Встречать с улыбкой и без презрения

Оценить
К нам едут «не какие-то конкуренты, а наши же соотечественники»

Программа возвращения соотечественников из-за рубежа в Россию должна решить три проблемы. Снять остроту демографической ситуации. Поднять общий уровень квалификации рабочих кадров. Дать толчок развитию региональных экономик. На минувшей неделе министр занятости, труда и миграции Саратовской области Александр Шваков и глава регионального управления Федеральной миграционной службы России Виктор Мальков внушали представителям администраций муниципальных районов области правила поведения при общении с «возвращенцами».

Улыбайтесь, господа, улыбайтесь

Главное – участников государственной программы переселения нельзя воспринимать как конкурентов по рынку труда, а уж тем более как гастарбайтеров. Никакого негатива по отношению к ним. Только положительный настрой.

«Поймите, это наши же люди, по каким-то причинам в настоящее время живущие в других странах. Это, например, те, кто уезжали на большие советские стройки или поднимать целину, а потом там осели. Теперь они хотят вернуться, и мы должны им не просто помочь, а достойно их встретить», – инструктировали глав районных администраций и их замов областные чиновники.

Эту мысль районным властям предписано донести до каждого жителя. «Они нам не враги. Они – друзья», – снова и снова заклинали чиновники с трибуны.

Руководитель областного УФМС Виктор Мальков взывал к человечности: «Нужно понимать, что люди, которые сейчас решили воспользоваться возможностью вернуться на родину в Россию, фактически бросают уже обжитое место – свои дома, свой быт, друзей. Было бы неправильно встретить их с равнодушием и налётом ханжества».

Министр Александр Шваков просил развернуть в районах широкое информационное обслуживание программы: «Нужно предупредить местных жителей. Они должны понимать, что к нам едут не какие-то конкуренты, а наши же соотечественники. И для них необходимо обеспечить дружелюбную атмосферу: побеседовать с ними, выяснить их нужды, спросить, чем помочь на первых порах».

План по возвращенцам

Программа существует уже почти шесть лет. Но участвует в ней только треть субъектов Федерации. И её результаты весьма скромны. Вместо трёхсот тысяч плановых возвращенцев за шесть лет в Россию переехали только 50 с небольшим тысяч. Саратовская область тоже не сразу подключилась к процессу репатриации. Региональную часть программы утвердили только в 2010 году, а заработала она с января 2011-го.

Смысл программы в том, чтобы облегчить русским, живущим в странах ближнего и дальнего зарубежья и желающим переехать, путь на историческую родину. Им даются льготы, которых обычные эмигранты не имеют. Разрешено беспошлинно ввозить сюда своё имущество. Затраты на проезд и провоз багажа (один пятитонный контейнер для трёх членов семьи и один легковой автомобиль) компенсируются из российского бюджета. На первые 5–8 месяцев должно предоставляться временное жильё и работа по имеющейся специальности.

Но пятилетняя практика работы по программе показала, что её нужно совершенствовать.

Зона вселения – вся Саратовская область

Саратовский региональный вариант программы дорабатывался буквально на днях. Коррекция коснулась в основном зон вселения. На начальном этапе были определены Саратов, Маркс и Озинки. Здесь должны были реализовываться самые крупные инвестиционные проекты, которые обеспечили бы создание новых рабочих мест. Но ожидания не оправдались: грянул кризис, и проекты свернулись. В Марксе не был построен завод «Новые трубные технологии», в Озинках отказались от строительства логистического центра («Озинки-Таскала»). Саратов и без того страдал от социальной напряжённости: люди теряли работу на местных предприятиях, уровень безработицы рос.

Сегодня концентрация инвестиционных проектов и, соответственно, новых рабочих мест сместилась к другим территориям. И к существующим зонам вселения решили добавить Балаковский район с его масштабными инвестиционными проектами (от мусоросортировочного завода до металлургического комплекса). Кроме того, разработана подпрограмма «Село Саратовской области», и зонами вселения стала вся сельская местность региона. «Действием программы переселения охвачена теперь вся Саратовская область, за исключением города Пугачёва, а также Ровенского и Энгельсского районов», – отметил Шваков.

Лукавые цифры

За время работы программы в Саратовскую область переселились 843 человека. В министерстве занятости, труда и миграции уверены, что расширение зоны вселения позволит увеличить количество участников программы с 1173 до 1787 человек. А вместе с членами семей переселенцев в Саратовскую область может оказаться 6256 вместо 4107, планировавшихся изначально.

На самом деле в статистике есть одна хитрость. Реально въехавших из-за рубежа граждан за всё время действия областной программы насчитали 600 человек. Ещё 240 человек – те, кто пребывал в стране на основании разрешения на временное проживание или вида на жительство. Президент Дмитрий Медведев своим указом от января 2011 года разрешил и им воспользоваться льготами госпрограммы, чтобы ускорить процесс получения российского гражданства.

Цель – это люди

«На сегодняшний день к нам поступило уже более двух тысяч анкет от соотечественников, проживающих за рубежом. Мы уже рассмотрели почти 1300 анкет», – отчитывался министр занятости Шваков. 287 заявителей уже получили отказы.

Саратовская региональная программа содействия добровольному возвращению соотечественников в Россию отличается суровым подходом к отбору кандидатур. У нас жалуют исключительно квалифицированных специалистов с образованием (желательно высшим) и опытом работы, «которые могут принести реальную пользу нашей экономике». «Мы отклонили анкеты тех, то не подтверждал свою квалификацию соответствующими документами. Или тех, кто нас пытался обмануть: указывал, например, одну квалификацию, а на самом деле владел совсем другой профессией», – пояснял министр Шваков.

Глава УФМС Виктор Мальков с этой позицией министерства не согласен. Он уверен, что главная цель программы – вернуть людей на родину. И считает, что нужно быть внимательней к возвращающимся: «Если нет нарушения закона с подлогом документов, то, может быть, не стоит обращать внимание на мелочи? Какая разница, токарь он на самом деле или сварщик, у нас ведь другая цель. Мы должны им помочь вернуться. И работать нужно на этот результат».

Впрочем, глава региональной миграционной службы отмечает, что на начальном этапе реализации госпрограммы позиция областного минтруда была ещё жёстче. Тогда количество отказов доходило до 22 процентов от общего числа заявок на переселение в регион. «Эти 22 процента, то есть около 300 участников (без учёта членов их семей), к нам уже никогда не приедут», – сказал Виктор Мальков.

Губерния предлагает, муниципалитет делает

На территории Саратовской области в программе для переселенцев предусмотрена и возможность самостоятельного трудоустройства. На практике это пока трудновыполнимо. Далеко не все работодатели готовы взять на работу человека без российского паспорта.

«Процесс оформления документов на гражданство начинается сразу по приезде человека в регион вселения. Но он совсем не быстрый. До момента получения паспорта проходит несколько месяцев, в течение которых основным документом, подтверждающим правовой статус эмигранта, является удостоверение переселенца», – поясняет Виктор Мальков. Этот документ, согласно региональной программе переселения, даёт приезжим те же права, что и у граждан России, – от ведения трудовой деятельности до пользования государственным социальным пакетом.

Но на деле всё не так. И потому министр занятости Александр Шваков вынужден был внушать представителям районных администраций, что «не надо ждать, когда переселенцы получат официально российское гражданство». «Объясните это руководителям ваших предприятий, – говорил он. – Оформление паспорта – длительный процесс, и люди не должны всё это время сидеть без работы. Это не в наших интересах и не в интересах государства».

В УФМС по Саратовской области считают, что местные власти должны обеспечивать переселенцу рабочее место по той специальности, которую он указал в анкете-заявке.

«Мы понимаем, что заквотировать все нужные вакансии вряд ли возможно. Но нужно, чтобы доступ к информации об этих вакансиях переселенец имел, и нужно, чтобы работу он нашёл, – убеждал Виктор Мальков. – Как это сделать, не знаю. Механизм вам придётся вырабатывать самим».

Вечная жилищная проблема

Предоставление жилья, хотя бы временного, – ещё один вопрос, который, по словам главы областного УФМС, остаётся в регионе открытым. Только в 11 районах области есть временное жильё для переселенцев. 23 района заявили о готовности выделить земельные участки под строительство жилья и ведение подсобного хозяйства. Нашлось несколько организаций, готовых принять на работу 30 приезжих, обеспечив их жильём. Виктор Мальков считает, что решение жилищного вопроса переселенцев муниципалитеты должны взять на себя.

На сегодняшний день из 843 переселенцев собственным жильём обзавелись 17 %, арендуют жилые квадратные метры 81 %, 2 % повезло с общежитиями.

«В других регионах, которые работают на опережение, жилищную проблему решают весьма успешно. В Пензенской области муниципалитеты выкупают объекты недвижимости, которые затем переоборудуют под центры временного размещения соотечественников. В Тюмени переселенцам дают ипотечные кредиты на строительство или приобретение жилья и компенсируют часть процентной ставки в течение первых трёх лет. Нам тоже никто не запрещает вырабатывать дополнительные льготы для переселенцев, даже в отдельно взятых районах. Над этим нужно работать», – говорили на совещании.

Районы могут, а некоторые даже хотят

С тем, что новые трудоспособные люди Саратовскому региону нужны, никто уже не спорит. Например, представители администрации Балаковского района говорят, что на 2012 год потребность в кадрах составляет 9 тысяч человек. Из них 3,5 тысячи нужны развивающемуся металлургическому кластеру. Здесь нужны 176 врачей, 62 специалиста из среднего медперсонала, 14 воспитателей в детские сады.

В районе разработали специальную муниципальную программу, чтобы подстегнуть развитие кадрового потенциала. «Она предоставляет ряд льгот для молодых специалистов, пришедших работать в бюджетную сферу. Но ими могут воспользоваться и участники программы переселения соотечественников, – говорят в районной администрации. – Наша программа даёт надбавку к окладу, возможность устроить ребёнка в детский сад и даже возможность получить служебное жильё».

К решению жилищной проблемы для участников программы переселения балаковские власти привлекают предпринимателей. Некоторые из них уже согласились взять на работу переселенцев и предоставить им жильё. В сельской местности главы крестьянских фермерских хозяйств тоже выразили готовность трудоустраивать и расселять новых специалистов.

С таким же энтузиазмом о программе переселения говорят в Новоузенском районе. Здесь, правда, и потребности и возможности гораздо скромнее. По данным местной администрации, район нуждается в самых разных кадрах – от высококвалифицированных до разнорабочих. Например, срочно требуются 25 специалистов сельскохозяйственной отрасли. Для соотечественников из-за рубежа зарезервировано пять рабочих мест и жильё.

В новоузенские сельские школы нужны учителя иностранного языка, химии и биологии. В центральную районную больницу требуются медики. Здесь открыто более 20 вакансий врачей. Семерым врачам переселенцам обеспечат приемлемое жильё.

***Кто к нам едет и откуда

Большинство желающих переехать в Саратовскую область – из Казахстана (46 %) и Узбекистана (24 %). Есть заявки из Армении, из Киргизии, Украины. В основном это инженеры, медики, экономисты, бухгалтеры, менеджеры в возрасте от 25 до 35 лет.***