Депутатское «спортлото»: 45 из 36
А вы знаете, что у нас на носу выборы? Нет, про президентские забудьте. Считайте, что они состоялись. Прошли честно, без фальсификаций и подтасовок, народ в едином порыве и в первом, возможно, туре выбрал президента. Который, как известно, далеко. И добраться до него нелегко – всем. Но речь, собственно, не об этом.
Речь о выборах депутатов Саратовской областной думы. Которые (депутаты, не выборы) близки к народу как никто и не щадя живота своего вступаются за сирых и убогих, помогают страждущим, защищают права, отстаивают интересы и так далее, и тому подобное.
Так вот, если кто не помнит, то выборы в региональное законодательное собрание состоятся 14 октября. И будем мы выбирать 45 народных избранников.
Как, удивится внимательный читатель, там ведь их 36! Да, пока 36. И даже ещё меньше – 34. После ухода на нижний представительный уровень Евгения Шлычкова (в энгельсский совет) и на высший – одномандатника Михаила Исаева (в Госдуму) их кресла в областной думе остались свободными. Потому что довыборы по одномандатным округам менее чем за год до очередных выборов не назначают.
Об итогах работы действующих депутатов мы поговорим позже, когда закончится весенняя сессия. Но уже сегодня можно сказать, что такого единодушия, сплочённости и организованности в истории нового саратовского парламентаризма доселе не было. Не факт, что всё это единодушие и сплочённость шли на пользу избирателям, но то, что депутаты в едином порыве критиковали исполнительную власть, – это однозначно. Положим, критика не всегда была конструктивной и креативной, но в нашем случае она была.
Однако вернёмся к численности нового депутатского корпуса.
Президент удивился…
Положа руку на сердце, увеличением числа народных избранников мы обязаны, наряду с отменой зимнего времени и ещё несколькими душевными новациями, уходящему президенту Медведеву. Он неожиданно обнаружил, что в Республике Тыва, население которой ненамного превышало 300 тыс. человек, в законодательном собрании заседает 162 депутата. Такой огромный депутатский корпус глава страны посчитал недопустимой нагрузкой на скромный бюджет региона. В то же время в Москве, население которой давно перевалило за 10 млн, интересы народа представляли 35 депутатов Московской городской думы. Несмотря на такое небольшое число депутатов, жизнь в столице гораздо лучше, чем в Тыве.
Налицо оказался перекос, требующий ликвидации путём законодательного регулирования. И вскоре появился федеральный закон № 42 от 5 апреля 2010 года. В закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» внесли изменения, определяющие численность региональных представительных органов в зависимости от численности избирателей. При числе избирателей от одного до двух миллионов депутатов должно быть 35–90, если же избирателей больше двух миллионов, то число депутатов – 45–110.
…а мы и обрадовались
Что же произошло у нас? Мы обрадовались. Ещё на этапе работы над вышеназванным федеральным законом в декабре 2009 года спикер облдумы Валерий Радаев комментировал, что в нашей области число депутатов надо ненамного, человек на девять, увеличить (Ria.ru/politics/20091228/202215553.html). Тогда же появилась информация, что избирателей стало больше двух миллионов человек. А затем наш парламент быстренько вносит изменения в закон о выборах в облдуму – теперь депутатов будет 45!
Как менялась численность населения области и численность избирателей в последние пять лет, видно из приведённой таблицы. Сведения о численности населения взяты с сайтов правительства области и статистического управления. Сведения об избирателях почерпнуты с сайта областной избирательной комиссии.
Цифры в скобках – это сведения о числе избирателей, внесённых в списки на выборах президента России в 2008 году (было зарегистрировано 1 млн 967,2 тыс. избирателей) и на выборах в Госдуму 6-го созыва (1985,5 тыс.).
Что удивительно в этих данных? Численность населения уменьшается, а число избирателей растёт. Причём рост этот произошёл как-то очень вовремя – как раз ко времени появления 42-го федерального закона. Просто гордость распирает: у нас в области такие чудесные счетоводы, что волшебник Чуров отдыхает.
При этом противоречия в числах есть и на сайте облизбиркома: в 2008-м и 2011 годах для участия в выборах оказалось зарегистрировано меньше избирателей, чем их было на начало этих лет. И оба раза меньше 2 млн. Но, впрочем, 42-й закон позволяет, чтобы и при таком числе избирателей депутатский корпус увеличился до 90 человек. Всё в правовом поле.
Депутат без кабинета – сирота да и только
Конечно, желание депутатов увеличить свои ряды понятно. Ширится число соратников, вырастают дети, у кого-то даже и внуки, они в свою очередь создают семьи – и всем нужна приличная работа. А ведь с ростом депутатского корпуса растёт штат помощников, аппарат думы.
Так что теперь посмотрим на процесс этого роста с точки зрения бюджета.
«…за увеличением количества депутатов пошло увеличение и их помощников, получающих зарплату, увеличилось количество комитетов, а соответственно, и число сотрудников аппарата думы, возросло количество автотранспорта, помимо приёмных депутатов на их округах были организованы приёмные фракций и т. д. и т. п. Ну а самое главное, работы-то не прибавилось! Федеральное законодательство за последние годы значительно сократило полномочия законодательных собраний по принятию областных законов и нормативных актов. То есть, думской, законотворческой работы стало, наоборот, меньше. В законодательных собраниях, не только у нас, но и в целом по стране, стали меньше заниматься нормотворчеством, а больше проводить разного рода мероприятия, направленные на пиар депутатов или самого собрания. Депутатов больше, работы меньше – нонсенс! Кому это выгодно? Наверное, в первую очередь самим депутатам, а во вторую, возможно, руководству думы. Больше депутатов, больше аппарат, больше бюджет».
Так оценил увеличение числа депутатов с 29 до 58 в Астраханской области депутат Госдумы 5-го созыва от этой области Пётр Гужвин (Petr-guzhvin.livejournal.com/5993.html). Лучше не скажешь.
А теперь урок арифметики. Депутат на освобождённой основе получает около 1,5 млн рублей в год. Допустим, число таковых вырастет на пять – это 7,5 млн рублей. Добавляем 24 процента – обязательные отчисления в страховые фонды. Получается 9,3 миллиона.
Всем депутатам без исключения положена машина с водителем: добавим ещё 10 млн рублей. 15 тысяч в месяц – на переписку, разумеется, в интересах избирателей. На девятерых новых депутатов это ещё 1,6 миллиона. Ещё 7,5 млн в год – на оплату труда помощников. Опять умножаем на 24 процента – снова 9,3 миллиона. А ещё есть фонд, из которого депутат помогает гражданам, расходы на содержание приёмных. Кругом-бегом никак не меньше 80 млн рублей.
На эти деньги можно завершить строительство ФОКа в Заводском районе. А потом ещё каждый год строить по новому ФОКу. Или обеспечивать жилыми помещениями дополнительно более100 сирот, чем так сильно сегодня озабочена прокуратура.
А ещё нельзя забывать, что зал заседаний, оборудованный системой голосования и прочими нужными вещами, рассчитан на 36 депутато-мест. Значит, предстоит его реконструкция. Помимо этого освобождённые депутаты начнут претендовать на отдельные кабинеты. А это уже реконструкция всего думского здания. И стоимость проектно-конструкторских и прочих строительных работ – это тоже очень круглые суммы.
Очень интересно, заложены ли эти средства в скудном бюджете 2012 года? Или депутаты собираются найти спонсоров из числа претендентов на депутатские кресла? Но как это будет биться с Бюджетным кодексом и не обнаружит тут прокуратура и тем более счётная палата области нарушений? Впрочем, про СП вопрос риторический.
Скажи ещё спасибо, что не 100!
А вдруг восторжествует здравый смысл? Отчёты Саратовской областной думы полностью подтверждают слова Петра Гужвина. В 2007 году наши депутаты приняли 85 базовых законов, в 2008 году – 61, в 2009-м – 40, в 2010-м – 40. Справедливости ради надо сказать, что 2011 год стал исключением: было приятно 54 базовых закона.
Для тех, кто не в курсе: базовый закон – это вновь разработанные документы. Многочисленные изменения в виде технических правок типа замены слов «единожды» на «однажды» мы во внимание принимать не будем.
Теперь по составу комитетов. Нет, цифры говорят о явной нехватке депутатов, которые стремятся работать в комитетах по вопросам местного самоуправления или по физической культуре, спорту и туризму. Там трудятся всего четыре человека. Зато бюджетный и социальный комитет переполнены – 16 и 13 депутатов соответственно. Так что дело не в нехватке депутатов, а в том, насколько интересна работа комитета. Кстати, оба малочисленных комитета создали по два закона. Очень негусто.
Короче, вот вам и идея. Как сэкономить бюджетные средства: надо вернуться к 36 депутатам. Тем более что 42-й закон это позволяет, так как в списки избирателей в 2011 году было-таки внесено меньше двух миллионов человек! Если кто-то из парламентариев выдаст это предложение за свою инициативу, мы возражать не будем. Конечно, это неприличная фантазия, что-то из серии «пчёлы против мёда».
Остаётся порадоваться, что депутаты не увеличили свои ряды до 90 или даже до 110 человек. А могли бы, в рамках того же 42-го федерального закона от 5.04.2010!