всё равно – сплошная, не сплошная. Стоит там гаишник, они мимо него с умным видом проезжают, ещё могут показать что-нибудь – корочки или жест какой-нибудь – и свободно едут.

– А с коррупцией новый закон позволит бороться?

– Я сам принципиально взяток не даю, поэтому для меня это всё равно будет незаметно. Даже когда намекают, я говорю: «Ну, выписывайте мне штраф». Я не вижу тут взаимосвязи. Вот ты проехал под «кирпич» – за проезд под «кирпич» штраф 5 тысяч рублей. Даже если ты пойдёшь 50 процентов оплачивать, это 2,5 тысячи. Если инспектор предложит за тысячу решить проблему, водитель на это пойдёт.

А парни в погонах ждут приказа

Что думают по этому поводу сами представители дорожной полиции? Пообщаться со мной на эту тему согласились не все. Экипаж одной машины ДПС, например, вежливо отказался отвечать на вопросы, пояснив, что это им запрещено, и посоветовал позвонить в службу ГИБДД. Найти несколько чуть более разговорчивых инспекторов мне всё же удалось.

С их слов докладываю читателям, что саратовские представители ГИБДД считают: в настоящее время ситуация со штрафами не так уж критична – после недавнего ужесточения ответственности за их невыплату. И только один из инспекторов позволил себе высказать мнение, что ситуация примерно 50 на 50 – лишь около половины штрафуемых выплачивают штрафы вовремя.

Вероятность увеличения количества нарушений вследствие уменьшения суммы штрафа инспекторы единодушно оценили как крайне невысокую. «Строки правил дорожного движения написаны кровью, – серьёзно добавил к сказанному один из собеседников. – Вот, например, забыл молодой человек включить фары, – инспектор кивнул на сидящего рядом с ним водителя и тот грустно улыбнулся. – Кажется, мелочь. Но и эта мелочь может существенно повлиять на ситуацию на дороге».

За официальным комментарием я обратился к начальнику отделения пропаганды отдела ГИБДД управления МВД РФ по городу Саратову Юрию Сухорукову.

– Юрий Сергеевич, как вы считаете, благодаря такому закону удастся повысить собираемость штрафов?

– Возможно, но конкретно я вам на этот вопрос ответить не смогу – сейчас у меня нет никаких исследований на данную тему.

– А что касается коррупции? Уменьшится?

– А разве она у нас ещё не побеждена? – на том конце трубки засмеялись.

– Да вроде бы нет.

– Конкретно опять же ничего сказать не могу, хотя согласен, в законе есть антикоррупционная составляющая. Будет ли она эффективна – время покажет.

– А как повлияет закон на количество нарушений? Может оно увеличиться?

– Сильно в этом сомневаюсь. Будут чаще нарушать – будут чаще платить.

***

По данным ГИБДД, из всех выписанных российским водителям в 2011 году штрафов примерно пятая часть не была оплачена. Это 3,9 млрд рублей.

***