Лестница к грантам
Молодёжный комитет регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» просит государственной поддержки молодых предпринимателей. Для начала в российское законодательство нужно ввести само понятие молодёжного предпринимательства.
Всё сложно и потому сыро
Как объяснили мне молодые бизнесмены, входящие в состав молодёжного комитета «Опоры России», именно на молодых бизнесменов ложится основное бремя ответственности за будущее экономического развития страны.
«В законах не закреплено понятие «молодой предприниматель». Соответственно, нет и государственных программ, направленных на поддержку и развитие этого движения. Мы хотим это исправить», – говорит Юрий Романов (предприниматель с 10-летним стажем), заместитель председателя региональной «Опоры России» по информационной политике, куратор молодёжного комитета.
Каким образом должно исправляться несправедливое положение вещей, мне не ответили. Будущая законодательная инициатива пока на стадии проработки.
«Много нюансов надо уточнять. Например, стоит ли понятие «молодой предприниматель» привязывать к возрасту. Категория граждан, которая относится к молодёжи, в российском законодательстве определена возрастом от 18 до 35 лет. С точки зрения предпринимательства таких жёстких возрастных рамок, наверное, быть не должно. Человек, впервые открыв собственное дело в возрасте 45 лет, по сути своей является «молодым бизнесменом». И тоже нуждается в поддержке и подсказках. Поэтому мы склонны давать определение понятию «молодёжный бизнес» исходя из времени ведения дела. Хотя с другой стороны, если сравнивать начинающего 45-летнего предпринимателя с начинающим 18-летним, то первый оказывается в более выигрышной позиции, потому что обладает неким жизненным опытом. 18-летний же нуждается в большей поддержке. В общем, всё сложно и потому всё очень сыро».
Прагматизм против эмоций
Старшие и более опытные коллеги по «Опоре России» от молодёжной инициативы пока отмахиваются. По их мнению, мер поддержки начинающего и действующего малого и среднего предпринимательства, которые уже придуманы и работают, хватает и так.
«Государство даёт гранты на разные суммы – как для открытия, так и для развития бизнеса. Этого вполне достаточно, – говорят скептически настроенные представители бизнес-сообщества. – Другое дело, что получить грант, по существующим ныне условиям, можно только в течение первого года существования предприятия. Кто-то, естественно, не успевает, а кто-то, разобравшись в тонкостях вопроса, научился на них даже зарабатывать. Это известные факты: открывают предприятие, пишут грамотный бизнес-план, получают грант, а бизнес «не пошёл» – закрывают предприятие, регистрируют новое и снова в очередь за грантом. Это мошенничество, порождённое несовершенством нормативной базы. Здесь действительно нужно что-то менять. Но это слабо вяжется с идеей развития молодёжного предпринимательства».
Источники вдохновения
Однако члены саратовского молодёжного комитета упорствуют. Говорят, что у них есть единомышленники в других регионах. В Интернете тему обсуждают активно, сообща вырабатывают рекомендации Государственной думе РФ и органам исполнительной власти.
Молодые просят 10-процентную квоту на выполнение государственных заказов, 50-процентную льготу на рекламу товаров и услуг на всех носителях. Саратовский молодёжный комитет пеняет нашим органам власти на недружелюбное отношение. Ставит в пример Алтайский край и Калужскую область, где поддержка молодых бизнесменов проводится в рамках специальных программ.
Кстати, идея «привести к общему знаменателю и закрепить законодательно понятие «молодёжного предпринимательства» некоторое время назад посещала членов ассоциации молодых предпринимателей России (АМПР). Здесь даже успели договориться, что молодыми предпринимателями следует считать или людей, не достигших 35 лет, или тех, кто впервые открыл свой бизнес. Необходимость прописать это в законах АМПР объясняет тем, что «иначе у бизнесменов возникают трудности при участии в грантах и госпрограммах по поддержке бизнеса».