IТ-инициатива спущена сверху

Оценить
С марта 14 государственных и муниципальных услуг станут доступнее

Получение государственных и муниципальных услуг жителям Саратовской области облегчит электронный документооборот. При обращении в госучреждения для оформления пособий по уходу за ребёнком, субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, при согласовании перепланировки квартиры и так далее гражданам не придётся собирать и носить по кабинетам бесчисленное количество справок. Информацией о заявителе ведомства будут обмениваться сами при помощи Интернета. Региональные чиновники, отвечающие за внедрение информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, просят в это верить. Хотя уточняют, что электронное межведомственное взаимодействие пока еще работает в тестовом режиме.

Каталог – уже услуга

Внедрять электронную форму государственных услуг в России начали чуть больше двух лет назад. Точкой отсчета можно назвать декабрь 2009 года, когда заработал Единый федеральный портал государственных и муниципальных услуг «Госуслуги.Ру». По замыслу авторов и разработчиков проекта, интернет-ресурс должен был помочь людям экономить время и деньги, которые они тратят на хождение по инстанциям и общение с чиновниками. Гражданам пообещали возможность прямо из дома оформлять внутренние российские или загранпаспорта, ИНН и прямо из дома оплачивать штрафы за нарушение правил дорожного движения.

Но на начальном этапе портал представлял собой не более чем глобальный каталог всех возможных услуг, которые государственные ведомства и учреждения предоставляют физическим и юридическим лицам. Здесь можно было ознакомиться с описанием процедуры получения той или иной услуги, посмотреть образцы бланков и способов их заполнения. Бланки, кстати, можно было распечатать прямо с сайта. В октябре прошлого года в действие была введена система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). По данным Ростелекома, оператора федеральной СМЭВ, сейчас к системе подключено более 86 федеральных органов и организаций исполнительной власти.

В Саратовской области региональный интернет-каталог государственных и муниципальных услуг (Pgu.saratov.gov.ru)был создан и запущен в сеть Интернет на год раньше аналогичного федерального – осенью 2008 года. Согласно статистике, с момента открытия этого интернет-ресурса и до сегодняшнего дня его посетили 21812 пользователей. Сравнивать популярность федерального и регионального сайтов некорректно. Но тот факт, что с саратовским порталом госуслуг жители области не просто знакомы, но и пользуются им, подтверждаем.

Подводят фотографии

Портал «Госуслуги.Ру» постепенно перестал быть только каталогом. На нём начала появляться возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Региональный интернет-каталог государственных услуг изменился мало. Правда, уже содержит прямую ссылку на улучшенную версию федерального сайта, с более удобным интерфейсом (Esia.gosuslugi.ru).

Одним из первых ведомств, подключившихся к оказанию услуг в электронном виде, стала миграционная служба. Весной 2010 года ФМС России позволила гражданам подавать документы на оформление российского и заграничного паспорта, не выходя из дома. Эта услуга федерального ведомства распространялась на все регионы страны. В Саратовской области она быстро стала востребованной. Только за первый год жители региона отправили около тысячи заявлений на выдачу загранпаспорта, порядка 30 – на выдачу внутреннего российского паспорта. Из 1200 заявлений к рассмотрению было принято только около 700. Удовлетворить все помешали неточности в заполнении бланков запросов или несоответствие фотографий заявленным требованиям.

Сейчас перечень электронных услуг, предоставляемых миграционной службой России и её саратовским региональным управлением, значительно расширился. Например, в Саратовской области можно через Интернет зарегистрироваться по месту жительства (пребывания), а также сняться с регистрационного учета. Разрешение на временное проживание иностранным гражданам, выдачу и продление вида на жительства тоже можно просить в электронной форме. Также можно подать документы на оформление приглашения на въезд в РФ гостей из-за границы.

Код доступа доставит Почта России

Для заказа и получения государственной услуги в электронном виде необходимо выполнить ряд условий. Первое и самое главное – обязательная регистрация на сайте «Госуслуги.Ру» (или Esia.gosuslugi.ru). Для получения доступа в «личный кабинет» требуется несколько больше времени, чем при регистрации на других интернет-ресурсах. Те, кто уже прошел процедуру, говорят, что две недели – это максимум. Для постоянных пользователей сети Интернет такой срок регистрации равносилен понятию «вечность». Но всему есть своё объяснение.

Помимо традиционной анкеты, которую новый пользователь должен заполнить при регистрации на сайте «Госуслуги.Ру», нужно указывать страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) лица, застрахованного в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда России. Указание идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) тоже запрашивается, но заполнение этого пункта необязательно.

Все введённые данные подвергаются проверке, которая занимает, как правило, несколько минут. А вот затем нужно выбрать «способ получения кода активации личного кабинета». Есть два варианта – в центре продаж и обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком», куда нужно будет придти с паспортом и СНИЛС, или письмом через Почту России, среднее время доставки которого как раз и составляет около двух недель.

Экономия в 250 рублей

По данным правительства Саратовской области, отслеживающего формирование спроса на электронные госуслуги, самыми популярными из них в нашем регионе стали:

– оформление паспорта гражданина РФ и загранпаспорта;

– получение сведений о наличии зафиксированных нарушений правил дорожного движения и, соответственно, начисленных штрафов за это;

– получение сведений из государственного кадастра недвижимости;

– регистрация по месту жительства;

– заполнение налоговой декларации в электронном виде.

Последнюю услугу назвать электронной в чистом виде нельзя, хотя она действительно становится всё более востребованной. Федеральная налоговая служба России разработала специальную компьютерную программу по заполнению налоговой декларации. Причём ежегодно ведомство эту программу обновляет. То есть заполнить декларацию по доходам за 2011 год можно только с помощью программы «Декларация-2011», скачать которую бесплатно нужно с официального сайта УФНС России по Саратовской области.

Как пояснили нам в пресс-службе ведомства, прелесть этой программы в том, что она позволяет налогоплательщику самостоятельно подготовить налоговый отчёт по форме 3-НДФЛ, «указать нужные суммы в нужных полях и избежать арифметических ошибок».

По отзывам тех, кто уже успел воспользоваться этой услугой, программа позволяет значительно сократить время заполнения декларации, а также сэкономить деньги. Не секрет ведь, что при налоговых инспекциях (зачастую в одном с ними зданиях и часто даже в соседних кабинетах) работают небольшие частные фирмы, готовые на платной основе содействовать в заполнении налоговой декларации. Средняя стоимость такой помощи составляет 250 рублей.

Декларация, заполненная с помощью компьютерной программы, то есть в электронном виде, в налоговую службу подаётся всё равно в бумажной форме. «Налогоплательщик, заполнив декларацию по инструкциям нашей программы, может её распечатать и принести в инспекцию. Декларацию можно принести в налоговую службу и на электронном носителе, её здесь распечатают сотрудники инспекции, – рассказывают нам в пресс-службе УФНС по Саратовской области. – А вот передать декларацию через сеть Интернет для физических лиц пока не представляется возможным. В этом случае документ должен быть подписан персональной, правильно зарегистрированной электронной подписью. Пока возможность зарегистрировать электронную подпись предоставляется только предпринимателям».

Некоторые саратовские налоговые инспекции установили отдельные компьютеры с программой «Декларация» непосредственно в инспекциях. Граждане могут заполнить таким образом свои отчётные документы, например, в Заводском районе Саратова и в городе Пугачёве. «Если у людей возникают сложности с использованием программы при заполнении декларации, им на помощь приходят сотрудники инспекции», – заверили нас в пресс-службе областного УФНС.

Вопрос в перспективе

Жители России не особо стремятся к электронной форме взаимодействия с госорганами. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), госуслугами в электронном виде в прошлом 2011 году воспользовалось всего 6 процентов населения страны. При этом, по статистике ФОМа, число желающих воспользоваться ими за прошедший год снизилось. А вот по данным минкомсвязи РФ, интерес к электронным госуслугам растет: с начала 2011 года ими воспользовалось якобы уже больше 7 процентов трудоспособного населения РФ.

По мнению многих экспертов, программа развития электронных госуслуг поначалу, действительно, была воспринята обществом скептически. Казалось, что и эта IТ-инициатива, спущенная сверху, закончится пустыми разговорами и тратой кучи денег. Однако постепенно, буквально у всех на глазах электронные госуслуги начали приобретать реальные очертания, и процесс, что называется, пошёл.

Следующей отправной точкой, по мнению экспертов, должно стать 1 июля 2012 года. Именно к этой дате все региональные и муниципальные органы власти субъектов федерации должны перейти на электронное взаимодействие и предоставление электронных госуслуг. Согласно утверждённым в федеральном правительстве графикам, в электронный вид должны быть переведены 74 федеральных и 58 региональных услуг. К 2015 году планируется перевести в электронный вид более 400 видов услуг.

Однако эксперты предостерегают граждан от излишних иллюзий. Бумажные документы, по их убеждению, будут использоваться еще долго. Хотя бы потому, что в ряде случаев они необходимы (например, в соответствии с законодательством) или более удобны. Кроме того, эксперты предупреждают, что за результатом оказанной электронной услуги, как правило, всё равно придётся являться лично. Например, в случае оформления паспорта.