Политический деятель времён Аллы Пугачёвой

Оценить
Политический деятель времён Аллы Пугачёвой
Агитационные трубы замечательно приспособлены для надувания мыльных пузырей и доверчивых избирателей
На саратовских телеканалах в последнюю предвыборную неделю наблюдались агитационные ролики только одного кандидата в президенты

Нынешние выборы президента порадовали нас, помимо зажигательных дебатов претендентов, и креативными роликами-агитками. Тут в наличии были и традиционные сюжеты, называемые у политтехнологов «почему я голосую за», и просто сюжеты, призванные подтянуть голоса кандидату.

Самый главный

Кандидат от партии власти Владимир Владимирович Путин, а точнее его штаб, сильно не напрягаясь, пользовался подключением ЛОМов (лидеров общественного мнения), которые объясняли, почему они будут голосовать исключительно за Путина.

Среди этих прекрасных людей замечены Алиса Фрейндлих, Евгений Миронов, Чулпан Хаматова и другие. Были ещё журналисты, спортсмены, ветераны и военные. Но все не слишком узнаваемые. А популярные театральные и киношные деятели почему-то толковали о подъёме экономики и стабильности. Что звучало не очень убедительно. А ещё о том, что они не хотят революций и уважают Путина, который очень заботится о культуре и духовности. Фрейндлих и Хаматовой верить очень хотелось. Но не сильно получалось.

Был у главного кандидата ещё один вид роликов – стремительных и чётких. На экран врывались надписи типа «Сильной России – сильный лидер». И следом изображение бюллетеня с галочкой напротив фамилии Путина. И так постоянно в рекламные паузы и в перебивке между новостными сюжетами. Оно и понятно, на длинные, 30-секундные ролики штаб Путина не разменивался, а забивал эфир пятисекундными лозунгами.

Что касается сюжетных роликов, то штаб Путина до такой ерунды не снисходил. Просто на центральных каналах демонстрировали целые документальные фильмы о том, что Россия, чуть было не разрушенная всевозможными проблемами, была спасена и спасается по сей день. Спасается, понятно, благодаря усилиям одного человека. Фильмов было много, так что все россияне поверили в спасителя безоговорочно.

Самый весёлый

А вот Владимир Вольфович Жириновский от какой-либо поддержки ЛОМов отказался. Оно и правильно, зачем ему какие-то лидеры, кроме него самого?

Есть подозрение, что Жириновский решил эпатировать бублику, потому что он начал свою предвыборно-роличную агитацию с сюжета про ослика, которого он нещадно лупил хлыстом. Но ослик не сильно реагировал, а кандидат в президенты объяснял, что ослик – это Россия, которую надо заставить работать. Есть подозрение, что с осликом получилось не очень хорошо, потому следующий сюжет уже был о преданном русском народе, который на этот раз символизировала собака, которая «будет любить несмотря ни на что». Потом был ещё пасторальный сюжет о зимней рыбалке, но что она символизировала, было не очень понятно.

Однако за неделю до 4 марта пасторали канули в Лету, и мы увидели совсем другое лицо потенциального президента. Нарезка из выступлений лидера ЛДПР начиная с 1991 года, когда он был ещё совсем молодой, но уже харизматичный. Выступления – традиционный крик, из которого можно было понять, что кого-то Жириновский осчастливит, а кого-то обязательно посадит. Или даже расстреляет.

Сегодня, наверное, станет понятно, распугала ли медийная кампания Жириновского его сторонников или, наоборот, привлекла новых адептов. Чему, не исключено, и помог основной слоган кандидата от ЛДПР «Жириновский – или будет хуже!».

Есть подозрение, что распугала. Потому что за неделю до окончания президентской гонки поклонников политического аксакала российской политики было чуть ли не вдвое меньше, чем у дебютанта Михаила Прохорова.

Кстати, о Прохорове. Думается, что многих своих избирателей Жириновский потерял на дебатах именно с этим своим коллегой. Когда в ходе дискуссии откровенно хамил примадонне и по совместительству стороннице Михаила Дмитриевича Алее Пугачёвой.

Самый красный

По моему личному рейтингу самый удачный предвыборный ролик на 29 февраля 2012 года был именно у Зюганова. И это при моей явно выраженной антипатии как к КПРФ вообще, так и к её лидеру в частности.

Тем не менее, ролик был трепетный и, как мне кажется, не очень дорогой в исполнении. Несколько человек (безусловно, достойных) – режиссёр Владимир Бортко, нобелевский лауреат Жорес Алферов, актёр Николай Губенко, фигурист Роман Костомаров и координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, – каждый по строчке читали Пушкина: «Россия, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья. Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена». Строки повторялись по несколько раз, от текста и чтецов ничто не отвлекало. Короче, безусловная удача штаба Зюганова. ЛОМов немного, и все они узнаваемы и любимы. Или уважаемы.

А вот о ещё одном ролике можно сказать противоположное. Это когда нам под бравурную музыку типа «Время, вперёд!» показывают идущие комбайны, работающие заводы, летящие самолёты. А потом лимузин типа ЗИС в окружении мотоциклистов на фоне Кремля. И выходящий из лимузина Бреж… Зюганов. Но картинка была аккурат из застойных времён – это если кто не знал или забыл.

На самом деле «застойных» роликов было несколько. Но все они вышли из-под руки одного автора – Зюганов в роли генсека КПСС в красном галстуке. Или без красного галстука, но обязательно в пиджаке и с пламенным и горящим взглядом. Тоскливо и страшновато. Не так пугающе, как у Жириновского, но запах залежалой колбасы по 2,20 чувствовался однозначно.

Самый скучный

Я абсолютно убеждена, что выборы в Госдуму для эсеров выиграла народная артистка Римма Маркова, которая столь искренно и пламенно, найдя (или сыграв, что неважно) нужные слова, убеждала голосовать за «Справедливую Россию», что не поверить ей было невозможно.

Почему-то Сергей Миронов решил, что на это раз Маркова тоже поможет. И в последнюю предвыборную неделю эта замечательная женщина убеждала нас, что голосовать надо за Миронова.

Но до этого были и другие сюжеты, которые не прибавили Миронову избирателей. Один, самый навязший в зубах, ролик убеждает нас, что главное – не воровать. «Что надо, чтобы ЖКХ заработал?» – спрашивает у Миронова молодой журналист. «Не воровать», – спокойно отвечает Миронов. И вот этих «что надо делать, чтобы» было несколько, только от разных, но всегда молодых и симпатичных лиц. А потом кто-то решился вопросы разнообразить и поинтересовался, что надо делать, чтобы не воровали. С одного раза догадайтесь, что. Естественно, выбрать Миронова. Правда, сам Сергей Михайлович был тактичен, он сказал, что надо идти на выборы и правильно голосовать. Но нам, конечно, объяснили, как это будет – справедливо. И показали бюллетень с галочкой в нужном месте.

Вообще, пиарщики Миронова были самыми креативными. Потому что именно у самого справедливого кандидата было несколько (а конкретно больше трёх) видов рекламных роликов.

Первый тип – постановочные сюжеты с кандидатом в главной роли и иногда в роли простого рабочего или простого пенсионера, узнаваемого, но не очень известного артиста, который рекомендует голосовать за справедливого. Второй тип – рисованные сюжеты с бородатым красавцем на первом плане. И третий тип – выступление ЛОМов, как в случае с Марковой.

Но несмотря на всё это разнообразие роликовая кампания Миронова получилась унылой.

Самый высокий

У Михаила Прохорова рекламно-выборные ролики были по большому счёту вторичным медиапродуктом. Своих избирателей он завоёвывал на дебатах.

Первые, с Зюгановым, он с треском провалил. Но это был единственный провал. Выяснилось, что Прохоров учится молниеносно. В том числе и на собственных ошибках. Их, ошибок, не стесняясь. Но вернёмся к роликам.

Думается, что за счёт этого вида агитационных материалов решено было добиваться визуальной узнаваемости кандидата. На мой взгляд, не все используемые фотографии Прохорова были удачными. И не все постановочные сюжеты удались. Всё-таки Прохоров не народный артист и тем более не Жириновский. Так что играть на публику или на камеру Михаилу Дмитриевичу как-то несподручно. Хотя видно было, что он старался. А вот микросюжеты о выступлениях получились вполне приличными.

Как и последний ролик «Мне нравится». Где выяснилось, что Прохоров нравится брутальному актёру Гоше Куценко, лиричному «машинисту» Андрею Макаревичу, актёрам из культового уже фильма «День выборов» Алексею Барацу и Ростиславу Хаиту. А ещё Алле Пугачёвой.

Самый правильный

Понятно, чисто саратовского выборного медиапродукта не было. Да, до начала официальной избирательной кампании в каждом новостном выпуске на ГТРК учителя, врачи, ветераны и прочие люди объясняли нам, почему они будут голосовать именно за Путина. Но с начала февраля это стало бы уже явным нарушением не только духа, но и буквы закона.

Однако в последнюю выборную неделю в ход была пущена тяжёлая артиллерия. В лице Вячеслава Володина. Мы же родина Володина. И рейтинг его здесь запредельный. Не говоря уже об узнаваемости. Так вот, Вячеслав Викторович каждое утро и каждый вечер по несколько раз втолковывал зрителям саратовских телеканалов, почему надо голосовать именно за Путина. Потому что он, Путин, поднял страну с колен, а экономику – на небывалую высоту, погасил кавказский конфликт, и вообще, все стали жить лучше. А скоро начнут жить ещё и веселей. Но только при Владимире Владимировиче. Короче, Володин – непревзойдённый оратор и агитатор.

Сторонников других кандидатов на саратовских телеканалах в последнюю неделю не наблюдалось.

***

Помните старый, застойных времён ещё анекдот про Брежнева? Это когда просыпается Леонид Ильич после летаргического сна, куда по легенде он был погружён, и пытается узнать о том, каким он остался в памяти потомков. Заглядывает в энциклопедию (во время появления анекдота ни Интернета, ни «Википедии» ещё не было) и там читает о себе: «Мелкий политический деятель времён Аллы Пугачёвой».

***