Надежда Сатарова: Псевдоправозащитники ходят по тем, кого легко запугать
В Саратовской области насчитывается свыше 60 организаций, именующих себя обществами по защите прав потребителей. Но большинство из них, оказывается, занято совсем другими делами. Большая часть потребительских объединений сосредоточилась на поборах с предпринимателей.
О том, как возникло это явление и как с этим бороться, мы поговорили с Надеждой Сатаровой. Она много лет руководит Саратовским региональным общественным учреждением по защите прав потребителей.
– Надежда Васильевна, есть ли у вас статистика о количестве добросовестных и недобросовестных потребительских объединений, работающих в нашем регионе?
– Общественная палата Саратовской области, членом которой я являюсь, делала недавно запрос в областное министерство юстиции, которое регистрирует все общественные объединения. Так вот, по данным минюста, в регионе насчитывается свыше 60 организаций, в чьих уставах как основной вид деятельности прописана защита прав потребителей и граждан. Список нам предоставили. Но из общего количества организаций всего пять действительно занимаются защитой прав потребителей.
– А остальные, получается, делают вид, что защищают права граждан?
– Про всех остальных сказать не могу. У меня есть данные только по нескольким организациям (их тоже пять), которые на самом деле только и делают, что ходят по торговым предприятиям с проверками.
– Нарушая закон?
– Не совсем так. Все потребительские общественные объединения работают по федеральному закону о защите прав потребителей, в котором нам (потребительским объединениям. – Прим. ред.) отведено две статьи – № 45 и 46. Согласно им, у всех общественных организаций есть право на проведение проверок тех предприятий, на которые распространяется действие закона (в основном это торговые предприятия и предприятия сферы потребительских услуг). То есть тут они закон не нарушают. И в отличие от государственных контрольно-надзорных органов действие 294-го федерального закона, ограничивающего количество плановых проверок, на общественников не распространяется.
Другое дело, как общественные организации проводят свои проверки. К сожалению, в Саратовской области в последнее время участились случаи, когда потребительские объединения делают это с грубыми нарушениями. Самое распространённое из них – это когда общественники проверяют то, что не имеют права проверять. Например, требуют трудовые договоры, медицинские книжки, проверяют соблюдение санитарных правил и норм, наличие санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора и т. д. Всё это не входит в полномочия общественного ревизора, потому что все эти вещи не должны интересовать потребителей, которых он по сути представляет.
Потребителю важно быть уверенным в качестве товара или услуги. Поэтому лица, проверяющие предприятие от имени общественных организаций, должны в первую очередь интересоваться документами, подтверждающими качество товара, – сертификатами или декларациями о соответствии, товарно-сопроводительными документами, ценообразованием. Кроме того, они могут проверить ещё правильность оформления вывески, ценники или прейскурант на услуги, лицензии (для лицензируемых видов деятельности), наличие и полноту информации для потребителей (вывешена ли она в удобном для обозрения месте).
Второе по распространённости нарушение – акт по итогам проверки. По закону такой акт, конечно же, должен быть составлен. И общественная организация должна его передать в компетентные органы – в прокуратуру, государственный контрольно-надзорный орган. На основе этого акта может быть составлен судебный иск от имени неопределённой группы потребителей.
Но большинство наших псевдопотребительских организаций, составляя акт, никуда его не передаёт. На месте начинают стращать им продавца или предпринимателя – владельца предприятия, грозя большими штрафными санкциями.
– Кажется, предприниматели – народ не пугливый. Что такого общественный ревизор может сказать бизнесмену, чтобы напугать его, а уж тем более заставить платить деньги за спокойствие?
– К сожалению, практика показывает, что люди, занимающиеся малым бизнесом, далеко не всегда в достаточной степени образованы и подкованы юридически. К тому же давайте посмотрим, кто у нас идёт работать в ту же торговлю. Молодые люди, вчера окончившие школу или просто не нашедшие себе иного применения. Они не имеют специального образования или хотя бы опыта работы в сфере торговли. Как правило, они не знают ни законов, ни норм, ни правил, ни требований, применяемых в этой отрасли. И как огня боятся самого слова «проверка».
То же самое касается предпринимателей – владельцев торговых точек, предприятий. И потом, недобросовестные общественные организации по защите прав потребителей тоже выборочно подходят к объектам своих проверок. В солидные фирмы они, как правило, не суются. Потому что там народ уже наученный. Там есть юристы, там отработана система обороны, что называется.
Псевдоправозащитники обычно ходят по мелким торговым точкам, по ларькам-киоскам, маленьким парикмахерским и т. п. По тем предприятиям, которые находятся на окраинах города. То есть туда, где, скорее всего, работают люди без опыта, без навыков, без специальных знаний. В сложных ситуациях такие продавцы или предприниматели теряются. Их легко запугать. И лжепотребительские организации этой необразованностью пользуются.
Схем, по которым из предпринимателей вытягиваются деньги, много. Самая обыденная, когда проведя проверку и составив акт, общественный ревизор предлагает предпринимателю заплатить штраф в размере 3–5 тысяч рублей на месте. А иначе, мол, будем разбираться в суде.
– Разве у общественных ревизоров есть на это полномочия – взыскивать штрафы?
– В том-то и дело, что нет, но необразованный и неопытный продавец (предприниматель) этого может и не знать. Чего предприниматели боятся больше, судов или волокиты, не знаю. Но опять же практика показывает, что многим кажется проще отдать проверяющему эти 3–5 тысяч рублей, чтобы он отстал. И это их главная ошибка. Заплатив один раз, предприниматель фактически развязывает недобросовестной потребительской организации руки. Теперь она будет частым гостем его торговой точки.
– Есть ли для предпринимателей какие-то эффективные способы избежать подобных ситуаций?
– Самым эффективным средством защиты для предпринимателя была бы его собственная работа без нарушений. Понимаете, ведь, несмотря на то, что общественные организации по защите прав потребителей действуют нечестно, они всё равно действуют в рамках правового поля. Зайдя на предприятие и начав там проверку, общественный ревизор всё равно найдёт нарушение. Даже если оно будет очень мелким, например, таким, как маленькая баночка просроченного йогурта на полке. За неё одну псевдоправозащитник может совершенно спокойно, согласно закону, подать иск в суд и выиграть его, потому что факт нарушения суд признать будет вынужден. При этом судебные издержки, понесённые истцом (общественной организацией), оплачивать обяжут предпринимателя.
Поэтому даже в тех случаях, когда предприниматель отказывается платить «штраф» общественному ревизору сразу после проверки, история, как правило, не заканчивается. Бизнесмена вызовут в офис псевдообщественной организации – там хорошенько попугают. Если заплатит в офисе – деньги оформят как добровольное пожертвование обществу по защите прав потребителей на информационно-консультативные услуги. Если не заплатит – пойдут в суд.
Поэтому я ещё раз повторю: предпринимателю, чтобы обезопасить себя и своё предприятие от таких неприятных ситуаций, нужно научиться работать без нарушений. Хотя сами предприниматели признаются, что совсем без нарушений работать у них просто не получается. И не потому, что они не хотят. Есть объективные причины. Например, не всегда поставщик товара сопровождает продукцию соответствующими документами. А отвечать за отсутствие этих бумаг придётся владельцу торгового предприятия. Но даже в этом случае избежать многих проблем предприниматель сможет, следуя нехитрому набору правил поведения при встрече с общественными ревизорами.
– Что это за правила? Давайте перечислим их по пунктам. Пусть это станет памяткой для предпринимателей.
– Первое, что должен сделать предприниматель (продавец), когда нагрянул ревизор, – попросить у него удостоверение, записать его полные паспортные данные (тут можно сослаться на то, что удостоверения бывают фальшивыми), полное название организации и её телефон. Тут же позвонить в эту организацию, чтобы выяснить, действительно ли посылали на проверку своего инспектора, чем вызвана проверка, есть ли обращение потребителя.
Нужно также попытаться выяснить подлинность самой организации. Можно позвонить в минюст, который регистрирует общественные организации, в ТПП Саратовской области или в наше учреждение. Общественных ревизоров стоит также попросить предъявить копию устава их организации, заверенную нотариально или печатью и подписью руководителя. В отсутствие такого документа предприниматель имеет право не допускать инспекторов к проверке своего предприятия.
Кроме того, ни в коем случае нельзя разрешать ревизору заходить за прилавок (если это торговая точка) и трогать продовольственные товары. В конце концов, у продавцов для работы с продовольствием должна быть санитарная книжка. У общественника она вряд ли имеется. К тому же и среди общественных ревизоров нередко встречаются проходимцы, которые могут нанести материальный ущерб. Общественные ревизоры в принципе не имеют права требовать от предпринимателя допуска в служебные помещения и места, не предназначенные для посещения обычными потребителями.
На самом деле правил много. Обо всех них мы неоднократно совместно с областной торгово-промышленной палатой и прокуратурой области рассказывали предпринимателям. Проводим семинары, консультируем в частном порядке. На базе ТПП всё ещё действует обучающая программа для малого бизнеса на предмет общения с потребительскими обществами. Мы 10 тысяч штук отдельных памяток распространяли по всем муниципальным районам. Но, как видите, проблему это пока не решило.
– В чём, по-вашему, причина?
– У меня ощущение, что предприниматели сами не до конца осознают важность и масштаб беды. Или они просто не заинтересованы в отстаивании своих прав. Ведь даже областная прокуратура не раз подключалась к решению проблемы с поборами от общественных организаций. Была готова уличить псевдоправозащитников в мошенничестве, нужно было только содействие со стороны предпринимателей. Но когда дело дошло до реализации схемы поимки вымогателей, бизнес по каким-то причинам отказался от сотрудничества с прокурорскими органами. До сих пор большая часть предпринимателей предпочитает откупаться от общественных ревизоров.
– Может быть, имеет смысл составлять чёрные списки недобросовестных потребительских обществ?
– А кто этим должен заниматься? У нас ведь нет такого органа, которому можно было бы поручить составление таких списков. Да и потом, это вряд ли будет иметь ощутимый эффект. Проблемой недобросовестных обществ по защите прав потребителей, сделавших своей целью извлечение прибыли из закона, мы занимаемся давно. И совместно с ТПП области, с общественной палатой, с прокуратурой мы пытаемся с ней бороться.
Но даже региональному министерству юстиции, к которому мы обратились, за всё это время удалось через суд ликвидировать только одну лжеорганизацию по защите прав потребителей. Причём работа оказалась бесполезной. Как мы узнали позже, организация перерегистрировалась под другим названием и с другим директором и продолжает заниматься тем же делом.
Конечно, нам, общественникам, стоявшим у истоков потребительского движения в Саратовском регионе, создававшим его в начале 90-х годов, сейчас очень обидно наблюдать сложившуюся практику. Псевдопотребительские организации размножаются как грибы, при этом своей деятельностью полностью дискредитируют саму суть потребительского движения. То есть у правозащитных объединений на самом деле очень много работы. А большинство наших, так сказать коллег, вместо того чтобы работать за идею, на улучшение состояния потребительского рынка, просто делают деньги, причём не самым честным путём.