Кто тут крайний в волонтёры?
В Москве и городах страны в массовом порядке проходят форумы, слёты и съезды волонтёров. Волонтёрство объявлено стартовой площадкой будущей карьеры. Не знаю, как подобные мероприятия выглядят в других регионах, но саратовский городской молодёжный форум под милым названием «Доброфорум» оставил удручающее впечатление.
По секциям разойдись!
По форме придраться не к чему. «Доброфорум» шёл два дня на базе лицея № 62, в общей сложности в нём приняли участие около 300 школьников от 14 до 17 лет из школ всех шести районов города. Провели небольшое открытие в актовом зале лицея, где песни о России и Саратове перемежали речами чиновников. Примерно тридцати ребятам на сцене вручили личные книжки волонтёров с российским триколором на обложке.
После напутственных речей все школьники заранее распределёнными группами по 20–25 человек разошлись по секциям. Которых было восемь, разной тематики: «Социальное патронирование», «Интеллектуальное развитие», «Гражданско-правовое направление», «Спортивно-туристическое направление», «Досуговая деятельность», «Экологическое направление», «Пропаганда здорового образа жизни», «Военно-патриотическое направление». Предполагалось, что в течение часа ребята вместе с педагогами и старшими волонтёрами обсудят направление своей рабочей группы и придумают добрые дела. Ещё одна, девятая, рабочая группа называлась «Развитие волонтёрского (добровольческого) движения на территории города» и предназначалась для педагогов саратовских школ.
Ты – банан и я – банан!
Поскольку попасть на все секции разом физически было невозможно, мне пришлось действовать наскоком. Для начала я заглянула в класс, на двери которого была табличка «Социальный патронаж». Всех школьников посадили в кружок и стали сверять имена и фамилии присутствующих. Потом стали знакомиться, играя в игру «Меня зовут так-то, я люблю то-то». Когда же волонтёр – девушка в синей футболке – попросила всех построиться парами и заучивать стишок «Мой лохматый серый пёсик у окна сидит», я не выдержала. И сбежала, боясь, что пропущу что-то более интересное в других группах.
Педагоги городских школ как раз обсуждали оформление волонтёрских личных книжек – как получить, как вести, какие документы собрать. Представители комитета по образованию разрешили не требовать паспортные данные с тех родителей, чей ребёнок оформляет личную книжку. Мол, время такое, что закон позволяет охранять личные данные. Старший методист городского молодёжного центра Лариса Малоштанова подробно, буквально на пальцах, объясняла педагогам, как и на каком сайте надо зарегистрироваться, чтобы получить личную книжку и попасть в официальную базу волонтёров России. Комитет планирует собрать информацию по всем школам Саратова, выяснить, у кого какие трудности с регистрацией на сайте волонтёров, и разослать рекомендации или методичку по учебным заведениям.
Оставив педагогов с их компьютерным ликбезом, я зашла на «Пропаганду здорового образа жизни». И там координатор объясняла своему кружку школьников, как правильно зарегистрироваться на волонтёрском сайте и завести личную книжку. А чтобы никто ничего не перепутал, школьникам раздали памятки «Я волонтёр» с подробным алгоритмом.
Любопытно, что последний этап алгоритма гласит: «Теперь я – зарегистрированный волонтёр. Мой труд будет официально зафиксирован!» Школьникам объявили, что сейчас разрабатывается законопроект, который позволит приравнивать два года волонтёрства к одному году трудового стажа. «Тогда при поступлении на работу у вас уже будет стаж», – вразумляла будущих волонтёров девушка-координатор.
Когда она произнесла: «Сейчас я каждому на ушко шепну название фрукта, и если вы, например, бананы – выйдете в круг», – я поняла, что пора ретироваться.
На «Социальном патронировании» мне снова не повезло: там выполняли какое-то упражнение, во время которого все участники представляют себя молекулами и снуют по классу. Сновали шумно и хаотично, в итоге сбились в три группы по шесть человек и стали придумывать добрые дела. Координатор дала вводную, что от дорогостоящих мероприятий, типа купить бездомному квартиру или открыть приют для брошенных животных, сразу стоит отказаться. «Большого бюджета вам никто не заложит!» Ребята предлагали игры для детей-сирот, сбор вещей для интерната, организацию форума в социальных сетях.
Похожая картина изобретения добрых дел наблюдалась и в группах «Гражданское воспитание», «Военно-патриотическое направление», «ЗОЖ». Было заметно, что самим школьникам трудно сориентироваться, их вели педагоги-координаторы. Они придавали идеям удобоваримую форму концертов, игр, конкурсов и пресс-конференций.
В очередной раз открыв дверь в зал, где общались педагоги, я уже не удивилась фразе: «Вам нужно будет вести электронный учёт, сколько ребят в базе официально зарегистрированы, чтобы в июне мы могли эту работу отразить». Педагогам раздавали всё новые и новые листочки с шаблонами отчётности, вопросов они не задавали.
Красиво отчитаться
После часового штурма все школьники снова собрались в актовом зале. Каждая секция представила по пять добрых дел, пять заданий для волонтёров. Все карточки с заданиями складывали в один ящик, а потом каждая школа должна была тянуть жребий, кому что воплощать.
Среди придумок была масса тривиальных заданий типа «Концерт для пожилых людей во дворах», «Лекции на тему патриотизма для детей из детских домов», «Шахматный турнир в доме престарелых», «Ярмарка ненужных вещей» с передачей вырученных денег в детский дом, визит в дом малютки, раздача ленточек на тему ЗОЖ и т. п.
Довольно отдалённое отношение к волонтёрству имели утренняя зарядка в детском саду, конкурс кроссвордов, битва филологов, изготовление документального фильма о спортивных достижениях саратовцев, прогулка по лесу.
Многие задания были, что называется, притянуты за уши: «Спортивное ориентирование для детей из малообеспеченных семей», «Конкурс газет на тему права», приуроченный ко дню рождения Шарля Перро поход в детскую больницу и т. д.
Явно сами ребята придумали акцию «Чистый троллейбус»: волонтёр будет ездить в трамвае и собирать в мусорный пакет выброшенные билетики, а потом можно будет сравнить, в каком троллейбусе чище. Акция «Город бездомных животных» предполагает сбор пищевых отходов по школьным столовым на корм бродячим кошкам и собакам.
Встретилось даже такое невыполнимое задание, как сделать Саратов европейским городом. Интересно, какой школе оно досталось и как потом будет отражено в отчётах? Кстати, на многое открывает глаза фраза ведущей форума, которую она явно произнесла совершенно искренне, без задней мысли. Школе № 7 досталось очень лёгкое задание экологического направления – развесить по школе картины с красивыми изображениями природы. «Это очень легко! Думаю, что школа сама задание приукрасит, чтобы потом красиво отчитаться в общегородском плане».
Насаждение добра
Процессы получения заданий и жеребьёвки затянулись. Многим ребятам было откровенно скучно, они ковырялись в мобильниках, болтали. Ведущие периодически шикали на публику, призывая к порядку. Надо ли говорить, что никакой душевной или тёплой атмосферы это собрание не вызывало. Почему нельзя было показать фильм о волонтёрах, чтобы все настроились на волну добрых дел, показать эмоции тех, кто помогает, и тех, кому помогли? Почему не пригласить кого-то, кто действительно делает добро по зову души? Такие рассказы «от первого лица» очень вдохновляют.
Между тем настоящие волонтёры в Саратове имеются. Некоторые ребята упоминали о существующей в социальной сети группе помощи бездомным животным «Рыжий хвост». Добровольцы сами собирают деньги на лечение бездомных животных, предоставляют им временное убежище, ищут хозяев.
Вообще, сейчас в России движение волонтёров «снизу» среди молодёжи действительно очень популярно и не наигранно. Молодёжь объединяется через Интернет и помогает домам престарелых, детским домам, люди переписываются с одинокими стариками, организуют добровольные субботники. Показательно, как народ откликнулся на чужую беду знойным летом 2010 года, когда масса добровольцев тушила лестные пожары в регионах России и собирала помощь погорельцам.
В современном мире, где так трудно найти веру и смысл жизни, где дети едва ли не каждый день бросаются с крыши и вешаются (обратить внимание на участившиеся случаи самоубийств среди подростков на днях призвал уполномоченный при президенте РФ по правам ребёнка Павел Астахов), люди находят смысл в делании добра другим.
После саратовского же «Доброфорума» сложилось стойкое впечатление, что в волонтёрство будут загонять. И оно станет ненавистным. А записи добрых дел в личных книжках ради карьеры вообще сотрут грань между бескорыстным добром и корыстью. Интересно, как всё это будет сочетаться с уроками курса «Основы религиоведения и светской этики», которые в саратовских школах введут с первого сентября и которые должны насаждать нравственность в школах? Религиозные и нравственные постулаты гласят: «Делать добро и требовать награды – значит уничтожать действие и силу добра».
***
Личная книжка, вторая трудовая
В преддверии сочинской Олимпиады-2014 министерство спорта, туризма и молодёжной политики РФ разработало особый учёт волонтёров. С 2010 года благотворителям в возрасте от 16 до 30 лет начали выдавать личные книжки, аналог трудовой. Туда заносятся сведения о трудовом стаже волонтёра: чем и сколько часов занимался, какие поощрениях получил и т. д.
***
«Почему вы решили обзавестись личной книжкой волонтёров?» – спросила «Газета недели » у первых обладателей.
Ольга Андреева, ученица 10-го класса школы № 51, Кировский район:
– Будут записывать сюда все добрые дела, которые я сделала. Я уже ходила, помогала ветеранам. Принесла одной женщине коробку конфет, поздравила с Днём Победы. Она меня угощала чаем и рассказывала, как жила в годы войны. Ещё мы раздавали гвоздики ветеранам в парке Победы на Соколовой горе. Зачем мне нужна книжка волонтёра? Мне нравится помогать людям, и это будет фиксироваться. Думаю, это поможет мне в будущем устроиться на работу.
Юлия, ученица 10-го класса школы № 51, Кировский район:
– В этом году завуч нашей школы предложила нам стать волонтёрами. Мы зарегистрировались на сайте, прошли регистрацию и получили личные книжки. В то же время мы делали добрые дела – собирали и отвозили в приют вещи. Правда, с детьми мы тогда не встречались – передали вещи охраннику. Но у меня всё равно это осталось в памяти. Кажется, нас за это потом наградили поездкой в цирк. А ещё на нашем школьном катке мы проводили «Весёлые старты» для малышей, мы их учили кататься. А перед Новым годом мы дарили в приют детскую игрушку. Зачем фиксировать добрые дела? Ну, может быть, для старта в будущем: это откроет определённые границы...
***
От волонтёрства не спрячешься
Не всем саратовским школьникам светит Олимпиада, существуют возрастные ограничения. Но улизнуть от организованного волонтёрства не удастся. Похоже, оно станет ещё одним пугалом для школ, головной болью для учителей, которым придётся в обязательном порядке нести модное поветрие в школьные массы и заполнять новую отчётность. А школьникам придётся изобретать добрые дела и предъявлять их в качестве заслуг для успешного карьерного роста.