Концерт в честь Дня полиции

Оценить
Чтобы установить душевный контакт с полицейским, попробуйте угостить его сигаретой и спросить: «Любите ли вы Брамса?»

В среду сотрудники Кировского отдела полиции задержали пятерых молодых людей, которые собирались провести одиночный пикет за выборы, а не назначение губернатора. Задержали по наводке молодогвардейского провокатора, которого ребята по наивности приняли в свои ряды. Задержали противозаконно. Молодые люди собирались провести одиночный пикет, на проведение которого никакой санкции не требуется. Полицейские объявили это митингом. Почему их было пятеро?

Они хотели сменять друг друга. Там, где их задержали, они никакого пикета не проводили, это было место встречи, плакаты были свернуты, лозунгов не звучало. Три девушки и двое молодых людей просто стояли на улице. Были окружены десятком полицейских в штатском и в форме и отведены в отдел.

Замечательный комментарий дал агентству «Версия» начальник пресс-службы областного ГУВД подполковник полиции Алексей Егоров. «Задержаны пятеро граждан с плакатами (ни слова о том, что плакаты были свернуты. – Прим. ред.), которым ранее было отказано в проведении акции. Мы будем предупреждать действия». Следуя этой замечательной логике, коллегам г-на Егорова следует задерживать всех мужчин в целях предупреждения изнасилований, ведь сами знаете, что у них в штанах. И еще вопрос Алексею Викторовичу Егорову: собирается ли его ведомство таким же образом предупреждать невосторженный образ мыслей?

Днем ранее почти все лучшие умы области (отсутствовал только Сергей Утц) пытались понять, что делать с нашей полицией, чтобы предупредить повторение казанских, питерских и других кошмаров. Ответов нашли много, пригодных – не очень. Главный ответ не прозвучал. Он таков: если полиции приказывают нарушать закон в действиях против оппозиции, если разрешают нарушать закон при незаконном её участии в переделе бизнеса, с какой стати полицейские будут соблюдать закон при расследовании криминальных преступлений? С какой стати они будут соблюдать закон при общении с обычными людьми?

Прелесть вступительного слова

Думаю, что круглый стол был спланирован как один из серии мероприятий, которым назначено было хоть как-то обелить облик полиции после последних событий. Тон задал в Москве министр МВД Нургалиев, сетовавший на то, что его подчиненных никто не учит человеколюбию и вообще они не те мультфильмы смотрят.

Докатилось и до нас. Перед началом в кулуарах немного поговорили о том, что если всё сгнило, то чего можно ждать от полиции, и заняли места в зале. Слово взял областной депутат Александр Ландо.

В чем была прелесть его вступительного слова? Увлекшись красноречием, Александр Соломонович сделал ряд выводов, которые противоречили сами себе, а некоторые выглядели сомнительно с точки зрения политической благонадежности.

Начало было тривиально: мы сами задали моду – оратор выразился «тренд» – ругать полицию. На протяжении примерно тридцатиминутного выступления г-н Ландо не раз возвращался к этому тезису. Фильмы показывают полицейских негодяями, этот же «тренд» поддерживают средства массовой информации, некие аналитики и проч. Как пример г-н Ландо привел потрясший его фильм «Шаповалов». Судя по реакции зала, с этим шедевром никто знаком не был. Заодно досталось и сериалу «Глухарь» (а надо бы – всему НТВ).

Ландо был резок: «полицейские ежедневно возятся, извините меня за выражение, в дерьме и с дерьмом имеют дело. От них после этого не будет пахнуть ароматом». Наверное, специфический запах и стал причиной того, что 37 процентов россиян испытывают беспокойство при виде полицейского – эти данные тоже привел Ландо.

Затем г-н Ландо сделал вывод. В общем-то, тривиальный. Полиция такова, каково общество. Продолжу эту мысль: ежели мы знаем, какова у нас полиция, стало быть, и общество у нас не очень. Тогда как оценивать, например, выбор, вроде бы сделанный этим самым обществом 4 марта?

Александр Соломонович, однако, на такие мелочи внимания не обращал и уверенно шел к своей цели – задать рамки будущей дискуссии. А именно – «красота спасет мир» и полицию в частности. «Полицейский, который ходит в театры, даже в наши местные, никогда не станет преступником», – подчеркнул оратор. А затем сам всё испортил. Вспомнил не к месту давнюю встречу с каким-то милицейским опером, который говорил ему: «Если преступников не пытать – народ взвоет». И добавил, что это есть сермяжная правда. Она же «посконная и домотканая» (Ильф и Петров).

Вторым слово взял начальник ГУВД Сергей Аренин. Надо сказать, что на встречах с журналистами Сергей Петрович показал себя незаурядным оратором, быстрым на слово, остроумным. Здесь же, видимо, обстановка сковывала генерала. Да, он был многословен, но повторялся в тезисах, возвращался к уже сказанному. Если коротко, то генерал Аренин сначала не лучшим образом охарактеризовал своих подчиненных. Наказано в прошлом году свыше 6 тысяч сотрудников УВД, в этом году – более 500. Потом рассказал о том, что делается. Повышены требования к новобранцам, работают общественные советы, их функции будут расширяться. Главная задача полиции теперь не раскрытие преступлений, а защита прав граждан. Для этого сотрудников надо воспитывать и перевоспитывать. Как? Генерал уточнил, что культура, конечно же, должна сыграть свою роль. Сергей Петрович вспомнил, как в годы его молодости курсантов водили в музей Пушкина, а сейчас при УВД «есть замечательный оркестр, который действует силами художественной самодеятельности».

Вопрос «С кем вы, мастера культуры?» витал в воздухе. И мастера не подкачали.

Нам песня строем ходить помогает

Народная артистка России Римма Белякова говорила эмоционально, образно, красиво. Говорила о том, что если существует отбор в артисты, то должен существовать и отбор в правоохранительные органы. Еще о том, что алмаз – с виду невзрачный камень, но если его огранить, то засверкает бриллиант. А вот булыжник, сколько его ни обрабатывай, бриллиантом не станет. Но готовность немедля учить полицейских человеколюбию Римма Ивановна не выказала. Зато рассказала о запавшем в память с детства участковом дяде Мите.

Её коллега из ТЮЗа заслуженная артистка РФ Елена Вовненко тоже вспоминала молодость, как была она членом ЮДМ – юных друзей милиции. Вспомнив, тут же обратилась к СМИ с традиционным упреком: пишут о плохом, не пишут о хорошем. Правда, пример подобрала совсем неудачный, говорящий о слабой информированности самой г-жи Вовненко. Дескать, о казанских садистах говорят и пишут много, а о героически погибшем майоре Солнечникове – короткой строчкой. Неправда, о комбате много и хорошо писали во всех СМИ. Оскорбленные представители СМИ, рассаженные на одном углу «круглого стола», стали составлять заговор против ТЮЗа, считаю, что театру просто необходимо немедленно поставить героическую пьесу о полиции.

Следом слово предоставили художественному руководителю саратовской филармонии Анатолию Кацу. Анатолий Иосифович тоже не избежал воспоминаний. Правда, не о себе, а культуре прошлого. О том, что в прежние годы филармоническая программа «Ромен Роллан и музыка» пользовалась большим успехом в глубинке – в Балашове, например. А сейчас? Те из присутствовавших, кто еще следил за дискуссией, сокрушенно покачали головами, мол, какой там Ромен Роллан. Из сказанного г-н Кац сделал вывод, что думать надо не только о культуре полиции, а культуре народа в целом.

Последним из мастеров культуры выступал ректор консерватории Лев Шугом. Он говорил о том, что консерватория будет рада увидеть на концертах в своем зале – лучшем в городе (г-н Кац, чья филармония давно сгорела, в этот момент печально вздохнул) – сотрудников полиции. Но пока таких фактов – тут уже опечалился г-н Шугом – не наблюдается.

Как ни странно, в общем хоре не прозвучали слова представителя оперного театра. Неужели что-то неладно у нас с оперой? Нет, их просто не пригласили. Впрочем, кукольный тоже проигнорировали.

Духовно-философское. Коротко

Понятно, что только песнями, танцами и постановками предложения по изменению внутреннего мира российского полицейского не ограничились. Многие выступавшие считали, что необходимо (каким образом?) менять духовность и нравственность сотрудников органов. Глава духовного управления мусульман Поволжья Мукаддас Бибарсов говорил о том, что проблема в нас самих, что пока народ не захочет перемен, они и не придут. Протоиерей Димитрий Полохов тоже сказал о приоритете нравственных законов. Подобного приоритета, надо полагать, сейчас нет.

Тогда еще председатель общественной палаты, а ныне уже министр-председатель комитета Борис Шинчук на этот раз обошелся без традиционного КВН. Он смело предположил, что все мы – гражданское общество, полиция в том числе, и надо думать о духовном здоровье этого общества.

Судя по тому, как были распределены выступления, всё же большей панацеей для исцеления полиции считается культурно-воспитательная работа, нежели поиск и обретение духовности.

И другие экзотические предложения

Конечно, не было сомнений, что такие предложения прозвучат. Дмитрий Аяцков, например, вспомнил, что, когда он еще работал в администрации президента, он подавал докладную записку о создании на базе МВД некоего суперминистерства, которое подчинялось бы непосредственно премьеру. Судя по нынешнему положению дел, предложение г-на Аяцкова не принято. Или еще не принято. И скажу откровенно: слава богу. У страны и с этой-то полицией проблем хватает, а уж с суперполицейскими и вообще бы пропали.

Второе предложение Дмитрия Аяцкова было попроще – надо устанавливать душевный контакт с полисменами. Первый губернатор рассказал о своем опыте: подъезжаешь на трассе к посту ГИБДД, останавливаешься, угощаешь служивых сигаретами, поговоришь за жизнь. ДФ хорошо выдвигать такие предложения – его в лицо знают. Я так думаю: если обычный человек начнет расспрашивать обычного полицейского о службе да о жизни, мало ему не покажется. Даже если угостит сигаретой.

Политолог Дмитрий Олейник предложил будущих полицейских набирать из беспризорных детей, обучать их с младых ногтей в училищах типа суворовских.

– Это же янычары будут, – изумился кто-то из образованных участников.

– Пусть янычары, – согласился вернувшийся из отпуска и заметно посвежевший Олейник.

Еще одно предложение, к сожалению, не получило развития. Александр Ландо, вспоминая давно минувшие времена, очень высоко оценил комсомольские наборы в органы внутренних дел. Я, правда, в то время как раз в органах служил и о направленных на службу комсомольцах имею прямо противоположное мнение, но суть не в этом. Слова прозвучали, идея развития не получила. Между тем одно присутствие в зале главного мгеровца Всеволода Хаценко должно было заставить автора продолжить свою мысль. А именно – почему бы не организовать набор в полицию в массовом порядке членов МГЕР. Хотя полиция, о нравственном здоровье которой так все пекутся, от этого не выиграет. Да к тому же, как показали последние события, некоторые активисты этой организации уже давно состоят в полиции на агентских, сексотовских ставках.

Резюме

Не знаю, не уверен, станут ли полицейские строем ходить послушать Равеля или Брамса, потрясет ли их творчество Лопе де Вега. Да и не в этом суть. Даже если все разумное из того, о чем говорили на круглом столе, получит путевку в жизнь, это ничего не изменит. Все присутствовавшие это прекрасно понимали. Не изменят полицию ни симфонические концерты, ни внезапное просветление общества, ни общественные советы. Полиция есть инструмент власти. Часто ли наша власть сама соблюдает законы, ею же писаные?