Театр юного актёра
В субботу и воскресенье на малой сцене Большого ТЮЗа воспитанники театра «Театралика» детско-юношеского центра Фрунзенского района показали спектакль «Бузина-Матушка» по сказке Ганса Христиана Андерсена. «Театралика» существует почти двадцать лет, и каждая постановка детского театра становится событием. Бессменный режиссёр театра Анжелика Лозановски-Торгашина, несколько лет прожившая в Германии, вернулась в Саратов, набрала новую группу юных артистов и поставила историю о любви и воспоминаниях. Для многих детей-актёров спектакль стал первым в «карьере». В кассе театра уже в среду билетов было не достать.
Честно сказать, я к детскому творчеству отношусь настороженно. Даже чтение стихов на табуретке можно превратить в пытку для ребёнка, а уж участие в полноценном спектакле – и подавно. Но после встречи с худруком «Театралики» и участниками коллектива скепсис рассеялся, остался лишь вопрос: где берут таких чудесных, талантливых и вдумчивых детей?
– Первую группу детей в 1993 году я собирала везде, – рассказывает Анжелика Лозановски. – Я наблюдала за детьми в школах, кого-то находила буквально на улице. Видела, как ребёнок играет, подходила к родителям и предлагала. Во время игры ребёнок наиболее раскрепощён, в этот момент он открывается и можно понять, склонен ли он к сценическому искусству. И в дальнейшем, когда мы набирали детей, отбор проводился через игры. Ведь очень важно, чтобы ребёнок умел работать в коллективе. Сегодня на сцене совсем новые ребята, они занимаются третий год. В общей сложности у нас задействованы 22 ребёнка в возрасте от 7 до 14 лет и пятеро взрослых. Кстати, трое из взрослых актёров как раз были в первом наборе «Театралики».
В первую группу «Театралики» вошли ученики первых и вторых классов школ. Сегодня они уже люди взрослые. Некоторые окончили театральный институт нашей консерватории, кто-то уехал учиться театральному искусству в Москву.
– Мы стараемся поддерживать связи с нашими выпускниками. Они с радостью приходят на занятия, общаются с ребятами, иногда даже проводят занятия, – говорит Анжелика Валерьевна.
Даже во время своей жизни в Германии руководитель «Театралики» юных саратовцев не бросала. Театр продолжал работать силами учеников.
– Я иногда приезжала в Саратов, и мы ставили спектакли, которые потом ребята играли. Так у нас получился «Гадкий утёнок», который потом взял несколько призов на всероссийском фестивале. Потом была поставлена «Свинья-копилка» тоже по Андерсену, которую мы в 2010 году возили на театральный фестиваль «Веснушки». И там мы были отмечены дипломом лауреата за эстетику и хореографию. Ну как получилось с «Бузиной-Матушкой»? Я давно хотела сделать спектакль, где будет смена времён года. И когда я нашла эту сказку, то сразу решила, что она подходит. На сказочной основе тут показано простое человеческое желание прожить всю жизнь вместе и идти в любви, преодолевая трудности, – объясняет руководитель «Театралики».
«Бузина-Матушка» – это четвёртый спектакль по мотивам сказок Андерсена. До этого детский театр уже обращался к произведениям великого сказочника. В новый спектакль вошли небольшие отрывки из историй про гадкого утёнка и стойкого оловянного солдатика. Костюмы и сценографию для спектакля сделал художник Николай Горобец, знакомый саратовцам по спектаклю ТЮЗа «Много шума из ничего». Он также работал с «Театраликой» над «Стойким оловянным солдатиком».
Незадолго до спектакля мне удалось побеседовать самими юными актёрами, которые не только здорово владеют пластикой и сценической речью, но и имеют собственное мнение на свои роли.
– Мне нравится играть и находиться на сцене. Мне нравится, что я могу через пластику показать свои эмоции и то, как я понимаю свою роль, – говорит Яна Андреева. В «Театралике» Яна играет в двух спектаклях, а когда девочке было шесть лет, она выходила на сцену ещё и в тюзовской «Синей птице».
– Я люблю ставить себе цель. Когда ставишь цель, то очень стараешься её добиться. Ещё всем в театре нравится пластика. Добиться идеальных движений очень сложно. Нужно верить, что ты своим телом говоришь живой текст, – поясняет Александра Андрианова.
Как следствие, среди любимых театров ребят – театр оперы и балета и ТЮЗ.
– Мне больше всего нравится Театр юного зрителя. Тут очень душевные спектакли. Мой самый любимый – «Зимы не будет». Я прямо испытываю счастье, когда его смотрю, – поделилась исполнительница одной из самых драматичных ролей, мамы-утки, Дарина Мишакина.
У каждого воспитанника «Театралики» своя история попадания в театр. Вот, например, Полина Потапова (исполнительница роли Солнышка) рассказала, что ей не нравились все кружки, которые они с мамой выбирали, но в театральной студии ей сразу понравилось.
Арсений Кочеданов в первый раз посмотрел спектакль «Театралики» в три года, а теперь и сам юный актёр.
– Я очень люблю читать. Из сказок Андерсена я люблю «Сундук-самолёт» и «Оле-Лукойе». Ещё у меня есть книга «Детский Плутарх». Ну, знаете, Плутарх, он общался со многими великими людьми и писал о них. Ещё мне очень нравится фантастика. Я уже прочитал четыре книги «Гарри Поттера». Я думаю, что можно было бы поставить в театре «Гарри Поттера» отдельно по каждой книге. Я бы хотел сыграть Драко Малфоя, потому что отрицательные персонажи всегда играть сложнее и интереснее, – поясняет Арсений.
Практически все мои собеседники связывают своё будущее с актёрской профессией. Вот 13-летний Максим Полянский хоть и мечтает играть в кино как Брюс Уиллис и Джонни Депп, примером для подражания в театре считает Юрия Ошерова.
– Он приходил на наш спектакль смотреть и сказал, что мы хорошо сыграли. А ведь он профессионал. Я недавно прочитал комедию Гоголя «Ревизор» и теперь очень хочу сыграть Хлестакова. Я думаю, что очень скоро, когда мы подрастём, вы о нас услышите. И не только обо мне, но и о других ребятах. Я мечтаю, что когда-нибудь мы вместе пройдём по одной из красных ковровых дорожек кинофестивалей, – говорит Максим.
Сразу после нашего разговора юных артистов ждала финальная репетиция и спектакль, который они, по-моему, отработали на «отлично». Актёры были невероятно техничны в плане пластики, но играли очень трогательно. Им удалось передать лично мне те сильные эмоции, которые они несли в этой постановке. Удивительно точно. Хоть спектакль и был поставлен по сказке, он получился не совсем детским. И дети, и взрослые, сидящие в зале, увидели в нём что-то своё. А главное, чего так хотела режиссёр, сцены смены со временами года удались.