Талисман наблюдателя в участковой избирательной комиссии

Оценить
Эта информация предназначена для тех, кто хочет лично проверить, честно ли проводятся российские выборы. (Более подробные рекомендации по общественно¬му контролю на избирательном участке смотрите в спра-вочнике краткосрочного наблюдателя в Интернете:

Эта информация предназначена для тех, кто хочет лично проверить, честно ли проводятся российские выборы. (Более подробные рекомендации по общественно¬му контролю на избирательном участке смотрите в спра-вочнике краткосрочного наблюдателя в Интернете: www.golos.org/spravochnik).

Правила проведения выборов

Выборы проводят по правилам, описанным в законах. В день голосования тексты этих законов должны находиться в помещении для голосования. Основным законом, по которым проводятся выборы, является

федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Именно в этом законе описаны правила голосования и подсчёта голосов, которые едины на всей территории России. В других законах, регламентирующих выборы, эти правила повторяются почти дословно.

Ответственность за нарушение правил выборов предусмотрена Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП) и Уголовным кодексом РФ (далее – УК).

Выборы организуют избирательные комиссии. Нижним уровнем избирательных комиссий являются участковые избирательные комиссии, которые непосредственно организуют голосование и подсчёт голосов, записывают результат в протокол участковой комиссии и передают этот протокол на следующий уровень комиссий.

Кто такие наблюдатели и члены комиссий с правом совещательного голоса?

Кандидат, избирательное объединение (обычно – это партия) имеют право послать в участковую избирательную комиссию наблюдателя и члена с правом совещательного голоса. Для этого они должны оформить специальный документ – направление.

Придя в комиссию, наблюдатель или член комиссии должен предъявить это направление и паспорт.

Во всех сложных случаях наблюдатель и член комиссии с совещательным голосом должен обращаться в избирательный штаб кандидата или избирательного объединения, которые их направили на участок.

Хотя наблюдатель и член комиссии с правом совещательного голоса – это разные юридические статусы, обычно их роль бывает одинаковой: они осуществляют общественный контроль за работой комиссии. В этой книжке, для краткости, мы будем называть и того, и другого наблюдателем, как это обычно принято.

На избирательном участке вы можете встретиться с разным отношением к себе, и надо быть морально готовым к этому. Не бойтесь проявлять настойчивость в реализации своих прав наблюдателя, но будьте всегда корректны. Учтите, что не все председатели комиссий нарушают закон!

Приготовьтесь к тому, что вам придётся провести в комиссии очень много времени: может быть, до утра. Экипируйтесь соответствующим образом: возьмите с собой не только направление и паспорт, но также питьё, блокнот, листы чистой бумаги, пишущие принадлежности, телефон, фонарик, фотоаппарат.

Когда наблюдатель может появиться в участковой комиссии?

Член комиссии с правом совещательного голоса может участвовать в работе комиссии с момента её образования.

Наблюдатель и член комиссии с правом совещательного голоса могут присутствовать в комиссии

«с момента начала работы участковой комиссии в день голосования... до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчёте голосов избирателей» (п. 3 ст. 30 ФЗГ).

«Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется» (п. 7 ст.

30 ФЗГ).

Однако очень рекомендуется явиться в комиссию заранее, хотя бы за один день до голосования, и предъявить своё направление. Это снимет проблемы, которые могут возникнуть в ответственный момент открытия участка в день голосования.

Что делать, если вас не пускают на участок или если вас удаляют с участка?

Если ваше направление составлено правильно (о чём должен позаботиться избирательный штаб), то недопуск вас в помещение для голосования является грубым нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность (ст. 5.6 КоАП).

Удаление наблюдателя с участка (или отстранение от работы члена с правом совещательного голоса) возможно только в том случае, если он нарушил закон. При этом комиссия должна голосованиемпринять письменное мотивированное решение (п. 12 ст. 64 ФЗГ). Заявите, что вы не покинете комиссию, пока не получите письменную копию решения, которую вы намерены использовать для обжалования своего удаления. В решении должна быть указана статья закона, которую вы нарушили.

Часто комиссия не выполняет эти требования и просто удаляет наблюдателя с помощью полицейского. Напомните полицейскому, что он должен выполнять только законные требования, и сошлитесь на указанную норму закона. Однако не оказывайте полицейским сопротивления.

В случае недопуска в комиссию или удаления из комиссии срочно сообщите об этом в избирательный штаб.

Часто удаление наблюдателя обосновывают тем, что он производил фото- или видеосъёмку. Это – незаконно! Наблюдатель может проводить фотосъёмку. И Конституция России, и инструкции Центральной избирательной комиссии РФ позволяют это делать.

Права члена комиссии с правом совещательного голоса описаны в пункте 23 статьи 29 ФЗГ, а права наблюдателя – в пункте 9 статьи 30 ФЗГ. Перечислим важнейшие из этих прав, присущие как члену комиссии, так и наблюдателю:

– знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений и самими удостоверениями, реестром обращений о голосовании вне помещения для голосования (а член комиссии имеет право знакомиться со всеми документами комиссии и получать их копии);

– находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, в любое время до окончания работы комиссии;

– наблюдать за выдачей бюллетеней и подсчётом голосов (так, чтобы ему были видны отметки в бюллетенях);

– обращаться к председателю участковой комиссии;

– получать заверенные копии протоколов избирательной комиссии;

– обжаловать нарушения в своей и вышестоящих комиссиях.

Есть и ограничения: наблюдатель не может агитировать, выдавать и самостоятельно считать бюллетени.

Начало наблюдения

1. Осмотрите участок. На участке должны быть кабинки для тайного голосования или ширмы, сводный плакат обо всех кандидатах, расположенный в удобном для избирателей месте, образец заполнения бюллетеня, увеличенная форма протокола, переносные и стационарные урны. Агитационных материалов быть не должно.

2. Узнайте у председателя или секретаря и запишите для себя (чтобы потом сравнивать с протоколом) следующие цифры:

– количество избирателей, внесённых в список избирателей на начало голосования;

– количество бюллетеней, полученных УИК от ТИК (по акту передачи бюллетеней);

– количество избирателей, внесённых в реестр заявлений на голосование вне помещения (на дому).

3. Обязательно попросите председателя, чтобы члены комиссии дали вам посмотреть

списки избирателей. До начала голосования там не должно быть подписей избирателей и необъяснимых пометок! Проверьте, что книги списка избирателей

сброшюрованы (прошиты и скреплены печатью).

Голосование

1. В 8:00 (в некоторых регионах голосование начинается раньше) участок открывается, присутствующим предъявляются пустые урны (переносные и стационарные), затем они опечатываются. Если урны опечатали без вас до 8 часов утра, потребуйте их переопечатывания. Все урны должны находиться в поле зрения наблюдателей, за исключением времени, когда их используют для голосования вне помещения.

2. Голосование производится только лично и по предъявлению паспорта (для военнослужащих допускается голосование по военному билету; в редких случаях допускается голосование по специальным справкам из органов внутренних дел).

3. Голосовать могут только те избиратели, которые внесены в список избирателей.

Дополнительно в список избирателей вносятся избиратели, которые по каким-то причинам не внесены в список, но имеют в паспорте штамп о проживании на данном участке, а также избиратели с открепительными удостоверениями.

4. Списки избирателей должны всегда находиться в поле зрения наблюдателей. Данные об избирателе не могут вноситься в список в отсутствие избирателя. Следите, чтобы не было голосования за других лиц (по сговору с членом УИК).

5. Следите, чтобы не было вброса бюллетеней в ящики для голосования.

6. Любая агитацияв день голосования запрещена.

7. Интересуйтесь количеством проголосовавших, которое приблизительно подсчитывается комиссией каждые 2–4 часа; сравнивайте эти цифры с вашими наблюдениями.

Голосование вне помещения (на дому)

Главное правило голосования вне помещения: голосовать могут только те избиратели, которые заранее подали заявки (может быть, устные) на такое голосование. Эти заявки вносятся в специальный реестр.Члены комиссии, проводящие голосование вне помещения, получают перед выездом выписку из такого реестра и бюллетени в количестве, немного превышающем количество избирателей, внесённых в выписку. Они берут с собой переносную урну, в которую могут проголосовать только те избиратели, которые внесены в выписку из реестра. После возвращения группы, проводившей голосование вне помещения, составляется акто таком голосовании.

Чтобы проследить за правильностью голосования вне помещения, надо перед выездом группы ознакомиться с выпиской из реестра, записать для себя число избирателей в ней, узнать количество бюллетеней, которые берёт с собой группа. После возвращения группы надо опять ознакомиться с выпиской из реестра, а также с актом голосования вне помещения.

Очень большое количество проголосовавших вне помещения – подозрительный признак. В нормальных условиях на одного голосующего вне помещения уходит 8–10 минут, значит, за час одна группа может обслужить всего 6–8 избирателей.

Также надо обращать внимание на то, составляется ли реестр заявлений на голосование вне помещения по форме, заполнены ли там все графы, не используется ли вместо реестра список, предоставленный в комиссию собесом или кем-нибудь ещё.

Подсчёт голосов

Действия комиссии после закрытия участка разделяются на этапы:

1. подсчёт и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней;

2. подсчёт данных по списку избирателей;

3. извлечение бюллетеней из переносных ящиков, подсчёт их количества;

4. извлечение бюллетеней из стационарных ящиков и подсчёт голосов;

5. проверка контрольных соотношений, проведение итогового заседания УИК, упаковка документов, оформление протокола УИК об итогах голосования, выдача копий протоколов.

Этапы не должны выполняться одновременно. После каждогоиз этапов 1–4 данные должны заноситься в увеличенную форму протокола.

Нарушение последовательности этапов, их одновременное выполнение, незанесение данных в увеличенную форму протокола является грубым нарушением закона (хотя на первый взгляд может показаться, что в этом нет ничего страшного).

На чём акцентировать внимание при подсчёте?

1. Вы имеете право отчётливо видеть все действия комиссии при подсчёте:

«Подсчёт голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчёту бюллетеней и голосов избирателей» (п. 1 ст. 68 ФЗГ).

«Лицам, присутствующим при непосредственном подсчёте голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов комиссии» (п. 10 ст. 68 ФЗГ).

2. В случае сомнений в правильности подсчёта вы имеете право попросить пересчёта (пункты 6, 21 ст. 68 ФЗГ).

3. Следует строго следить, чтобы данные заносились в увеличенную форму протокола после каждого этапа подсчёта.

4. Работа со списком избирателей – важный этап. Он должен быть обязательно и тщательно исполнен (неправильный подсчёт или отказ от подсчёта по списку – признак вброса). Во время работы со списками не делайте замечаний комиссии, но внимательно следите за ней. Потребуйте оглашения результатов подсчёта по каждой книге списка избирателей и запишите их.

5. Сосредоточьтесь в момент вскрытия стационарных ящиков: обратите внимание на то, не окажется ли в них сложенных пачек бюллетеней. Сфотографируйте момент извлечения бюллетеней из ящиков.

6. При подсчёте в руках у членов комиссии (за исключением председателя и секретаря) не может быть письменных принадлежностей (п. 10 ст. 68 ФЗГ).

7. Сначала бюллетени сортируются по пачкам: «При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчёте голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается» (п.14 ст. 68 ФЗГ).

8. Затем отдельно и друг за другом подсчитываются бюллетени в каждой из пачек путём перекладывания(чтобы были видны отметки в бюллетенях), причём одновременный подсчёт в нескольких пачках запрещается (п. 18 ст. 68).

Сфотографируйте процессы сортировки и подсчёта бюллетеней!

Завершение работы комиссии

1. Комиссия должна упаковать бюллетени, список избирателей и другие документы. При этом на упаковках наблюдатели вправе поставить свои подписи (п. 23 ст. 68). Этим правом надо воспользоваться, поставив подписи на стыках упаковок. Сфотографируйте с близкого расстояния и в разных ракурсах упаковки с бюллетенями.

2. Комиссия должна провести итоговое заседание, на котором она рассматривает все нерассмотренные ранее жалобы (пункты 25 и 26 ст. 68 ФЗГ), и принять по ним решения.

3. Комиссия оформляет протокол об итогах голосования (по каждому виду бюллетеней). В протоколе расписываются все присутствующие члены комиссии, а об отсутствующих делается запись о причине их отсутствия (п. 27 ст. 68 ФЗГ).

4. В протоколе обязательно указывается количество поступивших в комиссию жалоб (подпункт «е» пункта 2 ст. 67 ФЗГ).

Следите за тем, чтобы члены УИК не подписывали пустых бланков протокола.

Выдача и заверение копии протокола

«По требованию члена участковой комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего федерального закона, участковая комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам заверенную копию протокола об итогах голосования. Участковая комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объёме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащимся в протоколе, несёт лицо, заверившее указанную копию протокола» (п. 29 ст. 68 ФЗГ).

За заверением копии протокола надо очень тщательно следить! Заверение заключается в проставлении на копии следующих шести реквизитов:

1. надпись «Верно» или «Копия верна»;

2. подпись председателя, секретаря или зампредседателя УИК;

3. её расшифровка;

4. дата заверения;

5. время заверения (не путать с датой и временем подписания протокола!)

6. печать УИК.

Невыдача заверенной копии протокола до отправки его в вышестоящую комиссию является грубым нарушением закона, за которое предусмотрена ответственность (часть 1 ст. 5.6 КоАП).

Статья 142 УК: Фальсификация избирательных документов, документов референдума.

Ответственность за фальсификации

1. Фальсификация избирательных документов, если это деяние совершено членом избирательной комиссии:

– наказывается штрафом в размере до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырёх лет.

2. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней:

– наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Статья 142.1 УК: Фальсификация итогов голосования.

Включение неучтённых бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании, либо представление заведомо неверных сведений об избирателях, либо заведомо неправильное составление списков избирателей, выражающееся во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, или вымышленных лиц, либо фальсификация подписей избирателей в списках избирателей, либо замена действительных бюллетеней с отметками избирателей, либо порча бюллетеней, приводящая к невозможности определить волеизъявление избирателей, либо незаконное уничтожение бюллетеней, либо заведомо неправильный подсчёт голосов избирателей, либо подписание членами избирательной комиссии протокола об итогах голосования до подсчёта голосов или установления итогов голосования, либо заведомо неверное (не соответствующее действительным итогам голосования) составление протокола об итогах голосования, либо незаконное внесение в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения, либо заведомо неправильное установление итогов голосования, определение результатов выборов:

– наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до четырёх лет.

ЧТО делать, если вы обнаружили нарушение?

При обнаружении существенных нарушений вы должны составить заявление о нарушениях в двух экземплярах, отдать один экземпляр председателю участковой комиссии, а второй (с отметкой о вручении) забрать и передать в избирательный штаб.

Ваше заявление должно быть обязательно рассмотрено комиссией, приложено к первому экземпляру протокола и передано вместе с ним в вышестоящую комиссию (п. 4 ст. 20, п. 26 и п. 30 ст. 68 ФЗГ).

Если председатель комиссии отказывается принять ваше заявление, то вы должны написать на заявлении слова «Председатель УИК принять заявление отказался». Если председатель отказывается заверить копию заявления, вы собственноручно пишете на копии слова «Председатель комиссии заверить копию заявления отказался». В этих случаях очень желательно, чтобы на копии заявления были проставлены фамилии, телефоны и подписи свидетелей.

Образец заявления общего вида:

В участковую избирательную комиссию №.......................................................................................

от члена комиссии с правом совещательного голоса

(Ф. И. О.)

от наблюдателя

(Ф. И. О.)

ЗАЯВЛЕНИЕ

о нарушении избирательного законодательства

«.............. »................................................. года в…часов…минут мною были зафиксированы

следующие нарушения:

[Суть и обстоятельства нарушения]

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 и пунктом 30 статьи 68 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» прошу комиссию рассмотреть данное заявление немедленно, в моём присутствии, принять мотивированное решение по существу вопроса, выдать мне заверенную копию решения и приложить решение к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования.

Дата, время, подпись