Она пришла!
Но знаю – набухнут исподтишка.
И лопнут настырные почки…
*Саша Соколов «Между собакой и волком»
В пятницу все спорили со мной.
Я говорил:
– Весна пришла.
Мне отвечали:
– Нет, это ещё не весна.
– Как же так, – начинал я горячиться. – Смотрите, на дорогах лужи.
– Они и зимой бывают, эти лужи.
И приводили мне в подтверждение своей правоты длинную цитату с сайта, где метеоролог Светлана Цветайло утверждает, что «прихода климатической весны до конца марта в Саратовской области ожидать не стоит. В третьей декаде марта ожидается небольшой заток холодного воздуха из северных районов страны, который не позволит среднесуточной температуре перейти нулевую отметку. Мы опять уйдём в отрицательную шкалу, и будет наблюдаться слабоморозная погода до конца марта».
«Жалко, – думал я, – такая красивая весенняя фамилия у человека, а он пугает зимой».
И я продолжал спорить.
– Через месяц, – говорил, – мы поедем на дачи.
Они опять смеялись надо мной и говорили, что эта была лучшая шутка месяца.
Но я уверен в своей правоте, у меня есть неопровержимые доказательства. Сейчас я о них расскажу.
Пробираюсь я по Чапаевской – есть такой небольшой квартальчик напротив почтамта. С горки – в ямку, из ямки на горку. Где всю зиму чистили лёд напротив своих магазинчиков – там ямки. Где на это дело забили – там горки. Смотрю, понятное дело, только под ноги. Но иногда озираюсь. И вдруг увидел в витрине одного маленького магазина объявление – один листок. Изнутри приклеенный к витрине.
С некоторых пор я к таким листкам отношусь настороженно. Дня четыре назад шёл по Казачьей. Там на углу с Горького магазин шикарный, может, даже бутик. Я почему подумал, что бутик, потому что простенки мрамором отделаны. Или каким другим камнем, похожим на мрамор, – серым и блестящим. И вот на этом самом мраморе кто-то налепил листы бумаги. И на листах некрупным шрифтом, вроде среднего размера газетного заголовка, что-то написано. Подошёл ближе, прочитал. «На крыше сосульки! Вам лучше перейти на другую сторону» – вот что там было написано. И под окнами, примерно на высоте моего колена, прямо по стене протянута красно-белая лента. Ну, вы знаете такие ленты – ими огораживают дома, где с карнизов свисают сосульки. Оно, конечно, можно эти сосульки посбивать. Но с лентой выходит дешевле. Посмотрел, кстати, на крышу – действительно, целый гребень ледяной. Не обманули, лучше бежать с этого места.
Но это я здорово отвлёкся. Вернёмся к верной примете весны. Листок, значит, в витрине на Чапаева висит. За стеклом. От руки шариковой ручкой что-то написано. Три слова, нет, четыре, если с предлогом. Вот они: «В продаже резиновые сапоги». Каких ещё примет весны вам надо?!
С резиновыми сапогами есть забавная история. Два года назад, когда провожали последнюю «сомовскую» зиму, все тоже ждали большой воды. И у нас в коллективе все очень серьёзно обсуждали проблему резиновых сапог – какие нужно покупать, где и почём. Снаряжались исследовательские экспедиции по обувным магазинам. В результате все купили себе резиновые сапоги, самая большая модница – аж за две тысячи рублей (через месяц они стоили 600). А половодье не состоялось. Снег незаметно растаял и так же незаметно стекла куда-то талая вода.
Мало вам подтверждений? Получите ещё. Вот мужик в соседнем дворе сбрасывает снег с крыши сарая. Неторопливо, время от времени покуривая, опершись на лопату. Стал бы он чистить снег с крыши сарая зимой? Нет, ни за что бы ни стал. А тут, наверное, вошёл в сарай, а с потолка каплет. Ну, он и взялся за лопату.
И ещё совет фомам неверующим. Посмотрите на сугробы, особенно на те, которые вдоль дорог грудятся. С солнечной стороны снег почернел, и эта сторона стала ажурной такой, как брюссельские кружева. Эти кружева супруга нашего президента очень уважает. Не те, конечно, что на сугробах, а настоящие. Давайте уточню: такие кружева на сугробах появляются, как только солнце начинает пригревать. Но как только приходит самая настоящая весна, на дорогах появляются лужи, и водой из-под колёс эти кружева смывает. Обращённые к дороге стороны сугробов становятся угольно-чёрными берегами грязных рек, в которые превращаются наши дороги.
Пока до этого не дошло, снег ещё не сильно тает, но когда начнётся в полную силу… О, это время настоящей проверки бдительности. Бдительными должны быть пешеходы: не носить светлое и прижиматься поближе к домам. Понятно, с крыши может упасть или сосулька, или глыба смёрзшегося снега. Тут уж вам выбирать: или со стопроцентной гарантией попасть под грязный душ из-под колёс, или с куда меньшей вероятностью получить по голове.
А думаете, водителям слаще приходится? Чуть зазевался, и тебя окатили грязной водой, да так, что несколько секунд не видно ничего. Или какой любитель свежего воздуха приоткроет окно – обязательно получит в салон с ведро грязной водищи. Потом – ещё хуже: половодье на дорогах скроет все ямы. Их, как мне кажется, сейчас не меньше, чем при Аксёненко. Вот и гадает водитель, что там под поверхностью талых вод – то ли обычная ямка десять см глубиной, то ли Мариинская впадина, где он утонет по самую крышу.
Этак получается, что я ругаю весну. Нет, конечно, просто она такая у нас – замухрышчатая. И другой весны у меня для вас нет. А в субботу вечером подул такой ветер, что казалось, он унесет всё: и деревья, и столбы, и дома, и даже сдует горы вокруг города. На самом деле он просто принёс тепло. И уже в восемь утра в воскресенье на градуснике значился вожделенный ноль, а к десяти утра и вовсе было плюс два. Мы отправились в город.
Подивились такому чудесному зрелищу, как громадные сугробы на самой что ни есть центральной улице. Казалось, что за такими сугробами вполне могут спрятаться медведи и в самый неожиданный момент бросятся на людей. Но это только фантазии. Люди о таких глупостях вовсе не думали и по-московски – быстро и с сумрачными лицами – спешили куда-то. Как будто вовсе не выходной и вовсе не весна пришла. Может, их давило низкое сумрачное небо? Если бы светило солнышко, верю, люди бы шли совсем с другим настроением, никуда не спешили, а улыбались бы и подставляли под лучи свои побледневшие за зиму лица.
Опять на улице пасмурно, а мои пятничные спорщики продолжают предаваться унынию: мол, скоро, скоро совсем скоро вернутся морозы. Так им говорят их модные айфоны. И тут даже я начинаю терять свой и без того не крепкий оптимизм. Пусть, говорю я им, пусть сбудутся ваши самые паршивые прогнозы, пусть вернутся морозы, и улицы в который уж раз засыплет снегом. Вам будет радостно от этого? И продолжаю оставаться рыцарем весны. У Джорджа Мартина в его многопудовой фэнтези-саге девиз семьи Старков был «Зима неизбежна». И хотя Старкам я симпатизирую, но на своём скромном флаге я начертаю другое: «Весна неизбежна!»
Люди говорят, что настоящая весна начнётся в Саратове, когда с Волги сойдёт лёд. Говорят, что есть и другая абсолютно верная примета саратовской весны. Это когда ветер закрутит первые пыльные вихри. Из подворотен ещё текут талые воды, а ветер собирает на высохших местах первую пыль, крутит и бросает в лица прохожим, заставляя их зажмуриваться и прикрывать лица. Помилуйте, ну какая это весна?
Нет, это сейчас весна. С намокшими сугробами, первыми лужами, проснувшимися дворниками, которые прямо под ногами прохожих колют лёд на тротуарах. Да, уныло, да, пасмурно, да, не цветущие каштаны на улицах Парижа. И что? Всё равно она пришла. Любите, сказала, какая есть.