Предисловие к секвестру
Исполнительная и законодательная власть в Саратовской области напоминает сегодня известную всем с детства иллюстрацию к назидательному стиху про двух баранов на узком мостике. Уперлись рогами, и никто не хочет уступать. Ссорятся наши саратовские, а не книжные бараны из-за бюджетных денег. Каждый думает, что он лучше знает, как их потратить. На минувшей неделе, с 12-го по 15 марта, они так и не пришли к общему решению. Кто кого в итоге победит, узнаем на этой неделе на заседании областной думы.
Разговор немых с глухими
На федеральном уровне распределение денег по направлениям происходит гораздо проще, чем на региональном. Там исполнительная власть в лице правящего тандема говорит законодательному, что куда отправить, и послушное большинство депутатов как сказано, так и делает. У нас в Саратовской области по-другому. У нас исполнительная власть предполагает, а законодательная располагает. Как господь бог. И не даёт исполнительной себе перечить. Вот именно так я увидела со стороны заседание бюджетного комитета в Саратовской областной думе.
Министерство финансов пришло к депутатам со своими наработками по распределению средств. Средства в корзиночке у министра Ларионова были разные: и федеральные, и собранные по сусекам в собственном бюджете. Федеральных денег было больше. И почти все они целевым образом предназначались труженикам села. Но у правительства области к марту появились уточнённые направления расходования собственных средств. Кое на какие направления требовали дополнительных трат. А кое-какие, наоборот, могли или подождать без финансирования, или вообще обойтись без него. Министр финансов предполагал, что депутаты, как всегда, пошумят-пошумят, да и согласятся в конце концов с разумностью предложений. Но не тут-то было.
Министра с его раскладкой даже слушать никто не стал. Депутаты посчитали, что тратить на министерский доклад их драгоценное время ни к чему. Гораздо эффективнее пытать профильных работников регионального правительства по спорным вопросам, до тех пор пока чиновники не согласятся на нужные депутатам ответы. Спорные вопросы возникли накануне, в ходе предварительных слушаний по бюджетным изменениям на рабочей группе. Если верить официальной информации, размещённой на сайте областной думы, претензии были какими-то надуманными.
Председатель комитета Николай Семенец выступал против снятия 250 миллионов рублей со строительства нового аэропорта. Правительство предлагает снять их потому, что в этом году не будет федерального финансирования. Но депутатов данный факт не устраивает. Они «были возмущены таким ответом, по их мнению, нет должной активности по отстаиванию интересов области на федеральном уровне». Смутила депутатов и просьба правительственного комитета по информатизации дать дополнительно несколько десятков миллионов рублей на программу информатизации. Депутат Михаил Кискин не понимал, каким образом люди будут пользоваться электронными услугами. Депутат Александр Ландо волновался, будут ли результаты соответствовать затраченным средствам. Объяснения от председателя комитета Гарри Татаркова депутатов не удовлетворили. Гарри Татаркова депутаты вообще не хотят воспринимать всерьёз ещё со времён, когда он был министром образования.
Заместитель министра финансов Ирина Фунтикова депутатов тоже не удовлетворила. Стала виноватой за то, что министерство финансов правительства РФ медленно возвращает на счета министерства финансов саратовского правительства средства неиспользованные в регионе в 2011 году.
«На многие вопросы депутатов чиновники правительства не смогли дать вразумительных ответов» и потому через день на заседании комитета их начали искать снова. Основных денежных вопросов было пять. Депутаты настаивали, что 250 миллионов на новый аэропорт снимать не надо. 50 миллионов рублей на покупку жилья для детей сирот очень мало. Тратить сотни миллионов рублей на покупку междугородних автобусов нецелесообразно. Снимать 24 миллиона с министерства спорта и почти 200 миллионов с министерства образования преступно.
Принципиальные 250 млн
Саратовское правительство твёрдо решило отказаться от расходования 250 миллионов на строительство нового аэропорта в Сабуровке. Как выяснилось, эти деньги были заложены как областной вклад в общий объём финансирования, но федеральное правительство не будет в этом году тратить деньги на сабуровском направлении. Между тем председатель комитета по экономике Олег Галкин считает, что деньги эти из закона о бюджете «вычёркивать нельзя». Их отсутствие может стать формальной причиной отказать нам в федеральном софинансировании в следующие годы. Да и вообще, раз уж деньги расписаны, можно найти, на что их потратить, не дожидаясь вклада федерального бюджета. Потому что траты там предстоят настолько серьёзные, что, чем раньше начнёшь, тем больше вероятность вообще закончить.
Председатель комитета Николай Семенец предложил депутатскому вниманию мнение заместителя председателя саратовского правительства Александра Жандарова. Он отвечает за инвесторов, несущих деньги в область, и он предупреждает, что до тех пор, пока не будет федерального финансирования нового аэропорта, частные инвесторы ничего вкладывать не будут. И потому Жандаров просит депутатов «воздержаться от риска потратить 250 миллионов впустую».
– Но мы же 58 миллионов уже потратили на выкуп земли у собственников.
– И ещё сто с лишним на проект.
Депутаты начали было возмущаться. Но заместитель председателя саратовского правительства Дмитрий Федотов был готов их успокоить. Для начала сказал, что на проект инженерных сооружений аэродрома были потрачены федеральные деньги. Так что собственные траты не такие уж большие, чтобы о них тосковать. Тем более что с их помощью сделано конкретное дело. А вот тратить 250 миллионов сейчас, без федерального финансирования, которое откладывается то ли на год, то ли на два, бессмысленно.
Потому что нет ещё даже росписи, уточняющей, что будет делать федеральная власть, что областная и что доверят частным инвесторам. Первоначально их закладывали на разработку проекта аэропорта и коммунальных сетей для него. Но проектировать сегодня сети, которые, может, и достанутся нам, опасно: «или излишне вложим, или так, что не решим проблемы». И разумнее оставить на расходы по аэропорту в этом году 10 миллионов рублей. Их как раз хватит на то, чтобы изучить, как строительство аэропорта отразится на коммунальной сфере близлежащих поселений.
Депутатов во главе с председателем Семенцом как-то коробило то, что «все камни в огород правительства РФ». И ещё им было обидно из-за того, что осенью прошлого года именно правительственные чиновники настаивали на том, что эти 250 миллионов надо любой ценой найти и заложить. Они не желали быть гибкими и учитывать вновь открывшиеся обстоятельства. Они хотели твёрдо стоять на своём. И пригрозили членам правительства «фракцией».
Фракция лоббирует выборное поле
Когда в Саратовской областной думе говорят про фракцию, то имеют в виду закрытое собрание депутатов-членов партии «Единая Россия». «На фракции», надо понимать, на приглашённых чиновников давят партийными авторитетами, именами и санкциями. «После фракции» чиновники во главе с губернатором, как показывает практика, идут на какие-то уступки законодателям-единороссам. Как правило, уступок требуют какие-то вопросы, важные или для конкретного депутата-единоросса, или для всей партии в целом. Но в этот раз комитет по бюджетным вопросам в полном составе желал всё обсуждать на фракции.
Министр финансов Александр Ларионов убеждал депутатов, что его ведомство пока не может найти механизма, чтобы оставить 24 миллиона, условно заложенные на достройку спортивных сооружений, для районов, которые нарушили нормативы по предельному дефициту и по расходам на содержание органов управления. А председатель собрания Николай Семенец отвечал ему, что вот «на фракции и найдём».
Заместитель министра транспорта Иван Козаченко рассказывал о том, что на дополнительные деньги из бюджета обязательно будут куплены новые автобусы, а депутаты говорили, что надо посмотреть внимательней эти траты на фракции. Иначе сейчас дадим деньги – автобусы будут куплены, а автотранспортные предприятия тут же и приватизируют. И уж лучше так не рисковать, а потратить дополнительные деньги на расчёт по задолженности бюджета перевозчикам. Министр финансов попытался объяснить, что нельзя смешивать денежные потоки, что закупка транспорта идёт по линии федеральной программы «Доступная среда» и что транспортную доступность финансирует не только область, а и Федерация, и у области есть обязательства. Но депутаты не желали учитывать такие тонкости.
Они хотели быть благодетелями. Не только для перевозчиков. Но и для детей-сирот, которым никак не наскребут в областном бюджете почти миллиард для покупки квартир. И для преподавателей техникумов, которые получают меньше, чем преподаватели в профтехучилищах. И для воспитателей в детских домах, которые пока получают меньше, чем воспитатели в детских садах.
Все эти вопросы можно было решать и раньше. Они не сегодня возникли. Наверное, проанализировав неподъёмность некоторых, стоило бы по ним обратиться за помощью к коллегам в Государственную думу. Но депутатам было раньше не до них. Социальная ответственность догнала областных депутатов только сейчас, когда до выборов в областную думу осталось несколько месяцев. Но для правительственных чиновников осенними выборами бюджетный год не заканчивается. И они вынуждены исполнять прописанные в законе полномочия, без учёта выборных циклов.
Сегодняшние перемещения – цветочки. Секвестр впереди
Надо найти 52 миллиона рублей на дополнительное финансирование программы информатизации области, и они ищут. Депутаты областной думы тоже на самом деле понимают, что информатизацию провалить нельзя, что в законах прописаны сроки перехода на электронные услуги, электронные справки и электронные карты. И что этих дополнительных 52 миллионов в бюджете нет и их придётся с кого-то снимать, депутаты знают. Но смириться с этим не хотят. Даже ради тех жителей Саратовской области, которым вместо шести справок для оформления пособия на ребёнка с 1 июля разрешат приносить только паспорт и свидетельство о рождении.
Прямо игнорировать распоряжение премьер-министра и президента о превращении исполнительной власти в электронную ради улучшения качества государственных и муниципальных услуг саратовские депутаты не решаются. Поставить ребром вопрос о тарифах перед Ростелекомом, единственным исполнителем программы, не умеют. Спросить с того же Ростелекома, почему только накануне утрясли все коммерческие тарифы, хотя должны были это сделать ещё в январе, не считают возможным. Все эти спорные моменты депутатами проглатываются. Принимаются как неизбежные условия. Конфликт интересов начинается только после того, как саратовское правительство лезет в свёрстанный бюджет, чтобы переместить деньги с одной статьи на другую.
Как утверждает министр финансов Александр Ларионов, о секвестре пока речи нет. Но, скорее всего, он неизбежен. И чем раньше областные законодатели это поймут, тем легче будет искать совместное компромиссное решение. Депутатам такой подход не нравится. На минувшей неделе они изо всех сил пытались повернуть по-своему. Но надежда на фракцию оказалась преувеличенной. Судя по сообщению пресс-службы областной думы, партийная дубинка не сработала. Правительственные чиновники продолжают упираться.