«Так-так-так…» – говорит пулемёт
Государственная дума рассматривает новую редакцию закона о гособоронзаказе. Принять проект в первом чтении могут уже в мае. Российское правительство попыталось, кажется, учесть ошибки прошлых лет.
В Саратовской области исполнителями и соисполнителями государственного оборонного заказа являются 27 предприятий. Причем доля продукции для министерства обороны в общем объёме их производства составляет 50 процентов. Но, как заверили нас в областном министерстве промышленности, пока у нас с оборонными госзаказами всё обстоит очень даже неплохо.
Заткнуть законодательную брешь
Новой редакцией закона определяются особенности размещения государственного заказа на вооружение, а также основные принципы и методы госрегулирования цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу. В том числе уточняется круг госзаказчиков и устанавливаются основные обязанности исполнителей.
Готовы уже 20 поправок в законопроект, их авторы настаивают на том, чтобы основные положения документа носили характер прямого действия. Порядок и сроки планирования оборонзаказа поправками регламентируются жёстче, более чётко прописываются условия, обеспечивающие дисциплину заказчика и исполнителя, а также вводится ответственность за своевременное заключение контрактов и оплату по ним.
Однако эти попытки властей исправить ситуацию не воодушевляют экспертов. Многие считают, что в 2012 году исполнение гособоронзаказа тоже будет сорвано. Такой позиции придерживается, в частности, бывший министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин. Ещё в январе он заявил, что «в своем нынешнем виде российская оборонная промышленность, представленная самым большим количеством неэффективных предприятий, просто не в состоянии в полном объёме выполнить задачи, которые перед ней ставят военные». Кроме того, Кудрин уверен, что в нынешнем российском правительстве никто толком не понимает, как следует реформировать ОПК.
Прошлогодняя истерия и её последствия
Формирование и исполнение гособоронзаказа в 2011 года действительно проходило в режиме постоянной истерики. Бесконечные споры минобороны РФ и предприятий ОПК по поводу цен на военную продукцию затягивали процесс заключения контрактов. К концу октября прошлого года были проведены ещё даже не все процедуры по размещению государственных заказов. Неразмещёнными оставались заказы на сумму свыше 20 миллиардов рублей. При этом по прошлогодним условиям ГОЗ исполнение заказов минобороны должно было пройти до 25 ноября. Известно также, что последние контракты по ГОЗ-2011 на строительство атомных подводных лодок типа «Борей» и «Ясень» были подписаны только 9 ноября.
Саратовские предприятия ОПК страдали в прошлом году наравне со всеми. Как рассказывал тогда региональный министр промышленности и энергетики Сергей Лисовский, из-за того что вовремя не были устранены разногласия в вопросах ценообразования «между министерством обороны РФ и крупнейшими производителями приоритетной военной техники» (такими как Объединённая авиастроительная корпорация и Объединённая судостроительная корпорация), большинство саратовских предприятий, производящих 4–5 комплектации, лишились определённой части заказов.
Последствия этих процессов, по словам Лисовского, привели к тому, что целый ряд оборонных предприятий Саратовского региона оказался под угрозой закрытия своих спецпроизводств. Особенно трудно тогда пришлось Вольскому механическому заводу, Саратовскому заводу приборных устройств и ОАО «Рембаза».
Из-за отсутствия заказов от минобороны Вольский механический завод простаивал почти весь прошлый год. Рабочие сначала были переведены в режим трехдневной рабочей недели, а затем ушли в вынужденный отпуск. Под сокращение попали 186 человек. Чтобы удержаться на плаву, руководству завода пришлось акционировать предприятие: из федерального государственного предприятия оно превратилось в ОАО. В этом году Вольский механический завод возобновил работу и даже уже успел получить заказ от министерства обороны.
ОАО «Рембаза» и ОАО «Саратовский завод приборных устройств» всё ещё испытывают на себе последствия реформирования системы гособоронзаказа. Перебои с заказами привели, например, к тому, что завод приборных устройств уже в текущем году задолжал своим работникам два миллиона рублей по заработной плате (долг был погашен в марте, после вмешательства органов прокуратуры).
Корнями в непродуманной реформе
Первопричины такого положения вещей скрывались в затеянной федеральным правительством военной реформе, частью которой стало перевооружение российских войск. Этот процесс регламентировался госпрограммой вооружений России, рассчитанной на 2011–2020 годы (объём финансирования – 23 трлн рублей). Программа предусматривает обновление парка военной техники вооруженных сил на 70 процентов.
В исполнение поставленных задач минобороны РФ сразу же издало приказ «О концепции адаптации системы обслуживания и ремонта вооружений и военной техники к новому облику вооруженных сил РФ», из которого следовало, что поставка новых образцов вооружения и военной техники должна теперь осуществляться через концерны ОПК. Они в госпрограмме вооружений были прописаны как «головные исполнители» государственного заказа. А для «поддержания эксплуатационных характеристик» изделий, поставленных ранее, армию переводили от покупки комплектующих и запчастей к покупке услуги «техническая готовность».
Проще говоря, согласно новому сценарию формирования гособоронзаказа комплектующие должны производиться в рамках «заявок» крупных концернов оборонной промышленности. Раньше, при действии старой системы, предприятия получали эти заказы напрямую от государства.
По словам саратовского министра промышленности и энергетики Сергея Лисовского, закрытие прямого финансирования заявок от родов войск и войсковых частей на поставку комплектующих, запчастей, ремонтных комплектов и т. п., контракты на поставку спецпродукции предприятиями-поставщиками значительно сократятся. «Это означает, что основная масса саратовских предприятий ОПК, в первую очередь поставщики электронной компонентной базы, может попасть в сложное положение. Например, при таком раскладе объём заказов на поставку спецпродукции по ОАО «Тантал» и ОАО НПП «Контакт» может снизиться вдвое», – высказывал еще в прошлом году опасения Лисовский.
И без того некомфортная для оборонных предприятий ситуация осложнялась тем, что новые правила не были до конца понятными, отточенными и выстроенными.
Трехлетняя ловушка
Руководство минобороны РФ в начале марта заверило, что все проблемы гособоронзаказа 2011 года были учтены при подготовке ГОЗ-2012. На его выполнение министерству обороны постановлением правительства было отпущено 732,49 млрд рублей.
753 российских предприятия ОПК получили в марте от министерства обороны РФ предложения о заключении долгосрочных контрактов (на период 2013–2015 гг. на сумму 1,18 триллиона рублей). Они должны до 15 мая предоставить в министерство документацию по расчётной стоимости своей продукции – для ознакомления и анализа.
Как сообщили в минпроме Саратовской области, с рядом региональных предприятий такие контракты заключались и в 2010 году (до 2012 года), и в 2011-м (до 2013-го). При всех видимых плюсах такого подхода в министерстве промышленности Саратовской области нам сообщили об одном неприятном нюансе этих стабильных отношений. Оказывается, при ежегодной индексации долгосрочных контрактов не учитывается ежегодный, а порой и ежеквартальный рост цен на комплектующие детали. То есть, заключая долгосрочный договор с государством, предприятие попадает в финансовую ловушку.
Деньги – не панацея
Сторонниками «теории срыва ГОЗ-2012», помимо экс-министра финансов России Алексея Кудрина, в последнее время становятся и многие другие эксперты. Всё более очевидным, по их словам, становится тот факт, что в системе формирования гособоронзаказа с прошлого года ничего не изменилось. «Министр обороны, руководство страны (если не считать мелких перестановок), руководство оборонно-промышленного комплекса – всё те же. И почему мы должны думать, что с этим гособоронзаказом нас ждет другая картина?» – удивляются аналитики.
Выделение из бюджета гигантских сумм на ГОЗ в текущем году исправлению ситуации способствовать не может, убеждены они. При существующей системе контрактации, по словам экспертов, освоение выделяемых из бюджета средств осуществляется «крайне неэффективно и по непрозрачным схемам». А в качестве примера того, как российский ОПК осваивает огромные бюджеты с мизерным результатом, приводят нашумевшую программу разработки и испытания нового беспилотного летательного аппарата (БЛА). В своё время на этот проект было потрачено 5 млрд рублей, а весной 2010 года в минобороны официально признали её провал.
Недавнее обещание федерального правительства списать предприятиям ОПК налоговые долги (в общей сложности 100 миллиардов рублей) лишний раз убедило независимых экспертов в том, что российский ОПК находится в плачевном состоянии и делать на него ставку как на главный локомотив инновационного роста российской экономики крайне рискованно.
Главное – позитивный настрой
По данным областного министерства промышленности и энергетики, у нас Саратовской области пока ситуация выглядит довольно гладко. Исполнителями и соисполнителями государственного оборонного заказа по-прежнему остаются 27 из 30 оборонных предприятий. По предварительным данным, 15 саратовских предприятий ОПК планируют превысить показатели ГОЗ-2011. В их числе ОАО «Саратовский агрегатный завод», ПО «Корпус», ЗАО «НПЦ «Алмаз – Фазотрон», ОАО «Саратовский радиоприборный завод» и др. Ещё месяц назад (по состоянию на 1 марта текущего года) наблюдался рост объёма продукции для госнужд на 8,5 процентов. Но, как предупредили нас в ведомстве, окончательные выводы о том, что происходит в Саратовском регионе с исполнением гособоронзаказа, можно будет сделать только после 1 июня. В связи «с особенностями системы формирования оборонного заказа».
«В объёме производства региональных предприятий ОПК доля продукции для министерства обороны составляет 50 процентов. Поэтому министерство промышленности и энергетики Саратовской области ежегодно контролирует и непосредственно участвует в процессе формирования и выполнения предприятиями оборонно-промышленного комплекса области портфеля заказов от министерства обороны РФ и головных исполнителей ГОЗ», – заверили нас в облминпроме.
***
Последние годы государственный заказ российским оборонным предприятиям формировался с большим трудом, в условиях непрекращающегося реформирования военного ведомства. При этом старая система государственного оборонного заказа была разрушена, а новая толком ещё не создана. Отсутствие соответствующей нормативной базы, споры по ценам на закупаемое вооружение, задержки в подписании контрактов с предприятиями – всё это в прошлом, 2011 году привело к срыву исполнения гособоронзаказа.
***
По данным областного министерства промышленности и энергетики, в 2011 году из 30 крупных и средних предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, представляющих оборонно-промышленный комплекс Саратовского региона, 27 участвовали в выполнении заказов министерства обороны РФ или являлись соисполнителями гособоронзаказа. В выполнении ГОЗ-2011 участвовали, в частности, ОАО «НПП «Контакт», ОАО «НПП «Алмаз», ОАО «НПП «Инжект», ОАО «Саратовэлектронпроект» и др.
При этом в последние годы в области наблюдается стабильный рост объёмов государственного оборонного заказа: в 2010 году – на 23,6 процента (к уровню 2009 г.), в 2011 году – на 10,8 процента (к уровню 2010 г.).
«В связи с ограничениями на разглашение информации по объемам гособоронзаказа назвать сумму ГОЗ для предприятий ОПК Саратовского региона не представляется возможным», – сообщает региональный минпром.
Из федерального бюджета на гособоронзаказ для всех предприятий ОПК Российской Федерации в 2011 году было выделено 721,2 млрд рублей.