Слепая зона избиркомов

Оценить
Намного ли прозрачнее станут голосование и подсчёт голосов под веб-камерами

Слово «инновации» упорно старается проникнуть в лексикон жителей России. Другое дело, что кто-то воспринимает его со всей серьёзностью, а для других это очередное непонятное новшество. Для третьих же оно становится синонимом слова «фарс». Очередная инновация – установка веб-камер на участках для голосования 4 марта. После выборов у нас будет возможность решать, насколько эффективным оказался этот ход. А пока мы обсуждаем это новшество избирательной технологии с депутатом городской думы от КПРФ Александром Гришанцовым.

«Условности, необходимые для процесса»

Александр Иванович полагает, что всё пойдёт по привычному сценарию: «Все заверения о чистоте, прозрачности – это условности, которые необходимы для этого процесса. Судя же по мероприятиям, которые проводятся на местах (участковых, территориальных избирательных комиссиях), ситуация напоминает подготовку к проведению выборов с тем же уклоном, как и в декабре. Я имею в виду, что не планируется активное участие прокуратуры по обеспечению соблюдения Конституции и закона о выборах, не планируется активное участие УВД для наведения порядка, а скорее рассматривается линия невмешательства».

Иными словами, всё ведёт к возможности новых вбросов, каруселей, фальсификаций и прочих «прелестей» жизни. Однако всё не заканчивается этим. Александру Гришанцову совсем не случайным представляется тот факт, что в Октябрьском районе восемь комиссий возглавляют начальники отделов администрации района. Если бы только это…

«Есть даже факты, когда на одном участке присутствуют четыре члена одной семьи, на втором – три. Есть и такие случаи, когда в комиссии присутствуют председатель ЖСК, бухгалтер, сантехник того же ЖСК и иные члены правления. Всё это говорит, что идёт интенсивная подготовка для получения нужного результата. Другой возможный вариант – давление на учителей и врачей, чтобы заставить их переписывать протоколы. Нет никакой гарантии, что в этом году обойдётся без этого, ведь «все представители участков, прошедшие такую школу, востребованы администрацией Октябрьского района, и им дан карт-бланш для проведения выборов», – уверен депутат.

Как это сделается

Идея с установкой веб-камер на участках появилась давно, а в прошлом году было принято соответствующее решение: согласно постановлению Центральной избирательной комиссии РФ от 27 декабря 2011 года № 82/635-6 «О порядке видеонаблюдения в помещении для голосования на выборах президента Российской Федерации 4 марта 2012 года» на каждом участке устанавливаются две камеры видеонаблюдения, проводятся их настройка и проверка работоспособности.

Далеекамеры работают непрерывно (не менее 30 часов с момента открытия избирательного участка), с начала работы участковой избирательной комиссии до подписания протокола об итогах голосования и выдачи копий, в том числе при повторном подсчёте голосов избирателей, составлении повторного протокола об итогах голосования участковой комиссией в помещении для голосования избирательного участка.

Под категорию объектов видеонаблюдения подпадают: помещение для голосования в целом; места выдачи избирателям избирательных бюллетеней и работы со списками избирателей; стационарные и переносные ящики для голосования; места погашения неиспользованных и непосредственного подсчёта использованных избирательных бюллетеней.

Ничего не вижу

На первый взгляд, всё замечательно. Но только на первый, считает Гришанцов: «Прежде всего, мероприятие очень дорогостоящее: декларируемые в начале 15 миллиардов превратились в 28. Далее. В «мёртвые зоны» начали попадать столы, где заседают председатель, зампредседателя и секретарь. Вторая серьёзная проблема: камеры отключаются в 20:00 и включаются вновь в 21:00 – образуется своеобразная ниша для проведения не совсем корректных операций с избирательной документацией. По моим наблюдениям, в это время осуществляется основная масса фальсификаций. Самое интересное должно ожидать нас на финише: протокол должен быть озвучен на видеокамеру председателем участковой избирательной комиссии с прочтением каждой строки протокола. Казалось бы, достойное мероприятие! Мы же до этой информации по двум причинам иной раз не сможем получить доступ. Первое: скорость обработки информации в системе, которая предложена в ЦИК, должна быть не менее 5–15 мегабит. Наши основные пользователи пользуются модемами, у которых скорость составляет килобиты. И не у каждого есть Интернет, да и доступ нужно оформить до 3 марта. Второе: считывание информации будет затруднено».

На этом проблемы не заканчиваются. Так, видеозапись, сделанная наблюдателями, может быть обжалована, ведь будет видеосъёмка, полученная централизованно. Следовательно, и видеоролики в Интернете могут быть расценены как фальсификации. Положительные моменты тоже есть – информация о пришедших на выборах и обязательное изображение итогового протокола на веб-камеру.

В конце разговора Александр Гришанцов подытоживает, что попытка внедрения веб-камер – своего рода ход, направленный на преуменьшение роли наблюдателей: «Это некая косвенная подмена живого наблюдения на технику, в работу которой всегда можно внести корректировку». Где же выход? Депутат считает, что частичной панацеей станут КОИБы. Посмотрим.