Кто-то отдохнёт от цирроза…

Оценить
Насколько действенными могут стать система принудительного лечения зависимости от алкоголя и подразумевающееся возрождение лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), не повлекут ли эти меры наряду с положительными и отрицательные последствия, рассказали

Насколько действенными могут стать система принудительного лечения зависимости от алкоголя и подразумевающееся возрождение лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), не повлекут ли эти меры наряду с положительными и отрицательные последствия, рассказали нашему изданию специалисты.

Наталья Королькова, председатель Общества трезвости и здоровья:

ЛТП – ПОВОД НАБРОСИТЬСЯ НА ОНИЩЕНКО

Я слушала его на этом конгрессе, и он говорил не только об этом, точнее, об этом он вскользь сказал. Онищенко говорил о целой антиалкогольной программе. Он трезво смотрит на вещи и продуманно высказывает позицию научного коллектива, который работает над этой проблемой, не свою личную точку зрения. Мне посчастливилось лично всё это слышать. Что касается введения принудительного лечения от алкоголизма и наркомании, речь об ЛТП не идёт, и его инициативу поддержал Путин. Во всех развитых странах такая система существует: алкоголик и его семья нуждаются в поддержке государства.

Повторю, речь идёт не об ЛТП – это искажение информации и основание наброситься на Онищенко. На него набрасывается алкогольная и табачная мафия. Ему даже вынуждены поставить государственную охрану.

Если сейчас мы стоим на первом месте по уровню потребления веществ, опасных для жизни, то система принудительного лечения необходима, но выстроить её нужно правильно. Разумеется, это не ЛТП советского образца – никто за них не ратует, не надо на Онищенко такой поклёп возводить! Это будут учреждения с медицинской, социальной и психологической помощью. А самое главное – там будет даваться выбор. Сейчас у нас практически нет нормальной системы наркологической помощи людям: есть отдельные больницы, пункты. Онищенко предлагает систему. Пока же у нас длится алкогольная вакханалия, начавшаяся при Ельцине.

Владимир Бурдонов, адвокат:

ОПЯТЬ ВСЁ ЗАНОВО? НЕ НАДО!

Если предлагают возродить ЛТП, то я к этому отношусь категорически отрицательно. При сегодняшней вертикали власти и общественном настроении возможно всё. Может быть, под видом алкоголиков инакомыслящие пойдут, те, кто против власти. Например, оснований посадить нет, дело составить сложно, и тут вдруг какая-нибудь соседка напишет: буянит. И всё – финиш.

Есть ещё один тонкий момент. При Советском Союзе, что ни говори, а польза от ЛТП была, были рабочие места. А ныне люди в колониях сидят – ничем не заняты. А кто будет занимать этих алкоголиков? Никто не будет. Это всё несерьёзно.

При всей своей нелюбви к Александру Ландо я признаю, что одно полезное дело для Саратовской области он сделал – закрыл вытрезвители. А организовать их – максимум неделя, и они откроются. Милиция в очередь записывалась, чтобы работать в вытрезвителе: клиента обобрать, деньги присвоить. И сейчас опять всё заново? Не надо! Об ЛТП для наркоманов ещё можно говорить, но никак не для алкоголиков. Россия всегда пила, пьёт и будет пить.

Александр Гнездилов, начальник УФСИН России по Саратовской области, генерал-майор внутренней службы:

ВЕРОЯТНО, ОПРЕДЕЛЁННЫЙ СМЫСЛ В ИДЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ ПРОФИЛАКТОРИЕВ ЕСТЬ

До 1994 года лечебно-трудовые профилактории функционировали в каждом субъекте РФ, а в некоторых регионах их действовало несколько. Каждый гражданин в таком учреждении был трудоустроен и получал заработную плату. Но основная функция ЛТП – это прежде всего оказание необходимой комплексной медицинской помощи тем, кто по решению суда направлялся в эти учреждения.

Определённый процент граждан, прошедших через ЛТП, действительно возвращался к нормальной жизни. За два года пребывания в этих учреждениях у них была возможность пересмотреть взгляды на жизнь, найти правильные ориентиры. И семья за время нахождения гражданина в ЛТП могла существовать без постоянного прессинга со стороны больного алкоголизмом.

Как показывает практика, большая часть преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Вероятно, есть определённый смысл в идее возрождения лечебных профилакториев, поскольку эту категорию граждан нельзя оставлять без надлежащего контроля.

Валерий Земсков, врач-психиатр, заведующий диспансерным психоневрологическим отделением областной психиатрической больницы:

ПОЛЬЗА ЕСТЬ, НО В ЦЕЛОМ ЭТО ПРОБЛЕМУ НЕ РЕШАЕТ

Существует категория лиц, которые не способны самостоятельно побороть алкогольную зависимость в силу жизненных и биологических обстоятельств.

Сейчас многие ставят этот вопрос, не только Онищенко, но и тот же Нургалиев. Но я хочу рассказать об отдалённых последствиях пребывания в ЛТП. Эффективных средств лечения алкоголизма, таких, чтобы дал таблетку и человек вылечился, нет. Это комплексное воздействие, и в первую очередь для таких лиц надо создавать условия в жизни, чтобы они бросили пить. Таких условий практически не существует. А есть категория лиц, для которых какие угодно условия ни создавай – они всё равно будут пить.

На кого-то ЛТП действовал оздоравливающе, но не на значительную часть. Тем не менее, были и другие категории: кому-то это сильно помогало бросить пить, у других там пропадала тяга. А были и те, кто вообще без ЛТП жить не мог и даже обратно просился.

Польза есть: кто-то отдохнёт от цирроза, инфарктов, но в целом это проблему не решает. Кроме того, встают вопросы – соблюдения прав человека и экономический, стоит ли овчинка выделки. Я уж не говорю о возможности перегибов в отношении тех людей, которые туда могут попасть.