Новый центр против старого

Оценить
Спасение города от транспортной загруженности нашли в проекте советских времен

Администрация Саратова вернулась к теме переноса делового центра из исторической части города. Как пояснил глава комитета по архитектуре Саратова Александр Кискин, речь идёт о давно забытом проекте строительства «проспекта Победы». Уже в апреле проект попытаются адаптировать к сегодняшним реалиям.

Обвести центр по касательной

Это наработка ещё советских времён, которая была внесена в генеральный план Саратова и с тех пор кочует из одного его варианта в другой. Проспект Победы, согласно советским планам, должен был растянуться от Предмостовой площади (ныне Славянская) до площади Сенная (Центральный колхозный рынок) вдоль магистральной улицы Соколовой. Но, по словам главного городского архитектора Александра Кискина, проект переноса делового центра требует доработки и адаптации при сохранении основных параметров – таких, например, как местоположение.

«Газете недели» Александр Николаевич пояснил, что эта идея сегодня представляется одним из самых эффективных способов реорганизации системы транспортных потоков с целью разгрузки центральной исторической части города. «В настоящее время объём потоков транспорта резко изменился. Особенно если сравнивать с советским периодом, – говорит Александр Кискин. – Сейчас все потоки направлены в центр города, в его историческую часть. Автомагистрали здесь перегружены. Поэтому перенос делового центра Саратова – это необходимость. Кроме того, из-за застройки новых районов и увеличения числа офисных зданий сменились направления пассажиропотоков. Проект проспекта Победы включает в себя, в частности, создание скоростных магистралей между Большой Горной и Соколовой. Если его реализовать, то мы думаем, что нам наконец удастся закольцевать систему скоростных магистралей, которая пройдет по касательной к историческому центру».

Первый шаг к первому шагу

Осовременивать залежавшийся проект проспекта Победы городская администрация начнет в апреле. По словам Александра Кискина, доработку комитет доверит специалистам. «Сами мы не проектировщики», – поясняет главный городской архитектор. При этом он уточняет, что, если разрабатывать всю необходимую проектную документацию исключительно на средства городского бюджета, она будет готова не раньше чем через год. Ускорить процесс могло бы финансовое участие бизнеса. Однако пока никаких конкретных предложений городская власть бизнесу не делала.

«Я работаю в своей должности всего полгода. Никого из предпринимателей и крупных бизнесменов не успел посвятить в эти планы. Но в ближайшем будущем мы непременно будем проводить что-то вроде презентаций нашего проекта. Думаю, что ближе к лету, то есть в течение двух следующих месяцев, ситуация с проектом строительства проспекта Победы прояснится. Будут заметны и первые наши шаги, и первые их результаты», – пообещал Александр Николаевич.

Заинтересовывать частных инвесторов мэрия будет отсутствием ограничений по площади и высоте застройки предполагаемого проспекта, а также новыми возможностями для жилищного строительства практически в центре города, которые появятся после выселения частного сектора и замены коммуникаций. В идеале вдоль проспекта Победы и вокруг него должны разместиться все крупные офисные учреждения и торговые центры, притягивающие народ.

Архитектор Кискин говорит, что в случае успешной реализации проекта исторический центр Саратова изменится до неузнаваемости. Он станет зоной преимущественного пешеходного движения. Вокруг него сформируется зона ограниченного движения автотранспорта. Беспрепятственно автомобили смогут передвигаться только по окраинам.

Был и второй вариант

О том, что настало время «принять принципиальное решение по выбору направления для дальнейшего развития центра Саратова», совсем недавно, буквально в декабре прошлого года, говорили и в областном правительстве. Теперь уже экс-заместитель председателя областного правительства Дмитрий Федотов обозначил сразу два пути, по которому можно двигаться.

Первый – это сохранение исторического центра и его очистка от бизнес-составляющей. Выбрав этот вариант, городские власти должны будут переселить из центра всех людей, убрать оттуда офисы и конторы, снести все неисторические здания, построив на их месте новодел в старом стиле. Таким образом, исторический Саратов сохранится и превратится в нечто вроде музея, куда можно будет с гордостью водить туристов. Деловой центр города в этом случае придётся перенести в другое место.

И тут Федотов напомнил как раз о проспекте Победы в границах улиц Большая Горная, Соколовая, Сенной рынок, Славянская площадь. Тогда же Федотов утверждал, что реализация этого проекта больших затрат не потребует. Муниципалитет только переселит людей из исторической части города, а остальное сделает бизнес.

Второй вариант, предложенный Федотовым, заключался в сохранении центра города на прежнем месте. По его личному убеждению, в Саратове просто нет другого такого места, которое бы связывало Ленинский и Заводской районы. Но в этом случае придётся пожертвовать культурно-исторической составляющей. Второй проект подразумевает, что от городской истории в центральной части Саратова должно остаться лишь 10–30 исторических зданий, которые нужно отреставрировать и в дальнейшем должным образом содержать. Вся остальная ветхость подлежит сносу, а на её месте должно быть возведено современное жильё, новые коммуникации, дороги и т. п.

Как видим, администрация Саратова склоняется на сегодняшний день к первому варианту.

Первые оценки

Доцент кафедры архитектуры СГТУ Лариса Тарасова считает, что предложенная концепция разделения Саратова на старый и новый город, а особенно та его часть, что предлагает выселить людей, проживающих в исторической части, не имеет к жизни никакого отношения. Без людей и без торговли этот район города станет мёртвым. Тарасова предлагает обратиться к европейскому опыту, где давно пришли к выводу, что «необходима консолидация истории и современности».

Известный в Саратове строитель генеральный директор группы компании «Лепта», председатель ассоциации «Союз застройщиков» Яков Стрельцин поддержал идею сохранения исторической части Саратова и высказался о необходимости «смещать акценты с возведения безыскусных новостроек на реконструкцию зданий-памятников».

Депутат городской думы Александр Янклович увидел в переносе делового центра Саратова и строительстве проспекта Победы рациональное зерно. Соглашаясь с тем, что исторический «центр надо разгружать», он положительно оценивает предложение о переносе в другую часть города офисов и учреждений.

Депутат городской думы и президент строительной ГК «Армада» Алексей Березовский тоже видит в проекте много положительных моментов. Строительство проспекта Победы, по его мнению, откроет коммуникационный коридор, который позволит перенести часть нагрузки из центра города. Препятствие, по словам Березовского, пока одно – это необходимость расселения жителей частного сектора справа от улицы Соколовая. Хотя и на строительство новых бизнес-центров в этом районе потребуются сотни миллиардов рублей. «Но другие варианты еще затратнее», – подчеркнул он.