Волна должна нарастать, а стратегия меняться
Можно ли считать, что митинги и сейчас остаются действенной формой протеста и отношений народа с властью? Если нет, то что должно прийти им на смену?
Каких результатов удалось добиться с помощью митингов на сегодняшний день?
Дмитрий Коннычев, координатор Саратовского объединения избирателей:
МИТИНГИ КАК ФОРМА ПРОТЕСТА АБСОЛЮТНО УМЕСТНЫ, НО НА ДАННЫЙ МОМЕНТ НЕ ПЕРВИЧНЫ
Митинги действенны, если в них принимает участие множество народа: тогда власть реагирует. Сейчас тех людей, которые не готовы смириться с результатами выборов (я имею в виду не столько сам факт победы Путина, сколько процедуру выборов), мотив несогласия заставит выйти на улицы.
Если эта проблема волнует малое количество людей, даже тысячу человек, постоянно участвующих в митингах, то власть не обращает на неё внимания, для них это междусобойчик. Это не отменяет необходимости проведения подобных мероприятий для мобилизации и объединения активной части протестного движения, но и не заставит провести те же перевыборы в Государственную думу.
Значит, волна должна нарастать, а стратегия меняться. Надо найти всех людей, которых эта проблема волнует, и вести пропаганду среди тех, кто равнодушен, или тех, кто особо не задумывается, и объяснить им, что как голосуем, так и живём, во-первых, а во-вторых, что вас в очередной раз обманули. При этом нет необходимости каждый квартал проводить митинг: надо выходить на улицы, когда происходит важное общественно-политическое событие. Например, грядущие осенью выборы в областную думу. В связи с этим я думаю, что митинги как форма протеста абсолютно уместны, но на данный момент не первичны.
Надо выходить в Интернет, а на улицы – тогда, когда можно будет понять, что на площади выйдет хотя бы пять тысяч человек с перспективой, что если требования не будут услышаны, то количество возрастет до 7–20 тысяч.
Что касается Интернета, то наиболее перспективным направлением мне видится приглашение в соответствующие по тематике группы.
С помощью митингов удалось консолидировать несколько сотен, к сожалению, не тысяч, гражданских активистов для работы наблюдателей и членов комиссий с ПСГ и ПРГ. Это не много для Саратова и одновременно не мало.
Василий Бициоха, координатор лиги избирателей «Белые ленты»:
НОВЫЕ НЕСТАНДАРТНЫЕ АКЦИИ НА БУДУЩЕЕ СЕЙЧАС ОБСУЖДАЮТСЯ
Митинг как форма протеста – классическая форма, присутствовавшая у всех и всегда. На данном этапе в регионах и в Москве лига избирателей «Белые ленты» понимает, что это не совсем удобный вариант протеста: должен быть новый формат. Таким форматом должны стать «Белые улицы», «Белое кольцо», то есть такие акции, которые будут представлены не в виде митингов, а каких-то иных формах. Над этим сейчас все работают, чтобы придать тем митингам, которые были, какой-то качественно новый уровень.
Новые нестандартные акции, которые мы в будущем собираемся проводить, сейчас обсуждаются с лидерами политических партий, так что определённые перспективы есть. Но митинги, разумеется, не прекратятся. Есть люди, которым больше нравятся они, есть те, кому нравятся больше те же флешмобы или акции. Мы должны дать людям возможность поучаствовать во всём, что их интересует. Есть действенные пути привлечения большого количества народа на митинги: работа в социальных сетях, через СМИ и адресная работа с людьми. В будущем мы планируем особое внимание уделить последнему компоненту, он пока ещё не так сильно развит.
Я не хочу сказать, что выполнено всё. Самое главное, чего мы добились на данном этапе, – это то, что нам удалось обратить внимание власти на политическую систему и заставить её изменять. Конечно, это только начало пути, и нам надо больше заявлять о себе.
Сергей Вилков, гражданский активист, представитель левого внесистемного движения:
БЕСЦЕННЫЙ ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ
Митинги под лозунгом честных выборов, на мой взгляд, себя исчерпали. Единственный смысл, который они имели: люди получили бесценный опыт практической гражданской активности. Но в течение двух последних выборных кампаний, столкнувшись с беспределом фальсификаций, народ увидел вершину айсберга, который предстоит им свернуть совершенно другими методами. Это главный и единственный итог последних месяцев.
Дело в том, что граждане ошибочно воспринимали выборы в современных условиях как некий способ искривлённого, но всё же волеизъявления. Однако это не более чем процедура легитимизации решений, принимаемых правящим классом, который руководит всеми сферами официальной политики, включая оппозиционную. Я вижу, что участники митингов и наблюдатели начинают это осознавать, особенно после того, как «их» кандидаты выстроились в очередь, чтобы поздравить Путина с победой.
В связи с этим уверен, что необходимо создание гражданского движения, независимого от официальных партий, чья тактика будет вытекать из социальных требований, которые первичны для определения требований политических. На повестку дня нужно вынести развитие гражданского самоуправления на местах с элементами прямой демократии, максимальное ограничение политического влияния крупного бизнеса и восстановление социальных гарантий государства. Таким образом, могут быть созданы ячейки гражданского общества, которое будет выдвигать новых, не связанных с правящими кругами лидеров, служить им одновременно опорой и уздой, не дающей своим представителям пренебрегать интересами масс.