Живое дело – заседание!
Все двенадцать пунктов повестки дня депутаты Саратовской городской думы рассмотрели менее чем за полтора часа. Их коллеги из областного законодательного собрания за это время рассматривают четыре-пять десятков вопросов. О чём это говорит? О том, что городские депутаты малопроизводительны? Или о том, что областные народные избранники относятся к своим обязанностям формально? Есть подозрение, что имеет место именно второй вариант. Потому что заседание городской думы было не только интересным, но и живым, занимательным и даже весёлым.
Цветы, аплодисменты
С самого начала развлекать зал принялся депутат-коммунист Геннадий Турунтаев. И делал он это на протяжении всего заседания. Но дебют был самым впечатляющим. В повестку внесли дополнительный вопрос – о прощании с Василием Максимовым. Нет, ничего страшного. Наоборот, Василий Юрьевич стал-таки депутатом Государственной думы. Своё место в списке единороссов ему уступил Тимур Прокопенко, сменивший почётное кресло депутата на более ответственный пост в администрации президента. Но мы, собственно, о Максимове.
После того как председатель гордумы Олег Грищенко сообщил, что Максимов слагает с себя полномочия городского депутата, товарищ Турунтаев поинтересовался, не оказывалось ли на него, Максимова, давления, не было ли репрессий. Максимов растерялся, о чём честно и признался коллегам. На помощь растерявшемуся пришёл Грищенко, который спросил у Турунтаева: а отказался бы он, Геннадий Александрович, от места в Госдуме? «А что, разве Максимов идёт в Госдуму? – в очередной раз развеселил собравшихся коммунист. – Ведь в заявлении об этом ничего нет». «Нет, в Совет Федерации», – мгновенно отреагировал Грищенко.
Понятно, депутаты проголосовали за сложение полномочий пошедшего на повышение Максимова, а Олег Грищенко очень душевно (не по бумажке, а, наоборот, без формальных слов, но искренне) поблагодарил Василия Юрьевича за сотрудничество и посетовал на потерю столь профессионального коллеги. Цветы, аплодисменты, занавес.
Точнее, рассмотрение рабочих вопросов. Коих в наличие было 11. Без обсуждения проголосовали за пять.
Тонкости нормотворчества
Оказывается, не только законодательные, но и представительные органы власти мучаются, приводя свою нормативную базу в соответствие федеральному законодательству. На этот раз городские депутаты наводили порядок в положениях о новой системе оплаты централизованных бухгалтерий. Даже название документа занимает 14 строчек, а правки исключительно технические. Потому депутаты без лишних вопросов документ приняли. По той же причине без обсуждений голосовали за два вопроса, также связанных с изменением правовых актов.
Без вопросов проголосовали за пункт о награждении почётной грамотой. И как это ни странно, за отчёт о результатах приватизации муниципального имущества. Точнее, вопрос был всё у того же Турунтаева: почему прогнозный план приватизации корректируется? Заместитель председателя комитета по управлению имуществом Татьяна Карпеева терпеливо объяснила: потому что вначале предполагается, что все объекты, включённые в прогнозный план, будут проданы. Но не всегда это получается в ходе отчётного года. Потому необходимы корректировки. Что касается самого плана, то Карпеева сообщила, что планировали доходы от приватизации муниципального имущества в сумме 105,3 миллиона рублей. Потом план скорректировали до 85 миллионов. По факту по итогам года поступления в бюджет составили 91,2 миллиона рублей.
А посчитать?
Есть подозрение, что председатель комитета по финансам Алексей Никитин с цифрами дружит гораздо больше, чем со словами. Потому что из его доклада, посвящённого изменениям в городской бюджет, понять что-либо было сложно. Помогла пояснительная записка, подготовленная думской пресс-службой. Из неё следует, что в областной бюджет возвращаются 33 миллиона неиспользованных остатков трансфертов. Помимо этого увеличивается финансирование некоторых долгосрочных целевых программ.
«Почему мы возвращаем деньги в областной бюджет, мы что, не смогли их использовать?» – поинтересовался депутат Алексей Полещиков.
Никитин начал блистать непонятной терминологией. Перевел финансиста Олег Грищенко, который пояснил, что по итогам выполненных дорожно-строительных работ не стали платить 17 миллионов за откровенную туфту, а неизрасходованные деньги пришлось вернуть согласно действующему законодательству. Выяснилось также, что в результате проволочек областных ведомств остались неосвоенными деньги по программе «Доступная среда».
Ещё Полещикова интересовало, зачем выделяются 8,7 миллиона на озеленение, ведь кашпо, по уверению главы города, устанавливаются за счёт спонсорских средств. На этот раз Никитин ответил почти понятно. Начфин сказал, что на кашпо из этой суммы предполагается потратить 630 тысяч рублей. Но речь идёт не о новых конструкциях, а о закупке «цветочной продукции». Полещикова все объяснения удовлетворили.
А городской бюджет пополняется в том числе 424 миллионами рублей из фонда содействия развитию ЖКХ и областной казны. Средства эти будут направлены на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилья. Эту поправку, возникшую после заседания областной думы, внёс заместитель главы города Виктор Малетин.
С учётом всех изменений общий объём доходов городского бюджета составит 11,49 миллиарда рублей, расходы – 12,18 миллиарда, дефицит – 683 миллиона рублей.
Об этической составляющей
Первым пунктом повестки дня, после проводов Максимова превратившимся во второй, значилось утверждение положения о системе оплаты труда и стимулирования работников муниципального бюджетного учреждения «Городской молодёжный центр». Плановая численность центра – 24 человека. Средняя зарплата сотрудников – 14,5 тысяч рублей. Структура создана в ноябре минувшего года.
Коммунист Турунтаев выразил надежду, что доступ в центр будет для молодёжи из всех партий. После принятия решений депутатов главу города и вообще всех долго благодарил Василий Артин. Благодарил он от лица своей профильной молодёжной подкомиссии как один из авторов идеи о создании центра. Зная истовую партийность Артина, можно предполагать, что комсомольцы в молодёжном центре не приживутся.
Ещё один этический вопрос – создание комиссии по депутатской этике – получился предельно толерантным. Депутат Александр Янклович рассказал, что за соблюдением кодекса депутатской этики должна следить комиссия из трёх депутатов. На заседании комиссии по местному самоуправлению было принято решение делегировать в эту комиссию депутатов Елену Злобнову, Дмитрия Кудинова и, собственно, Александра Янкловича.
Депутат Турунтаев тут же вышел со встречным предложением – включить в комиссию коммуниста Льва Бейлина как самого этичного депутата. Никто не возражал, но случилась коллизия: кодексом этики зафиксирована численность комиссии – три человека. И вносить изменения в кодекс технически непросто. Потому сначала Янклович, а потом Злобнова предложили своё место Бейлину. В ходе обсуждений выяснилось, что у Злобновой и так серьёзные нагрузки, потому следить за депутатской этикой будут исключительно мужчины. На что и указал Олег Грищенко самому шумному депутату гордумы Александру Ванцову.
Дорожный фонд по новым правилам
Дорожный фонд – это новация нынешнего года. На федеральном уровне было решено, что деньги на строительство дорог надо аккумулировать отдельной строкой и на всех уровнях бюджетов. Потому и в Саратове создан дорожный фонд, который будет пополняться за счёт федеральных, областных и городских средств. О чём и сообщил председатель комитета дорожного хозяйства Валерий Данилин.
Депутат Виктор Марков тут же вспомнил, что дорфонды уже существовали не так давно и были ликвидированы из-за невероятной коррумпированности структуры. Данилов пояснил, что и способ формирования тех, коррумпированных дорфондов был иной, но самое главное – существовали так называемые дорожные налоговые освобождения, ДНО, которые, собственно, и были главной коррупционной составляющей. Теперь об этом не может быть и речи.
Вездесущий Турунтаев поинтересовался, кто сможет включать в план дорожных работ объекты, подлежащие ремонту. Все, уверил депутатов Данилин, от обычного гражданина до политической партии. А потом заявки рассмотрят специалисты. Ответ Турунтаева удовлетворил. Как и всех остальных депутатов.
Футбольное поле или?..
В качестве информации в пункте «разное» депутаты рассмотрели ситуацию с футбольным полем, расположенным на улице Шелковичной, 186, вокруг которого почему-то начали разгораться страсти. А именно, прокурор области Владимир Степанов хочет выяснить, почему на месте бывшего футбольного поля вдруг начали строить жилые дома. И нет ли здесь злого умысла городских чиновников.
Как объяснила ситуацию председатель правового комитета мэрии Оксана Тишова, футбольное поле когда-то принадлежало крупному предприятию. Потом, в ходе приватизации, оно отошло частной фирме. А собственник, по российскому законодательству, вправе распоряжаться своей собственностью так, как ему это угодно. И собственник решил оформить земельный участок под жилое строительство. А администрация не вправе ему отказать, если все документы оформлены по закону. Оставить участок футбольным полем может только прокуратура, если она возбудит дело о незаконной приватизации.