Содержатель «Европы»
Большой дом на углу улиц Немецкой (проспекта Кирова) и Александровской (М. Горького) саратовцы ещё долго будут называть «гостиницей Европа». Здание строилось с 1874-го по 1885 год купцом Поликарпом Львовичем Саниным, но пожить в доме он не успел – умер в год окончания строительства. Наследники Поликарпа Львовича сочли за лучшее сдать здание в аренду. Одним из арендаторов был Моисей Николаевич Иванов, владелец шикарного винно-гастрономического магазина и содержатель гостиницы «Европа».
Автор: Евгений Максимов
Моисей Иванов приехал в Саратов с Тамбовщины, видимо, в начале 1870-х годов. Было ему около 22 лет. С собой он привёз 18-летнюю жену Александру Гавриловну, дочь моршанского купца Г. С. Болотина. В Саратове они нажили двух сыновей (Владимира, ставшего со временем помощником отца в его деле, Сергея, уехавшего учиться в Московский университет) и двух дочерей (Марию, вышедшую замуж за землевладельца Захарова из Таврической губернии и Ольгу, окончившую Московскую частную гимназию Констан и вскоре после этого скончавшуюся).
Осмотревшись в Саратове, Моисей решил заняться гостинично-ресторанным делом. Он снимает помещение закрытых номеров в доме Кузнецова (потом Бендера, ныне городской мэрии) на Никольской (теперь Радищева) улице, переоборудует его и 1-го января 1874 года открывает «Европейскую гостиницу». Через два года переключается на торговлю керосином, арендует гостиницу «Россия», занимается другими коммерческими делами, а потом берёт внаем весь обширный дом Санина.
На первом этаже Моисей Николаевич разместил свой винно-гастрономический магазин. Здесь можно было купить всевозможные закуски, кондитерские и бакалейные товары, колбасные изделия собственного производства. Товар всегда был свежим. Имелся большой выбор иностранных вин «непосредственной выписки», русских вин, выдержанных в собственных подвалах, шампанского, ликеров. Заказы иногородних покупателей исполнялись немедленно и аккуратно.
Помещения на втором этаже были отданы музыкальным классам, которые за время пребывания тут преобразовали в музыкальное училище. В 1912 году на базе училища открылась третья в России и первая в провинции консерватория. В нынешнем году ей исполняется 100 лет.
На третьем этаже здания Моисей Иванов открыл гостиницу «Европа». Её отнесли к разряду первоклассных. Электрическое освещение, паровое отопление, ресторан с русской и французской кухней. В гостинице насчитывалось 40 номеров ценою от 1 до 5 рублей.
ГЛАСНЫЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ (1870–1919), выборный представитель (депутат) горожан в распорядительном органе самоуправления. Гласными могли стать лица мужского пола, достигшие 25-летнего возраста и являвшиеся плательщиками городских налогов и (или) сборов. С 1892-го в гласные избирались только владельцы недвижимости в городской черте. Все они разделялись на три избирательных собрания – наиболее крупных средних и мелких налогоплательщиков, которые совокупно платили по трети общей суммы налогов по городу. Каждое собрание избирало одинаковое число гласных. Свои обязанности гласные исполняли бесплатно и во внерабочее время.
Моисей Николаевич Иванов занимался не только коммерческими делами. Он являлся гласным городской думы, был избран и утвержден членом учётно-ссудного комитета Саратовского отделения Государственного банка. В этой должности он пробыл семь лет. В 1907 году поступили протесты на его подпись под денежными документами – два из Балашова, один из Москвы. Саратовское отделение банка рассмотрело протесты и признало его невиновным. Иванов был избран членом комитета на новый срок, однако Управление Государственного банка его избрание не утвердило.
Учётно-ссудный комитет переизбирался каждые два года. Продлить срок полномочий членов комитета можно было лишь при условии, что они хорошо зарекомендовали себя на этой службе. Работа в учётно-ссудном комитете считалась общественной, но очень почётной. Купец-комитетчик должен был пользоваться «доверием торгового сословия» и быть способным дать банковским специалистам грамотную справку по сомнительным заёмщикам. «Я, нижеподписавшийся, обязуюсь действовать по совести во всех делах, по коим я приглашён буду дать мнение и указание, хранить тайну по делам банка», – давали торжественное обещание коммерсанты.
За свою общественно полезную деятельность Моисей Николаевич был удостоен золотой медали «За усердие» на ленте Св. Станислава и знака Красного Креста. Дальнейшая судьба Иванова, к сожалению, пока неизвестна.