Шаги командора
Режим еженедельной газеты не позволяет отслеживать события, так сказать, в режиме онлайн. Спасибо коллегам из агентства «Взгляд»: опираясь на их сообщения, мы постараемся отследить первые шаги Валерия Васильевича Радаева на ответственном посту временно исполняющего обязанности губернатора Саратовской области. И по возможности скромно прокомментировать эти шаги.
Автор: Георгий Крайних-Взглядов
При этом оставим за скобками укрепление охраны первого лица (неужели есть опасность покушения?), суетливый захват в первый же день губернаторского кабинета и освящение оного. Или изгнание бесов?
Обратимся лучше к официальной хронике.
Шаги г-на Радаева на главном посту были строго дозированы. По шагу в день. На наш взгляд, во всех заявлениях врио губернатора присутствовала сильная пиар-составляющая. Но истины ради надо отметить, что нашлись люди, приветствующие все поступки Радаева с максимально возможной пылкостью. Это, конечно, единоросские интернет-тролли, министры кабинета Ипатова, надеющиеся, что им удастся усидеть в креслах, и соратники г-на Радаева по работе в думе и региональном отделении ЕР. Цитировать и тем паче как-то комментировать эти выступления не будем. Желающих искать аналогии можем отослать к выступлениям северокорейских трудящихся.
Шагом первым была передача Дома приема официальных делегаций (он же дом Ивана Шмидта) под областную школу искусств. Заявлено об этом было эпически: «Мы посоветовались с деятелями культуры и приняли решение передать Дом официальных делегаций правительства области детям под школу искусств Саратовской области». Радует местоимение «мы». Его в прошлом употребляли властители земель русских. «Мы, Николай Второй». Наверное, это новый стиль руководства. Бог с ним, со стилем, но здесь и следовало бы остановиться. Увы, это не было сделано, и следом г-н врио заявил: «Исторически Саратов является центром культуры. Сто лет назад здесь был построен музей Радищева – первый общедоступный музей в России. В то непростое время дума приняла решение построить для людей объект культуры. Она не ошиблась: для жителей губернии музей стал объединяющим».
Представляется, что объединяющее значение музея для жителей области все-таки преувеличено. Но главное, господа спичрайтеры, музей был построен не сто лет назад, а сто двадцать семь! Понятно, четверть века туда, четверть века сюда, какая разница. Да и роль думы в строительстве музея было вовсе не такая, как вам хотелось бы. Всезнающая «Википедия» сообщает: «…от города требовалось предоставить «постоянное, неизменное, прочное и приличное» помещение под музей. Городские власти не были готовы раскошелиться на постройку здания… Долгие годы дело основания музея не двигалось с мёртвой точки».
Попутно несколько строк о всемирной энциклопедии. Некая общественница, имя которой, увы, не задержалось в памяти, обиделась на «Википедию» за статью о Саратове. Статья действительно нелицеприятная, мол, грязный город, дорог нет, пробки постоянно. Там еще и всё это проиллюстрировано. Г-жа общественница, во-первых, «Википедию» можно править, зашли бы и написали статью, что Саратов – идеальный город. Есть и второй путь – создать какое-нибудь общественное движение и попытаться сделать так, чтобы Саратов стал похож на приличный город. Выбор за вами, мы же вернемся к нашему главному герою.
На следующий день после отдачи дома Шмидта г-н Радаев выступил с инициативой, которая может стать новым шагом в нелегком деле муниципального строительства. На заседании административного совета Валерий Радаев предложил главам районов с численностью населения менее 50 тысяч человек отказаться от должностного оклада и работать на общественных началах.
Не совсем понятно, как это совпадает с Трудовым кодексом. Это первое. Второе: на что будут жить главы районов? Насколько я понимаю, заниматься бизнесом им закон не велит. Что же тогда? Жить на содержании жены или тещи-пенсионерки? Или г-н Радаев предложил вернуться к древним принципам кормления с вотчины? То есть сбора налогов и податей в свою пользу, как это было в веке примерно ХVI?
Еще вспоминается старосоветский миф, что продавцам продовольственных магазинов так мало платят, потому что они всё равно украдут. Эти подозрения укрепил и тот факт, что первым инициативу подхватил известный альтруист и бессребреник глава Саратовского района Анатолий Зотов, тут же на заседании принявший решение работать бесплатно, «за спасибо». Ожидается, что до конца года аналогичные решения примут все главы муниципальных образований Саратовского района. Что-то об этой новации больше не слышно. Наверное, забыли в текучке будней. Если случится, то экономия средств, конечно, возможна, в случае прокуратура не опротестует.
Но вот другая инициатива г-на Радаева никоим образом к сбережению бюджетных средств не ведет. Валерий Васильевич распорядился передать в государственную собственность т. н. «дома Аяцкова» в Октябрьском ущелье. Передал в собственность областного госпиталя для ветеранов. Там же, заметим, поправляют здоровье чиновники правительства и депутаты. Тоже ветераны, но других сражений – бюрократических.
«Семь лет шли разговоры о том, что разместить в здании особняка. И всё это время здание пустовало. Сегодня есть предложение – передать особняк областному госпиталю для реабилитации и лечения ветеранов. Здесь хорошая природа. Рядом находится корпус санатория «Октябрьское ущелье», который имеет кардиологическую направленность. Территория особняка занимает два гектара земли, и постепенно здесь можно еще многое распланировать», – таким комментарием, даже с упоминанием «хорошей природы», сопроводил свой шаг г-н Радаев. Но внимание стоить обратить на другие слова – о том, что семь лет здание пустовало. Разруха там необычайная, немало придется отдать немало бюджетных средств на ремонт здания. Но для ветеранов ничего не жалко. А для себя и своих товарищей тем более. Главврачу госпиталя г-ну Шульдякову только и осталось сказать, что «предстоит еще осмыслить значимость этой инициативы».
Что еще предпринял г-н Радаев для блага саратовцев? Ах да, нашел помещение для Бориса Шинчука и его стула. То есть разместил на Яблочкова ОПу. Впрочем, для жителей что Саратова, что области обретение Борисом Шинчуком собственного гнезда никакого значения не имеет.
Была еще странная история с провалившейся крышей на заводе «Рефлектор». Г-н Радаев провел специальное совещание по поводу инцидента и взял крышу под свой контроль. Устами пресс-службы врио губернатора сообщил, что «принято решение: до понедельника прекратить деятельность данного производственного корпуса». Правда, накладочка вышла: судя по предыдущим сообщениям, здание не эксплуатировалось пятнадцать лет, и прекращать там какую-либо деятельность нет смысла. С другой стороны, накладочка вполне объяснима. Ведь одно дело – заботиться о крыше пустого здания, другое – практически спасти человеческие жизни. Кстати, ко вчерашнему дню должно было быть обнародовано вриогубернаторское решение по поводу злополучной крыши. Но нет его. Наверное, другие, куда более важные дела отвлекли.
P. S. Дом Ивана Шмидта по Волжской, 32, похоже, по аналогии с булгаковской нехорошей квартирой можно назвать «нехорошим» домом. При коммунистах здесь была гостиница обкома КПСС, и где тот обком? Демократы первой волны отдали под детский сад. И что с ними стало? Аяцков, а затем и Ипатов использовали особняк под Дом приемов… Теперь вот Радаев снова меняет его статус. Интересно, что с ним будет? Не с домом, конечно.