Ученики не могут, учителя не хотят

Оценить
В гадюкинской деревне всегда всем скучно: еще с пеленок ничему не учатся

Пока вся моя жизнь связана с обучением: ну, школа, вуз – понятно, все или почти все учились. Но этим дело не ограничилось.

Автор: Александр Бранимиров

Сейчас я работаю – чем не учеба и приобретение уже не теоретических, а практических знаний? В конце концов, вся жизнь – учеба. Ну а без абстракций, с конкретными примерами?

После вуза мне довелось два месяца проработать в лицее. Позвонили буквально в последний момент, 30 августа, и попросили помочь. У меня был принцип: обязательно поработать по специальности. Учитывая, как в нашей стране «легко» это сделать, решил попробовать. Не ради денег и не ради идеи. Ради принципа.

Как я уже выше сказал, хватило на два месяца. Уставать я начал после второй недели: дети постепенно рассмотрели мои сильные и слабые стороны, и хулиганы взялись за старое. Не доставляли удовольствие и низкая зарплата (я вдобавок работал меньше чем на полставки), и тот факт, что проверка тетрадей пожирала огромную часть времени.

К чему это длинное предисловие? К тому, что, проработав даже те небольшие два месяца, я постепенно понял, как работают и усваивают информацию дети. С удивлением обнаруживал, что уже в пятом классе не единичные лодыри, а уже чуть ли не полкласса относятся к учебе как к тяжелой нагрузке, и им вся эта ерунда с уроками абсолютно не интересна. В пятом классе, подчеркиваю. Когда я учился, было иначе.

Немногим лучше была ситуация и в вузе. Научный руководитель в мои университетские годы нехотя соглашался, что чуть ли не каждый курс хуже предыдущего. Добавляя, правда, что это не закономерность, и всегда может случиться рывок. Я не спорил.

Недавно я его замещал – он ложился на операцию. Читал лекции у 4-го курса. Задаю студентам примитивный вопрос: чем реакционеры отличаются от умеренных политиков? Прошу ответить не определением из учебника, а своими словами. Молчание. Только один человек ответил на мой вопрос, да и то в духе «белый цвет – белый, потому что белый, а чёрный – чёрный, потому что чёрный». В очередной раз не добившись ответа, я с сарказмом сказал: «Ребята, на 4-м курсе даже если не знаешь, нужно уметь виртуозно импровизировать. Я в ваши годы умел».

Никакой реакции, даже на шутки. Народа – минимум (знали, что я не буду отмечать). Их даже не остановил тот факт, что я им давал эксклюзивный материал, который довольно тяжело достать и в Интернете. Всё по боку – никакого маломальского интереса к специальности и даже элементарного желания просто не опозориться в будущем на экзамене.

На днях ездил к знакомой, она сейчас подрабатывает репетитором, готовит к ЕГЭ и просто подтягивает отстающих по русскому языку и литературе. Хотелось посмотреть, какие у нее ученики, и, если удастся, поспрашивать, почему они так относятся к учебе. Мы пообщались минут 20. За это время одиннадцатиклассница не без удовольствия прошлась по всем ученикам и учителям, не забыв и про мою родную школу (как выяснилось, она в ней тоже училась), хотя оценка последней была на удивление положительной. Она подтвердила, что многие нынешние школьники совершенно ничем не интересуются и ходят в школу, словно отрабатывают повинную. Но она заметила и то, что во многом это связано с поведением учителей, которым не важно, понимают что-то учащиеся или нет. Короче, замкнутый круг, когда никому ничего не интересно.

Такая ситуация в нашей системе образования. Очень хотелось бы верить, что это просто мне попадаются такие неудачные примеры, но боюсь, что это не так.