Ольга Геранчева: Не считаю, что искусство должно быть политическим

Оценить
Первый раз я увидела Олю на каком-то институтском мероприятии, приуроченном не то ко Дню защитника Отечества, не то ко Дню Победы. Среди по-филфаковски безупречного чтения стихов и отрывков военной прозы её песня, обращённая к ветеранам, показалась м

Первый раз я увидела Олю на каком-то институтском мероприятии, приуроченном не то ко Дню защитника Отечества, не то ко Дню Победы. Среди по-филфаковски безупречного чтения стихов и отрывков военной прозы её песня, обращённая к ветеранам, показалась мне чем-то невероятно свежим, хотя и пропитанным пафосом, но не ложным, как это бывает в речах чиновников, а по-детски искренним. «За то, что небоскрёбы встали на могилы братские, / Что ордена героев распродали за гроши, / На модный зарубежный хлам сменили гордость нации. / Мой милый ветеран, за всё прости», – говорится в одном из припевов песни. Недавно Геранчева стала одной из самых юных исполнительниц, принявших участие в саратовском оппозиционном митинге «Проводы, блин!». Мы беседуем со студенткой института филологии и журналистики СГУ, лидером групп «Беспечное лето» и «12-я ночь», актрисой любительского театра Ольгой Геранчевой об активной гражданской позиции и творчестве в Саратове.

– Насколько я понимаю, ты из музыкальной семьи?

– Вообще у меня много музыкантов в семье. Началось всё с моей бабушки, мамы моего папы. Она играла на семиструнной гитаре и очень красиво пела. У неё был потрясающий голос. Мы даже записывали её на пластинки и диски, когда появилась такая возможность. Потом музыкой стал заниматься папа. Старший брат получил музыкальное и звукорежиссёрское образование. Они и научили меня всему, что связано с игрой на гитаре.

– Расскажи о своих первых шагах в творчестве.

– Ещё в дошкольном возрасте мы с ребятами во дворе пытались создавать какие-то музыкальные группы и даже песни сочиняли. Первые стихи я начала писать в шесть лет. Тогда же попала в театр, где играла в дипломных спектаклях Валентины Александровны Ермаковой. Это выдающаяся женщина, народная артистка СССР. Я участвовала в спектаклях: «Кин IV», «День рождения инфанты», «Королевские игры». На протяжении шести лет официально числилась артисткой ТЮЗа. И хотела даже поступать в театральный, но потом поняла, что во мне больше режиссёрского, нежели актёрского.

Однажды, в третьем классе, нас попросили написать стихотворение о Саратове. Я не помню, что там было точно. Но оно было большое – страницы на четыре. И начиналось так: «О город мой, / Саратов родной, / О, что же случилось, / Что стало с тобой?» И дальше в том же духе про разбитые фонари и прочие проблемы. Учительница сказала, что стихотворение мрачное и не подойдёт. Только потом, уже став взрослой, я узнала, что стихи нужно было написать к празднику, на который приезжал губернатор, и все детские работы передавались ему.

Потом я написала другой, уже маленький стишок – очень слащавый, про радостных саратовских скворцов. И помню, как в начале урока положила листок со стихотворением на стол учителя, а потом забирала, клала обратно и снова забирала. В итоге так и не стала отдавать, потому что оно было неискренним. Всё-таки эта история с первым стихотворением меня сильно расстроила, и я старалась больше не писать, даже если хотелось, потому что думала, что ничего из этого не получится.

– А как сложилась история с музыкой?

– Я окончила центральную детскую музыкальную школу по классу фортепьяно. И очень благодарна своей учительнице по специальности Надежде Вячеславовне Тахтаровой. Она привила мне музыкальный вкус и дисциплинированность. Мне удалось преодолеть момент, когда хотелось бросить музыкалку и научиться получать удовольствие от исполнения сложных произведений.

Кроме того, я всегда мечтала создать свою группу. Но думала, что у меня это никогда в жизни не получится. Насыщенным на музыкальные события выдался девятый класс. Сначала один мальчик позвал меня к себе в группу вокалисткой. Но это была такая группа, как обычно в школах бывает: десять гитаристов, пять вокалистов и ни одного барабанщика. (Смеётся.) У него была одна песня, но пока совершенно не продуманная. Я переделала аранжировку и аккорды и написала партии для инструментов, при этом для меня места не осталось. И я подумала: а зачем тогда мне это надо? Потом меня пригласили в другую группу, уже играть на клавишах. Мы долго не могли найти басиста: так я стала играть на бас-гитаре. Этот проект тоже постепенно заглох.

Потом, уже в 10-м классе, я собрала новую группу, состоялся первый концерт в клубе «Романтик». Сначала мы назывались «Последний дюйм», но под таким названием отыграли только один концерт. У меня начали появляться авторские песни. Буквально за месяц мы записали демоальбом, весьма неплохой, на мой взгляд. Провести презентацию решили в моей школе – в Пушкинском лицее. В ночь перед выступлением у нас ещё не было названия. Я предложила название «Лето», но оно было очень коротким. Чтобы подобрать подходящее определение, мы открыли словарь Ушакова и стали читать по алфавиту. Эпитет «беспечное» нам очень понравился.

Ну а после школы все разъехались, постоянного состава уже не было. Я продолжала выступать одна. То «Беспечное лето», с которым мы играем сейчас, – это уже новые музыканты, мои друзья, мы вместе всего полтора-два года, просто оставили старое название.

– В прошлом году «Творческая мастерская» делала концерт «Рок с женским лицом», где в числе исполнительниц из Москвы и Петербурга выступила и ты с гитарой в сопровождении контрабаса и второй гитары. Это какой-то новый проект?

– Да, после этого концерта образовалась ещё одна группа, «12-я ночь», которая тоже развивается. Здесь акцент сделан на акустическую музыку. В городе появилось много арт-кафе, где нельзя устроить полноценный рок-концерт, зато акустику там играть одно удовольствие. И слушатели сегодня очень хорошо принимают такие авторско-бардовские вещи. Я люблю экспериментировать и работать с разными инструментами. Некоторые песни «Беспечного лета» мы играли со скрипкой, саксофоном, гобоем. Это интересно и позволяет развиваться в профессиональном плане.

– Твоя специальность в университете не связана с музыкой. После окончания будешь работать по специальности?

– Да, действительно, я учусь на пятом курсе в Институте филологии и журналистики СГУ на отделении отечественной филологии. И уже сейчас занимаюсь этой профессией: участвую во всероссийских научных конференциях, есть публикации в специализированных журналах. По специальности я литературовед, специализация – «русский язык как иностранный», ещё есть дополнительная квалификация «переводчик в сфере профессиональной коммуникации». В прошлом семестре была уже серьёзная практика преподавания языка студентам из Африки и Америки. Сейчас будем преподавать студентам из Туркменистана.

Вообще, институт – это очень важная площадка для развития личности. Это ведь не только образование. Я в университете попробовала всё что могла. Участвовала в туристических слётах, школах актива, театральных студиях. Я организовала в университете клуб «Бард-н-блюз», который работает уже четыре года. Там каждый желающий может исполнить свои и чужие композиции. Периодически мы проводим отчётные концерты. Я благодарна университету за предоставленные возможности. Особенно за поездки на Всероссийскую студенческую весну в Казань, Нальчик, где я заняла первые места. Ещё я участвую в театре «АРТиКО» при Радищевском музее. Там мы ставим литературно-музыкальные спектакли, приуроченные к определённым выставкам.

– Ты была одним из немногих саратовских музыкантов, которые согласились выступить на митинге в защиту честных выборов. Для тебя это был акт проявления гражданской позиции?

– Мне понравилась сама идея – сочетание митинга и концерта. К тому же такая подача в очередной раз продемонстрировала творческий потенциал нашего народа. Когда меня пригласили, я согласилась с удовольствием. Я не считаю, что искусство должно быть политическим или гражданским и непременно должно откликаться на то, что происходит в стране. Я не отрицаю направление так называемого чистого искусства. Но лично для меня проявление гражданской позиции важно. И я её выразила через это выступление. Ведь выбор каждого человека имеет значение. Если люди не верят, что от них самих многое зависит, то они ничего и не предпринимают, оттого их голоса и мнения действительно мало что меняют. Я думаю, со временем люди, которые пытаются что-то изменить, добьются своего.

А вот что касается самого выступления… Это было тяжело: валил снег – пальцы деревенели.

– Песни, которые ты исполнила, хоть и были достаточно личными, но понравились многим. Есть ли у тебя песни, которые стали откликом на какие-то политические события?

– Я не пишу агитационные произведения. У меня нет цели создавать песни о каких-то конкретных событиях. Если у меня рождаются стихи социальной направленности, то это плод долгой мыслительной деятельности. Значит, что-то меня задело, и об этом хочется рассказать моим слушателям.

– Столицу покорять не планируешь?

– Да, скорее всего, после окончания университета я поеду в Москву. Буду там искать работу, в том числе и преподавательскую, и, может быть, по журналисткой части. И пока для себя не исключила вариант аспирантуры. Я такой человек, что в жизни моей всё может стремительно поменяться.

– А музыкой там будешь заниматься, по продюсерам ходить?

– Что касается активной деятельности и гражданской позиции – я могу это делать. Мне это легко. А вот в творчестве я всё время сомневаюсь. В какой-то момент мне кажется, что музыка неплохая и можно куда-то пробиться. А в другой момент думаешь, что это вообще никому не нужно и не понравится. И поэтому я даже не пробовала принимать участие ни в каких «Фабриках» и других подобных проектах. Просто я не администратор по натуре. Мне нужна направляющая помощь. Но сейчас я думаю, что я уже взрослая девочка. (Смеётся.)Так что не исключено, что буду ходить по продюсерским центрам, пытаться выйти на новый уровень. В этом плане в меня вселили уверенность победы на всероссийских конкурсах. Первый раз на Студенческую весну нас отправили со спектаклем. И буквально в поезде я решила принять участие ещё и в номинации авторской песни и неожиданно для себя выиграла.

– Сейчас очень много говорят о том, что молодёжь – это будущее страны. Ты чувствуешь, то ты – будущее России? И в нашей стране когда-то всё будет хорошо?

– Есть прекрасная поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Если изучать историю и ту же филологию, то можно понять, что у нас никогда идеально хорошо не было. Это утопия. А вот в то, что будущее за молодёжью, я верю. Потому что я часто бываю в коллективах, где собирается цвет молодёжи, – на конференциях, на творческих конкурсах. Я вижу, что люди молодые с огромным потенциалом и желанием изменить нашу страну к лучшему. Есть, конечно, тенденция, что молодые специалисты стараются уехать за рубеж. Но большая часть ребят моего возраста хотят всё-таки работать в своей стране. И я думаю, что нам удастся многое изменить и добиться повышения уровня жизни в России. Не знаю, как скоро, но лучше стать должно.