Посильнее «Фауста» Гёте?
Дом кино представил саратовцам новый фильм Александра Сокурова «Фауст». Пока по телевизору и в кинотеатрах идут блокбастеры успевших набить оскомину режиссёров, некоторые кинотеатры по-прежнему стараются выпускать фильмы, которые, если цитировать Александра Гордона, направлены не только на широкого, но и на глубокого зрителя.
Подозреваю, что многие из пришедших в тот день попросту шли из-за имени режиссёра да недорогого билета. Иначе как объяснить не массовый, но заметный уход зрителя после первых 10–15 минут? Скорее всего, зритель был элементарно неподготовленным, потому что «Фауст», как бы мы к нему ни относились, является выдающимся произведением кинематографа (не добавляю «отечественного» в силу определённой специфики ленты).
В двух словах о фильме не расскажешь: взяв за основу знаменитое произведение немецкого классика, режиссёр многое в нём переосмыслил. В первую очередь, акцент был сделан на любви Фауста к Маргарите. Однако у Сокурова это можно назвать любовью с большой натяжкой – скорее «похоть» будет верным словом. Вокруг этой похоти и развивается действие (об этом говорит и первый кадр фильма, рассказывать о котором по нравственным соображениям не стоит).
В фильме масса интересных находок – от светового решения до сужения изображения. Всё это продиктовано не только желанием создать эстетическое кино, но и имеет глубокий смысловой подтекст.
Дом кино в очередной раз предоставил саратовскому зрителю возможность насладиться настоящими фильмами. И снова зритель в большинстве своём от этой возможности отказался: по окончании сеанса планировалась дискуссия, на которую осталось не больше десяти человек.