Leonard Cohen
Old Ideas, 2012.
Плохо хвалить жуликов. Но если бы менеджер Леонарда Коэна не обобрал певца, он вряд ли записал бы новый альбом.
С этим альбомом случилась странная история. Если слушать песни отдельно, то можно уверенно сказать: ничего нового Коэн не написал, все вещи типичны для певца, исполнены в типичной коэновской манере. Словом, nothing new. Альбом и назван несколько вызывающе – Old Ideas. Мы-то привыкли к новым идеям. Получился краткий конспект «старых идей», основных пунктов его творческой программы: минималистский саунд, выдержанный в духе народных традиций фолка, блюза и европейского шансона, позволяющий сосредоточиться на сложных текстах, нашёптываемых вкрадчивым хрипловатым голосом.
Когда слушаешь альбом целиком, то примерно с третьей песни оказываешься в плену магии Коэна. Особенно когда звучат Darkness и Different Sides. Darkness вообще гениальна.
Понятно, что альбом 77-летнего человека не может быть мажорным, не может состоять из весёленьких песенок. Но работа Коэна не мрачна, она скорее меланхолична.
Иногда, как и в прошлом, Коэн не сколько певец, сколько декламатор. Но какой голос! Прекрасный голос, беседующий о сокровенном с самим собой под ненавязчивую музыку. На заднем плане слышны партии фортепиано и виолончели в балладах Going Home, Show Me The Place; народные американские инструменты в фолк-блюзах Bango, Crazy To Love You; прекрасный женский бэк-вокал.
На обложке альбома – Коэн, сидящий, чуть сгорбившись, в саду с блокнотом в руках. И никого рядом. Но кто-то отбрасывает густую чёрную тень на аккуратно подстриженную траву. Кто бы это? Неужели? Не дай бог.