От перемены имени сумма не меняется
После президентских выборов 4 марта 2012 года партию «Единая Россия» ждут серьёзные перемены. В СМИ, в Интернете появились многочисленные слухи, источниками которых выступают якобы сами единороссы. Они предсказывают ликвидацию партии. В крайнем случае ребрендинг – смену названия, логотипа и лидеров. Да и сам Владимир Путин, говоря о результатах партии на думских выборах, прямо заговорил о том, что проблемы «Единой России» связаны не только с организацией предвыборной кампании: «Я думаю, проблемы более глубинные. Это реакция людей на неспособность партии отреагировать на несправедливость на местах. В «Единой России» должны будут сделать определённые выводы».
Можно ли спасти репутацию «Единой России», избавить от обидного названия «Партия жуликов и воров», превратить в цивилизованную парламентскую партию? Поможет ли ребрендинг и какой? Об этом мы спросили у саратовских политологов, общественников и самих единороссов.
Леонид Писной, депутат областной думы, член партии «Единая Россия»:
В ПАРТИИ НЕ БЕЗ УРОДА
Это название («Партия жуликов и воров». – Прим. ред.) не имеет отношение в партии. Оно имеет отношение к отдельным представителям партии. Как известно, в семье не без урода.
Чем более лидирующее положение занимает какая-то общественно-политическая структура, тем больше вероятность появления в ней нечистоплотных граждан. Так было в КПСС в конце 70-х и 80-е годы. Партийный билет давал возможность карьерного роста, что открывало доступ к трудовым, финансовым потокам и т. п. Я всем советовал бы посмотреть фильм «Красная площадь» про события января 1982 года, чтобы понять, что ситуация в то время была гораздо хуже. (Вряд ли детективный сериал служит историческим документом. – Прим. ред.) Если сейчас, имея определённые властные полномочия, можно легализовать доходы (например, через аффилированые фирмы), то тогда и это было невозможно. И само существование двух экономик – официальной и теневой, под крышей КПСС – свидетельствовало о том, кто был жуликом и вором.
Поэтому нам не надо проводить какой-то ребрендинг, не надо обновлять терминологию и прочее. От перемены мест слагаемых сумма не меняется. Я бы вопрос вообще поставил по-другому, исходя из нашего опыта 80-х годов, сегодняшних дней, опыта других стран. Любая монополизация власти ведёт к тому, что к этой власти примыкают жулики и воры. В то же время демократизация власти не всегда способствует развитию обществ. Достаточно вспомнить нашу страну в 90-е годы. Где бы найти грань между демократизацией и вертикализацией?
Дмитрий Олейник, политолог:
МАССЫ ПРОСТО НЕ ЗНАЮТ О ПЛОХОЙ РЕПУТАЦИИ «ЕР»
Некий ребрендинг ЕР уже начала. Например, появился Общероссийский народный фронт, который символизирует собой уход от партии чиновников в сторону партии простых людей, рабочих. По-моему, ОНФ получился несколько искусственным, натянутым. Люди же видят, что их просто покупают! Вообще, акцент на уличных акциях ЕР делать не надо, у единороссов это плохо получается – искусственно, притянуто за уши. Не их формат.
Стоит ли поменять лидеров? А я не знаю, кто у ЕР лидер. Хоть и сам много лет состою в этой партии. Грызлов? Неверов? Путин? Из Дмитрия Медведева можно было бы сделать сильного лидера. В обществе сложилось определённое отношение к нему среди думающей творческой интеллигенции. Если после выборов 4 марта Медведеву доверят возглавить партию формально и неформально, отдадут реальные рычаги, то он сможет поднять правовую культуру членов ЕР, всех процедурных вопросов.
Говорите, плохую репутацию не исправишь? А вот здесь я согласен с известным журналистом Юлией Латыниной. Как и она, считаю, что в нюансах политической системы разбирается очень небольшая группа россиян, которые следят за новостями, читают аналитику, газеты, сайты. Основная же масса населения этого не знает и не интересуется. Уверяю, для большинства россиян не одна ЕР, а все наши политические партии – партии жуликов и воров. А «Единую Россию» народ воспринимает скорее как партию начальников, а потому относится к ней уважительно, с пиететом.
Александр Пантелеев, независимый политолог:
ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН ЕЩЁ НЕ НАСТАЛО
Ничего хорошего из этого ребрендинга не выйдет. Партия – это не название, это люди, знаковые фигуры. Ведь партии наши так и называют – партия Жириновского, партия Зюганова, будет партия Прохорова. Как таковых групп единомышленников нет, есть единодельники. И вообще, сейчас обстановка в стране не располагает к политической активности по демократическому типу. У нас всё крутится вокруг того, как перераспределить деньги, полученные от торговли сырьём, нефтью. Главная задача группы-партии – откусить кусок побольше.
А ещё в России по-прежнему сильна коммунистическая идеология, ведь принцип распределения здесь – основной, поддерживающий. Сто раз прав был Виктор Черномырдин, говоря: «Какую партию мы ни строим, всё КПСС получается!» Остаётся ждать изменений, когда люди начнут работать, а не ждать распределения благ. Для меня очень показательно то, что со всей Саратовской области не могут нужное количество найти желающих работать на заводе «Трансмаш». Такую информацию недавно огласил зампред правительства Александр Стрелюхин.
В общем, чтобы партия ЕР изменилась в более цивилизованную сторону, нужно менять всю политсистему. Вернуть выборность губернаторов и даже мэров, выбирать в депутаты конкретных людей, а не представителей партий.
Думаю, смена названия ничего не даст. ЕР – партия власти бюрократии, а бюрократия будет делать всё что угодно, чтобы власть не отдать: разгонит существующую партию, назовет её по-другому и т. п. Суть бюрократическая останется неизменной. Придумал Навальный для «Единой России» нелицеприятный слоган. А будет «Новая Единая Россия», он придумает «Новую партию жуликов и воров».
Лидия Свиридова, председатель регионального отделения Союза солдатских матерей:
ЕДИНОРОССЫ, НАБЕРИТЕСЬ МУЖЕСТВА!
К сожалению, название партии стало ругательным словом. Жаль, что в нём используется название государства. И неприятие обществом членов партии возникло не на пустом месте.
Это из Москвы плохо видно, что происходит в Саратовской области или любом другом населённом пункте: в провинциях ужас что творится. При назначении на любую муниципальную должность (не говоря уже о государственной) не имеют никакого значения такие качества, как профессионализм, добропорядочность, честность. На первом месте стоит партийность: если ты член ЕР, то получишь работу, если ты беспартийный – ни госслужбы, ни муниципальной должности тебе не видать. А уж если ты член иной партии – быть тебе и вовсе безработным.
В региональных центрах все друг друга знают, поэтому всякое злоупотребление, допущенное должностным лицом, немедленно ассоциируется с партией ЕР. Обратите внимание на репортажи в новостных программах: как только берут взяточника с поличным, так за его спиной обязательно висят портреты Медведева и Путина. Таким образом взяточники нам демонстрируют, кто за ними стоит.
Никакой ребрендинг Россию от этой напасти не спасёт. Партия приобрела такой негативный имидж, что вызывает жёсткую неприязнь в обществе. Менять название? А зачем? Чтобы люди, погубившие бренд своей алчностью, перекинулись в новую партию? Это ничего не изменит. Надо набраться мужества лидерам партии и сделать заявление, что ресурсы проекта под названием «Партия «Единая Россия» исчерпаны, и она приняла решение о прекращении существования.
Членов партии, своим поведением погубивших её (пусть даже молчаливым «одобрямс»), пусть поблагодарят и позаботятся, чтобы в другую партию, которая, конечно же, появится, эти люди уже не попали. Это единственный способ вернуть уважение хотя бы части россиян к «лицам партии» – Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину. Тем, кто олицетворяет ЕР в регионах, для спасения своей репутации уже никакие меры, к сожалению, не помогут. Поверьте, в России достаточно честных и порядочных людей, которые могут составить ядро по-настоящему сильной партии. Но они не захотят ассоциировать себя ни с жуликами, ни с ворами, это точно.
Юлия Абрамова, координатор Саратовского регионального отделения партии ЛДПР:
РУКОВОДИТЕЛИ «ЕР» ВЕДУТ ОПАСНУЮ ИГРУ
Знаете, ещё Александр Сергеевич Пушкин говорил, что честь надо беречь смолоду. Некогда модный партийный бренд «Единая Россия» сейчас превратился в позорное клеймо, которым отмечают взяточников, аферистов и казнокрадов. Даже премьер-министр всё активнее пытается откреститься от партии, которая выдвинула его своим кандидатом на пост президента России. Люди, откровенно говоря, не доверяют «ЕдРу» – посмотрите, сколько протестных групп появилось за последние несколько месяцев в социальных сетях, сколько митингов против политики «Единой России» состоялось!
ЕР – партия без идеологии, в которой отсутствие внятной программы и лидера, дефицит идей и нежелание услышать простых людей компенсируется «звёздным» составом. Просто посмотрите на депутатский корпус единороссов – какие проблемы в ЖКХ сможет решить боксёр Валуев? Что понимает в экологии актриса Кожевникова?
Если говорить о спасении ЕР как партии, я не вижу в этом особого смысла, слишком похожа она на второе пришествие КПСС. Нельзя допустить, чтобы в стране всем рулила новая КПСС, чтобы под страхом увольнения бюджетников вынуждали нарушать закон, обеспечивая победный процент на выборах и численность на митингах. Это не кризис в партии, это кризис в головах её руководителей, которые ведут опасную игру, на грани гражданской войны, с миллионами людей – жителями России.