Концентрация дебилов

Оценить
Известный журналист о Саратове, Татищеве и современной журналистике

Наш город вновь посетил Владимир Познер. Целью его поездки была презентация книги «Прощание с иллюзиями». О книге-то и говорили меньше всего.

Простуженный и уставший Познер поспешил сразу рассказать историю создания книги: идея принадлежит известному журналисту Брайану Кану, записавшему множество разговоров с Познером. Редактор настоял на включении в книгу подробностей личной жизни. Познер переработал рукопись, и в 1990 году она вышла в Америке. Русскоязычный вариант появился только сейчас. Познер сразу подчеркнул, что книга является для него своеобразным итогом и даже исповедью.

Мельком Владимир Владимирович рассказал и о своих впечатлениях от Саратова: «Ехал по улицам города – радовался и огорчался. Радовался тому, сколько всё еще осталось старых дореволюционных купеческих домов и какие они красивые. Но как ужасно они выглядят! Надеюсь, их когда-нибудь приведут в соответствующий порядок». «Прошелся» он и по Татищево, который запомнился ему десять лет назад во время съемок документального фильма для ВВС: «Грязь, покосившиеся заборы, люди пьяные. Подхожу к мужикам: что не идете работать на птицефабрику, недалеко? Отвечают: там пахнет плохо. А у них розы, что ль, цветут? Никакого желания работать над собой».

В ответ на традиционный вопрос «Не пора ли отсюда?» Владимир Владимирович сознался, что чемоданного настроения у него нет, но тем не менее на случай форс-мажора чемоданы всегда собраны.

Давно волнует Познера проблема создания в России общественного телевидения: «Две группы разрабатывают концепции для президента. Одна группа при министре связи Щеголеве, другая – при Федотове, главе совета при президенте по гражданскому обществу и правам человека. Я работаю при второй. Тем временем проснулась Государственная дума и подумала о том, как это интересно, общественное телевидение, и решила устроить слушания. Скажу вам откровенно: такой концентрации дебилов на квадратный метр я никогда не видел. Совершенное непонимание, что такое общественное телевидение. Будет ли оно в России – вопрос, ведь это предполагает совершенно иную политику. В Европе только две страны, в которых его нет, – это «славный» тандем РФ и Беларуси».

Говорил Познер о журналистике и цензуре в целом. В нынешние времена цензура заметно отличается от советской и сменилась либо самоцензурой, либо требованиями начальства. В качестве примера он привел свою программу «Познер», в которую он при всем желании не может позвать представителей несистемной оппозиции.

Нынешний уровень журналистики Познер оценил как «плохой», объясняя это тем, что многие ее представители являются откровенными наемниками. Для того чтобы это изжилось, нужно время, и, уверен Владимир Владимирович, это вопрос дня завтрашнего. Современное поколение журналистов вряд ли сумеет отбелить свою репутацию.