Фантомные боли империи

Оценить
Каналы – разные. День защитника Отечества

Забавное это дело – вооружившись пультом, «щёлкать» каналы нашего ТВ в выходной день. Ну не совсем выходной, а праздничный – День защитника Отечества. Тематика по преимуществу была соответствующая. Хотя и с исключениями. Например, на РЕН ТВ серьёзный мужчина вещал следующее: «По мнению учёных, жители планеты Глизе похожи на землян.

Неизвестно только, сколько у них пальцев на руках». Рука моя потянулась к пульту. ТВ-3 передавал концерт. «Золотой граммофон – 2006» называется. Я сначала удивился, потом присмотрелся и успокоился: звёзды – те же. Поёт Глюкоза, шутит Малахов. И не подумаешь, что шесть лет прошло.

НТВ показывал что-то бесконечно правоохранительное.

Конечно, были и передачи в тему. 5-й канал показывал старый фильм «Фронт в тылу врага», Первый – историческую реставрацию «Великий полководец Георгий Жуков». Реставрация на Первом – это когда хроникальные кадры перемежаются инсценировками, где неизвестные актёры непохоже изображают исторических персонажей. По глубине проникновения в тему – на уровне школьного учебника.

Но наступил момент истины, и моё путешествие по каналам застопорилось. Попал на сериал на «России-1». Не с самого начала. Но уж такое свойство сериалов, что сразу можно понять, о чём идёт речь. Так вот, в африканской стране Кальдерон мерзкое ЦРУ (так раньше назывался Госдеп) решило свергнуть президента – большого друга Советского Союза. Президента, кажется, звали Маземба, ходил он в опереточного вида серой форме, алом берете и белых гетрах.

Попал я на сериал примерно на трети сюжета. Наёмники наступали, на рейде совершенно случайно встало на якорь советское судно с ротой морпехов на борту. Президент на букву «м» впал в отчаяние и пил стаканами виски.

– У меня нет друзей, – рыдал в отчаянии президент.

– У тебя есть настоящий друг, – возразил ему советский военно-морской атташе и показал ему портрет знакомого до боли человека: – Твой настоящий друг – Леонид Ильич Брежнев!

Тут-то у меня закралось первое подозрение. Как-то фривольно атташе хватал портрет генсека со стола. Вгляделся в лица морских пехотинцев. Показались они скорее современными. Потом выяснилось, что замполит (не морпехов, а военной базы) трус и дурак. И тогда я понял: что-то не так. В те годы замполит мог быть только образцом для подражания. Залез в Интернет. Так точно – год выпуска 2011-й. На сайте, кроме краткого изложения сюжета, ещё написано, что фильм служит прекрасным образом патриотического воспитания.

Нет, конечно, патриотизма там хоть отбавляй. Но только он какой-то примитивный. Вот старый мичман, попав в кольцо наёмников, подрывает себя гранатой.

– Мы отомстим за тебя, батя, – клянутся юные лейтенанты. А память подсказывает: что-то подобное я видел раз десять. Но есть и оригинальные кадры, похожего нигде не встречал: это морские пехотинцы в полной форме, чёрной, между прочим, пробираются по африканским джунглям.

Но на самом деле фильм вовсе не сага о подвигах морпехов. Это даже не тоска по сгинувшей империи. Хотя тоска по империи чувствуется сильно: как это здорово, что простые советские парни спасают далёкий Кальдерон. То, что десяток наших парней остался в джунглях, – разве это цена за свободу Кальдерона? Зато наш флаг гордо реет над планетой Глизе – ой, ошибка, над республикой Кальдерон.

Но направление главного удара – другое. Кто-то насоветовал сценаристу и режиссёру, что главный признак патриотизма – пробуждение ненависти к врагу. Дело понятное, к американцам. Вот американские наемники рассуждают меж собой:

– F...ck, Джон, как я ненавижу русских!

– F...ck, Боб, я бы перерезал им всем глотки, даже женщинам и детям!

– Я бы помог тебе, Джон.

И так далее.

Конечно, ничего у них не получилось, нашли они свою погибель в африканских джунглях от русской пули и русского штыка (точнее, ножа). И спасён русский народ, и кальдеронский тоже не пострадал. И морпехи (почти все) вернулись в родную гавань. Но вот осадочек остался.

Где-то посередине сериала канал «Россия-1» показывал новости. Ну, там, митинг в «Лужниках», вопросы участникам. И одна женщина сказала корреспонденту, а канал не постеснялся это показать:

– Хорошо, что у России есть Путин, а то ведь кругом враги, страшно жить в таком мире.

Телевизор может быть доволен: нейролингвистическое программирование приносит успех.