Три версии автобусного скандала

Оценить
Три версии автобусного скандала
Эксперты транспортной отрасли гадают на Андрея Иващенко

Забастовка водителей автобусов маршрута № 2, стихийно возникшая в Саратове в середине прошлого месяца, потянула за собой цепь событий, совокупность которых некоторые эксперты уже называют «большим маршрутным переделом».

В конфликт между работниками (водителями автобусов) и работодателями (транспортным предприятием ОАО «Межгородтранс») оказались втянуты органы власти муниципального и регионального уровней. Страсти вокруг этой темы не утихают даже спустя две недели после забастовки. Сегодня активно обсуждается уже как минимум три версии об истинных причинах нашумевшего транспортного скандала.

Очередной виток развития событий мы сможем наблюдать в ближайшие дни.

Версия первая: обвинительная

Первая версия о причинах произошедших событий сводится к тому, что перевозчики – водители автобусов – стали жертвами некомпетентности нового директора транспортного предприятия Андрея Иващенко.

Назначение Андрея Евгеньевича на должность руководителя ОАО «Межгородтранс» в сентябре 2011 года вызвало удивление общественности даже несмотря на то, что новичком в транспортной сфере он не был. Иващенко руководил в своё время муниципальным учреждением «Транспортное управление города Саратова». Будучи депутатом Саратовской городской думы, является постоянным членом профильной комиссии по промышленности, транспорту, связи и торговле. Кроме того, он активно участвует в работе транспортной комиссии Саратова, в полномочия которой входит и отбор предприятий на организацию пассажирских перевозок.

Но именно профессиональная репутация Иващенко и вызвала у большинства экспертов шок. Андрея Иващенко в тот период не стесняясь называли «бездарным руководителем, ничего не понимающим в транспортной отрасли», и ждали скорого банкротства доверенного ему предприятия. Или других негативных последствий. Скандал вокруг ОАО «Межгородтранс», Иващенко и водителей автобусов маршрута 2д убеждает многих, что тот пессимистичный прогноз начал сбываться.

Сегодня некоторые саратовские СМИ, опираясь на доводы сотрудников ОАО «Межгородтранс», уверяют, что после прихода нового руководства на предприятии возникла социальная напряжённость. Нанятые предприятием частные перевозчики, мол, до сих пор не получили компенсацию за провоз пассажиров-льготников за 2010–2011 годы и за два месяца текущего года. Общая сумма долга перед 42 перевозчиками выросла с момента забастовки к концу февраля с 12 до 18 млн рублей. «ООО «Пригородтранс-1» (дочка Межгородтранса) искусственно обанкрочено. Его активы переведены в три ООО, созданных Иващенко: «Городавтотранс», «Межгородавтотранс» и «Межгортранс», – жалуются работники предприятия.

За счёт преднамеренного банкротства «Пригородтранса» Иващенко якобы ушёл от уплаты за поставку топлива (1,6 млн рублей), не погасил кредит банку в размере 685 тысяч рублей, автовокзалу «простил» за аренду автобусов около миллиона. 80 сотрудникам уже три месяца не дают зарплату (1,5 млн рублей). Кроме того, водители Межгородтранса пожаловались на ежедневные поборы – по 200 рублей с каждой машины, которые собирают якобы на ремонт. Ремонт при этом, по их словам, проводят «близкие к Иващенко люди без каких-либо платёжек и документов».

Водители автобусов объявили забастовку 16 февраля 2012 года, требуя вернуть им долги в размере 12 млн рублей. По заявлению бастующих, именно столько им должны за перевозку льготников. Руководство предприятия ОАО «Межгородтранс» называло в два раза меньшую сумму долга. И вину за возникновение задолженности возлагало на плечи областного правительства, которое, мол, вовремя не перечислило компенсацию из бюджета. Остановку движения на маршруте в руководстве Межгородтранса посчитали наглостью, непростительной выходкой и даже диверсией. Троих из шестерых бастующих уволили. Версия вторая: защитная

Другие эксперты видят в разразившемся скандале совсем другой подтекст. Есть мнение, что забастовка водителей была подстроена бывшим директором ОАО «Межгородтранс» Борисом Кайдановым, которого с занимаемой должности сместили именно для того, чтобы посадить в директорское кресло Андрея Иващенко. Именно затаённая обида Кайданова, мол, и стала главной причиной обсуждаемого конфликта.

Смена руководства на Межгородтрансе экспертами объясняется как стремление правительства Саратовской области (единственный акционер ОАО) навести здесь порядок. Якобы при Кайданове предприятие медленно шло ко дну, а при Андрее Иващенко потихоньку начало выходить из кризиса.

В подтверждение своей теории сторонники нового директора ОАО «Межгородтранс» тоже приводят несколько аргументов. Только вступив в должность, Андрей Иващенко сразу, мол, рассчитался по долгам по зарплате и даже начал обновлять подвижной состав. В конце февраля предприятие по лизингу получило 10 новых низкопольных автобусов, пришедших в регион. Кстати, своим обновлённым подвижным составом новое руководство ОАО «Межгородтранс» рассчитывает заменить довольно изношенный транспорт частных перевозчиков. А значит, риск потерять работу на прибыльных маршрутах тоже может являться достаточным основанием для забастовки.

Версия третья: подковёрная

Ещё одна группа саратовских аналитиков считает, что причины скандала, да и сам конфликт, лежат гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Эксперты в своих выводах основываются прежде всего на причинах назначения Андрея Иващенко директором ОАО «Межгородтранс» и на том, как и благодаря кому это стало возможным.

Дело в том, что многие удивились назначению городского депутата ещё и потому, что он был одним из ярких представителей команды главы Саратова Олега Грищенко, который, как известно, не питает особых симпатий к областному правительству. Кто-то даже посчитал, что, поставив человека от города на областное предприятие, региональное правительство надеялось «купить» друга в стане Олега Грищенко. Другая часть сторонников «подковёрной» версии уверена в том, что Андрей Евгеньевич выполняет при этом функцию так называемого двойного агента. Эти эксперты считают, что Иващенко был «отпущен» в областное предприятие с одной целью – своей деятельностью окончательно подорвать авторитет губернатора.

Выход из ситуации, сложившейся на ОАО «Межгородтранс», ищут сейчас в региональном правительстве. Здесь уже летают искры. Министр транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Николай Годунов настаивает на увольнении Иващенко и пытается доказать эту необходимость губернатору Павлу Ипатову. Губернатор пока скорее готов попрощаться с министром, нежели с господином Иващенко.

Обещано распутать запутанное

Городская прокуратура провела ряд проверок на ОАО «Межгородтранс» и выявила ряд нарушений. Пока, правда, они касаются соблюдения законодательства об охране труда. Оказалось, что на трёх дочерних предприятиях ОАО не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией мероприятий по его охране. Директор компаний Андрей Иващенко оштрафован на 8500 рублей, каждое юридическое лицо – на 32 тысячи рублей.

Андрей Иващенко в ходе переговоров с раздражённым персоналом своего предприятия в присутствии главы регионального правительства недавно признал всю сумму задолженности перед перевозчиком и пообещал погасить её до 8 марта.