Меньше трёх процентов брака

Оценить
48 гуманитариев выстраивают отношения «бизнес – бизнес», «бизнес – власть»

Когда-то судья арбитражного суда Саратовской области Елена Храмова считалась «самой маленькой» среди судей. В момент начала работы ей было 39. Сейчас средний возраст судей в арбитражном суде Саратовской области 35–40 лет. «Редкий пятидесятилетний образчик перед вами», – сказала Елена Вячеславовна, устало улыбнувшись. В минувший четверг она принимала журналистов от лица руководства. Очень волновалась. Старалась говорить просто о сложной работе. Журналистов на встрече было позорно мало.

Отсутствие интереса СМИ к итогам работы арбитражного суда можно объяснить многолетней позицией закрытости для журналистов. Но те, кто пришёл, неожиданно выяснили, что времена, оказывается, поменялись. Суд готов к конструктивному сотрудничеству. Открытие было приятным.

Количество дел меняется

Действующих судей сегодня 48. Они разбиты по двум коллегиям. Одна рассматривает споры, возникающие из гражданских правоотношений, другая – проистекающие из административных. Елена Храмова говорит, что первая коллегия работает как бы по горизонтали – по претензиям, связанным с договорами. И стороны здесь находятся априори в равном положении. А та коллегия, что возглавляет она сама, – «это вертикаль». Здесь, как правило, «какой-то властный орган довлеет над бизнесом».

Мы просим начать наш разговор с важных, знаковых дел суда. Но собеседница убеждает журналистов отказаться от градаций. Говорит, что для заявителей все дела важные. И поэтому сейчас взять и сказать, что «дело по Крытому рынку или по «Скарабею» значимое, а дело Григорьевской, которое касается сноса двух ларьков в Кировском районе, незначимое», она не может.

Журналисты заходят с другой стороны. Интересуются, какая из двух коллегий рассматривает больше дел. Елена Вячеславовна начинает экспресс-анализ по ходу общения. Мы понимаем, что ставим судью в неловкое положение. Организаторы встречи просили прислать вопросы заранее, и заместитель председателя суда готовилась именно к ним. Но реакцию-то на неожиданные повороты события нам проверить надо. И услышать живую речь, и увидеть умение общаться.

Елена Храмова принимает вызов. И завоёвывает симпатии журналистов.

Говорит, что до 2008 года превалировали дела административной коллегии. Потом всё изменилось. В первую очередь из-за того, что с началом кризиса у бизнесменов обострилось чувство опасности. С неплатежами они теперь предпочитали, не раздумывая, бороться судебными решениями. Это дало количественный плюс дел в «горизонтальной» комиссии.

Параллельно с этим число дел по профилю административной (вертикальной) коллегии реально уменьшили принятые изменения в Налоговый кодекс. Были введены новые параметры обжалования налоговых споров. Все налоговые дела должны теперь сначала проходить внесудебный порядок обжалования. И разрешаться им желательно именно на этой стадии.

Третья причина изменения количественного соотношения дел между коллегиями – провозглашённая лояльность президента Дмитриева Медведева к малому бизнесу. После его призывов лишний раз не беспокоить предпринимателей были приняты законы, которые ограничили число проверок. Вот так произошло уменьшение дел административной коллегии и увеличение количества дел экономической.

Суть тоже

«Вы наслышаны о широком, безудержном предоставлении земельных участков предыдущим мэром Саратова Юрием Николаевичем Аксёненко. Сейчас предоставление участков со стороны городской администрации идет, прямо скажем, непросто, – говорит Елена Храмова. – Очень много дел стало касаться бездействия администрации, а также отказа в предоставлении земельных участков. Раньше у нас такого не было». Бездействие, как выяснилось, в последние годы характерно не только для земельного комитета администрации. Подобные претензии участились и к кадастровой службе, к регистрационной палате.

«У нас много споров, касающихся средней оценки стоимости земельных участков. Почему? – Елена Вячеславовна любит этот вопрос. Он во всех её ответах как сигнал «внимание». – В десятки раз возросла как цена аренды земли, так и величина налога. Оспариваются средняя стоимость земельного участка, кадастровая стоимость, стоимость метра».

«Активно оспариваются в последние годы два постановления антимонопольного органа», – говорит Елена Вячеславовна. И снова вводит оборот «почему». Выясняется, что активность спровоцировал премьер-министр Владимир Путин. Он позволил себе в довольно резких тонах высказать главе ФАС Игорю Артемьеву претензии по безликой, беззубой работе антимонопольного органа. И эта служба заработала. И в ответ сразу появилось очень много желающих оспорить постановления ФАС. Но практически все постановления антимонопольщиков «судом оставляются в силе». Не только судом Саратовской области, но и Двенадцатым, и Казанью. То есть правомерность подтверждается.

Треть вышла из тыла

Отмены решений суда судом вышестоящим говорят о качестве отправления правосудия. Елена Храмова приводит говорящие сами за себя цифры. В 2011 году отменено или изменено судом апелляционной инстанции 2,2 % от общего количества дел и заявлений. Суд кассационной инстанции в том же году отменил или изменил только 0,7 % от общего количества дел и заявлений, рассмотренных в арбитражном суде Саратовской области. Всего за 2011 год через суды апелляционной, кассационной и надзорной инстанции не прошли без замечаний только 2,9 % дел, рассмотренных судом первой инстанции. А в 2010 году этот показатель составлял 6,1 %.

И при этом важно заметить, что нагрузка на одного судью значительно возросла. В среднем каждый судья арбитражного суда Саратовской области рассматривал 61 дело в месяц. На девять дел больше, чем судьи арбитражных судов других субъектов РФ. А норма нагрузки, вычисленная НИИ труда, составляет 15,5 дел на судью. И напрасно мы было подумали, что перегруженные судьи то и дело не укладываются в сроки, определённые для них законодательством. Сроки рассмотрения нарушены менее чем по 5 % дел.

Уже после встречи я зашла на обновлённый сайт суда. И с удивлением вглядывалась в молодые, серьёзные лица людей, которые уже успели подняться до этого высшего пролета лестницы в карьере юриста. Треть из них до того, как стать судьями, работали по 6–9 лет помощниками. Эта должность для них выстрадана. Елена Вячеславовна вспоминает, что одно время приоритет вообще отдавался только помощникам: «Вениамин Федорович Яковлев говорил, что в систему должны прийти проверенные люди. Помощники – наши тылы. Сейчас должность судьи всем доступна. Но кандидаты у нас достойные. Многие имеют научные степени».

Модернизация сверху совпала с запросом снизу

В арбитражный суд Саратовской области через интернет-сервис «Мой арбитр» ежедневно поступают десятки электронных документов – исковые заявления, ходатайства, отзывы, встречные иски, жалобы. Участники дела могут подписаться на информацию по делам, и она будет приходить по электронной почте.

Технический прогресс плотно вошел в жизнь судей, ещё вчера многократно ругаемых за волокиту. Уже почти два года ведется аудиозапись всех судебных заседаний. Сначала судьи относились к этому новшеству очень подозрительно, а теперь больше благодарны ему. «Нам никто не попеняет, что мы позволили какую-то уничижительную фразу, на кого-то крикнули, – говорит Елена Храмова. С видео-конференц-связью, внедрённой в практику суда сверху, случилась похожая история. – Это востребовано, это экономит время и средства сторон. И истец, и ответчик могут обратиться с ходатайством провести судебное заседание с использованием видео-конференц-связи. Судья, рассмотрев ходатайство, выносит определение. И если судебное заседание будет в Казани или в Астрахани, то они нам дают судебное поручение, и мы проводим ВКС. Представляете, как для стороны это удобно? Вот в Казань в половине третьего поезд уходит. Потом 18 часов едет. Прибываешь под вечер, надо ночевать, чтобы на следующий день прийти в процесс».

Этой конференц-связью в саратовском суде оборудованы два зала. И спрос на эту госуслугу растёт. Если в 2011 году с её использованием было проведено 200 заседаний, то в 2012 ожидают минимум в два раза больше.

Гуманитарии вынуждены становиться инженерами

Мы спрашиваем судью Храмову про предложение Михаила Прохорова создать в России третий – административный – суд, где будут разбираться все претензии к властным органам. И где у власти всегда будет презумпция виновности. Елена Вячеславовна говорит, что обособление – это финансирование. И решать в первую очередь надо этот вопрос. Сам принцип специализации она поддерживает. «Специализация предполагает более углублённые знания, – говорит Елена Храмова. – Если создать суды, специализирующиеся на деятельности государственных и муниципальных органов, то судьи будут знать качество ответчика, нормативные акты, по которым живёт каждый из органов». Ну а пока таких судов нет, нам напомнили о том, что уже сейчас в 24 главе АПК четко прописано, что бремя доказывания правильности своих действий или бездействия лежит на госорганах. А заявителю (предприниматель или юридическое лицо) достаточно просто мотивированно заявить о своих претензиях.

Тенденция к созданию специализированных судов в России, кстати, есть. Президентом подписан федеральный конституционный закон о создании в системе арбитражного суда по интеллектуальным правам. Он начнёт работать не позднее февраля 2013 года. Предполагается, что первоначально в состав суда войдут 30 квалифицированных судей.

На фоне повышения уровня профессионализма судей становятся виднее пробелы в знаниях у юристов, приходящих в суд отстаивать интересы предпринимателей. «А что такое неграмотность? Если неправильно подан иск, неправильно выстроена линия действий, то это по сути загубленный процесс. А мы же безучастны. Мы не можем стороне помогать, расшифровывать. Мы слушаем, как стороны состязаются, и выносим вердикт по этому состязанию. Мы правоприменители». Но активность сторон судья тоже признаёт. Иски ресурсоснабжающих организаций к управляющим компаниям показывают, что последние отбиваются, возражая по методам и порядку подсчёта потреблённой тепловой энергии. «Раньше мало кто осмеливался возражать монополисту. Саратовэнерго, Водоканал, Водосток – с ними никто не спорил. А теперь спорят и активно будируют каждую зацепку, и судья должен изучить каждый довод. – Елена Храмова говорит о сложностях спора с улыбкой. – Мы же гуманитарии, мы не обладаем инженерными спецпознаниями. А экспертизу не можем по своему разумению назначать».

Елена Вячеславовна рассказывает о том, как государство медленно, коряво, со скрипом, но всё-таки верно разворачивает судейскую машину в сторону предпринимателей:

«С 1 ноября 2010 года арбитражно-процессуальный кодекс отнёс к юрисдикции нашего суда корпоративные споры. Это очень интересное направление. Оспаривать что-то в действиях юридического лица теперь можно только в том суде, на территории которого проходила регистрация юридического лица. Это результат большой длительной работы, и бизнес-элиты в том числе. И эта процессуальная упорядоченность приводит к позитиву. Почему? В какой-то степени снимается опаска, что где-то в каком-то регионе что-то коснётся твоего бизнеса. Этим же законом очень большая сфера нормативных актов была отнесена к подведомству нашего суда. Теперь у нас нет такой градации, что «физики» идут только в общегражданские суды, а юридические лица все споры решают в арбитражном суде. Законодатель к одному знаменателю привёл споры. И после этого очень много физических лиц массово начали оспаривать у нас тарифы на электроэнергию, на теплоносители. У нас прошло уже около восьми решений. В ряде случаев мы признали правоту физических лиц. Признали, что комитет по тарифам не всегда правильно устанавливает эти тарифы».

В отдельную категорию дел уже выделяются те, где предметом иска является требование муниципального заказчика. Застройщиков начали привлекать к правовой ответственности и взысканию неустойки за нарушение договора. Муниципалитет активно отстаивает свои интересы по срокам и качеству.

***

Некоторые данные по итогам 2011 года

Купля-продажа – 3415 дел рассмотрено. Услуги – 1843 дела. Подряд – 1247 дел. Аренда – 665, налоговое законодательство – 908, оспаривание решений госорганов – 919, административные нарушения – 1327, взыскание санкций, недоимок и пени – более 7000. Оспаривание решений госорганов увеличилось в три раза по сравнению с 2010 годом. Санкции – в семь раз.

***

В арбитражном суде Саратовской области Елена Храмова возглавляет судебную коллегию по рассмотрению экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, и является заместителем председателя суда. Стаж работы по юридической профессии – более 20 лет. Судья первого квалификационного класса. Награждена почётной грамотой Высшего арбитражного суда Российской Федерации и почётной грамотой судейского сообщества Саратовской области.