Это не выборы, это фейк*
Голосовал я последний раз, если не изменяет память, на выборах, когда первый раз выдвигался Борис Ельцин. Я тогда находился в Казахстане, и голосовать пришлось при посольстве России. Это было непростое время, всем внушали: «Коммунизм не должен пройти», «Мы не хотим назад в прошлое» и всё такое. Естественно, и мне хотелось видеть Россию современной державой, я голосовал искренне, всем сердцем. Кстати, недавно узнал, что мог бы этого и не делать, результаты всё равно подтасовали, так по крайней мере сказал нынешний президент Медведев.
Автор: Виктор Шмидт
Как я решил стать народным наблюдателем
Телевизор смотрю редко, там сегодня мало что хорошего могут показать, познавательных программ практически нет, «Наша Раша» и «Камеди Клаб» стоят поперек горла. Иногда смотрю новости на канале РБК, их экономический блок интересен мне как бизнесмену.
Так вот, центральные каналы и РБК начали показывать сюжеты о каких- то митингах за честные выборы, премьер-министр кинулся рассказывать о презервативах, бандерлогах, продажную оппозицию, Госдеп…
Решил, что во всей этой противоречивой информации необходимо разобраться лично. К тому же появилась масса предложений записаться в народные наблюдатели.
Так и поступил. Зарегистрировался на сайте «Гражданин наблюдатель» (ГН). Буквально на следующий день получил ответ, где брать литературу для подготовки, ссылки на законы и нормативные акты…
Должен признаться, человеку, который редко сталкивается с законами и правом, разобраться во всем этом с лёту не так-то просто. Но пословица «Вода камень точит» помогала в жизни не раз, и я принялся заниматься «непрофильным» для себя делом.
На подготовку ушло около двух недель. Изучал законы, узнавал, какие нарушения встречались на прошедших думских выборах. Словом, мотал информацию на ус.
Примерно за две недели до выборов в президенты РФ на меня вышел координатор от ГН и сообщил, где я могу получить направление на участковую избирательную комиссию (УИК). Сообщил все номера и контакты штабов кандидатов. Ближе всех оказался штаб Зюганова, туда и направился. В Балакове, как оказалось впоследствии, очень сильная команда коммунистов.
Забегая вперед, скажу, что это люди, реально преданные своему делу и партии. Одним словом, профессионалы и умницы. В штабе мне сообщили, что они готовы помочь и дать направления в УИК от их кандидата.
Рассказали, что все участки в плане честности у них распределены на проблемные и не очень. Но предупредили, что на этих выборах любой из них может стать проблемным. «Почему?» – спросил я. Ответ меня просто шокировал. Оказывается, те УИКи, где на прошедших выборах был недостаточно высокий процент за ЕР, расформированы и набраны из новых людей.
Всего таких участков, по данным КПРФ, больше 10. Блеск! Сомневаться в честности коммунистов не было ни малейшего повода. Они приводили цифры, проценты, называли фамилии.
Также сообщили, что позиция наблюдателя на выборах очень шаткая, в любой момент могут выкинуть с участка – и поминай как звали. Объяснили, что лучше идти работать членом комиссии с правом совещательного голоса. Последнего якобы не имеют права удалять с участка. Я решил идти по этому пути.
Накануне дня выборов
Поскольку у коммунистов свободных мест не оказалось, обратился в штаб Михаила Прохорова, где мне любезно предоставили направление, при этом попросили помочь координировать город Балаково. Проблем нет, можно и помочь, делаем общее дело.
Как любое новое начинание, дело это захватило меня с головой. Знакомился с новыми людьми, которых направляли ко мне ребята из штаба. Раздавал направления и всю необходимую документацию и литературу. Обсуждали прошлые и предстоящие выборы. Близился день 4 марта. Я вспомнил про штаб коммунистов, проблемные участки, предложил расставить нас именно на них. Сам для себя выбрал самый сложный.
Кроме того, так как у меня был автомобиль, обещал при необходимости выезжать на проблемные участки в составе мобильной бригады. Ребят расставили на участки. Мы условились, что идем знакомиться и получать удостоверения в УИКи накануне дня выборов.
Вот тогда всё и началось, а именно звонки: «Меня отказываются регистрировать», «Мне не хотят давать удостоверения» – и всё в таком духе. Я не понимал, как такое возможно, если всё это прописано в законе о выборах. Оказывается, возможно еще и не такое.
В итоге все проблемы решили, всех наших людей на участки приняли, документы выдали.
Наблюдатели от «ЕР» общаться не желали
4 марта. 4:00. Не спится. Поняв, что Морфей покинул меня окончательно, начал собираться.
На участок явился к 7:30, с секретарем и председателем познакомился накануне. Всё мило, любезно. На участке, помимо меня, были два человека от КПРФ – муж и жена, по просьбе местного штаба приехали из Самары (!), один приятный седой мужчина от «Справедливой России», двое от «Единой России», студенты, один из которых спросил меня: «А у вас платят за участие на выборах? Вот и у нас нет, обязали, но сказали, что зачет поставят». Часов в 11 пришла проверяющая, после ее визита молодого человека я больше не видел. Тщетно пытался познакомиться с другим наблюдателем от ЕР. Девушка всем своим видом демонстрировала, что не желает общаться.
Выборы начались вовремя, проверили веб-камеры, опечатали урны. Мой участок находился в старой части города, в здании ДК завода им Дзержинского. Частный сектор, много пожилых людей. С самого утра – ажиотаж и высокая явка.
Женщина от коммунистов с бумажкой отмечает в специальном листке каждого проголосовавшего. Каждые два часа – сверка, всё совпадает. Я с мужчиной из Самары наблюдаю за дополнительным списком, в который записывают голосующих по открепительным.
Кстати, председателем комиссии был руководитель муниципального предприятия, большая часть его работников проголосовали на этом участке по открепительным. Люди приезжали из другой части города – организованно, на автобусе. На мой вопрос «Зачем вам это надо?» опускали глаза и старались уходить от ответов.
Но в целом всё шло ровно, без видимых нарушений. Я даже начал сомневаться в словах о том, что выборы проходят нечестно.
«Спецмаршрут»
И тут звонок из штаба Прохорова: «По нашим данным, к вам из Саратова выехало пять автобусов с «каруселью». Предупредите своих ребят, пусть будут повнимательней, особое внимание обратите на студентов и молодежь».
Всех обзвонил, предупредил. Снова звонок. Теперь от коммунистов. «Виктор, на 536-м участке – проблема, расхождение с данными комиссии в 150 человек. Наблюдатели там слабые. Вброс либо уже был, либо еще будет, просим вас переехать туда». Еду на новый участок, размышляю, что на моем всё спокойно, у самарцев за плечами не первые выборы, справятся.
Снова звонок: «Виктор, у нас тут карусельщики приехали, мы не дали им проголосовать, уезжают, микроавтобус Ford, номер 829, номер маршрута – 602». Помотался по окрестностям, автобуса нигде нет. Принял решение ехать на свой новый участок. О чудо! На въезде во двор школы, где расположен участок 536, встречаю искомый «спецмаршрут».
Преследование результата не принесло, проводил маршрутку до пассажирского автотранспортного предприятия. По дороге задавал сам себе вопрос: зачем полный автобус мог в воскресенье отъезжать от школы и, не высадив ни одного пассажира, въехать на территорию транспортного предприятия? С территории ПАТП никто в течение 15 минут не выходил. Ответ нашелся позже: на территории была перевалочная база ребяток из Саратова.
170 дополнительных голосов
В 15:00 отдаю направление и приступаю к работе на УИК № 536. Председатель – Елена Ивановна Евстратова. Знакомлюсь. Два молодых человека от коммунистов наблюдателями работают впервые, как и я. Две женщины от «Единой России». Часа за два до закрытия пришел пожилой мужчина. Для себя я отметил, что, если бы меня попросили угадать, кто здесь от партии власти, угадал бы на 100 процентов.
Особенно хочу отметить Татьяну Алексеевну Низовцеву – наблюдателя от «Справедливой России», поближе мы с ней познакомились уже позже в ТИКе, где вместе писали жалобу на нарушение. Татьяна Алексеевна и молодые люди от КПРФ рассказали мне, что в 12:00 после подведения итогов расхождение в количестве проголосовавших по данным наблюдателей и данным комиссии составило примерно 150 человек.
Оставалось только ждать. Остаток дня прошел спокойно. Все мило общаются, председатель реагирует на замечания, предоставляет документы. Словом, закон и порядок. В 20:00 участок закрывается. Время подводить итоги голосования. К этому времени мы обнаружили, что искать придется уже 170 лишних голосов.
Я попросил председателя предоставить для осмотра списки избирателей, чтобы соотнести количество проголосовавших со списками. Мой запрос председателя обеспокоил. Она некоторое время колебалась, но потом дала согласие. Однако после того, как к ней подошла и что-то сказала женщина, сидевшая на дополнительном списке, председатель объявила, что списки не даст и пересчитывать ничего не позволит.
На мои предупреждения о нарушении закона – реакция нулевая. Все диалоги этого нарушения можно посмотреть на моей странице в YouTube по запросу «УИК 536».
Далее прошло всё как по маслу, закончили быстро, до полуночи. Моя жалоба была принята и занесена в реестр, результаты занесены в увеличенную форму и на веб-камеру.
Затем председатель и свита в моем сопровождении проехали до городской администрации, где располагалась территориальная избирательная комиссия. Убедившись, что всё прошло гладко, покинул здание ТИК примерно в два ночи.
Полное опустошение
Особо хотелось бы описать ощущения, с которыми я возвращался домой. Больше всего подходит определение «полное опустошение». Чувство, будто кто-то нагадил у тебя в душе. В данный момент юристами готовится жалоба в прокуратуру по факту фальсификаций и нарушений на выборах.
Не лучше ощущают себя и мои знакомые. На УИК № 553 Георгий поймал за руку девушку, которая пыталась вбросить пачку бюллетеней. Передал девушку председателю и полицейскому. Итог: её отпустили. На вопрос «Почему?» был получен потрясающий ответ: «Она же не вбросила».
На УИК 542 Юрий всю вторую половину дня тщетно добивался, чтобы у него приняли жалобу также о вбросе. Нарушение не устранено, жалоба не принята. Утром следующего дня Юрий обнаружил, что данные в копии протокола, который ему выдали пять часов назад, не совпадают с данными, размещенными на сайте ЦИК. У Жириновского умыкнули 120 голосов, оставив 13 из отданных за него 133. Угадайте, у кого они появились?
Господин Чуров, это не выборы! Это фейк!
*Фейк – англ. fake – «дешевая подделка, плутовство, афера».
Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства