Роберт Карлович Эрт

Оценить
Одни подпортили ему жизнь, другие – дом

Общественная приёмная партии «Единая Россия» располагается на улице Советской, в красивом, старинном здании бывшего «Торгового дома Р. К. Эрт» с рекламной росписью на стене. В первом номере «Газеты недели в Саратове» за нынешний год было помещено фотосвидетельство хамского отношения нынешних обитателей дома к этому памятнику истории нашего города. Кондиционер на внешней стене изуродовал изображение локомобиля, символизировавшего в своё время технический прогресс. К счастью, после публикации кондиционер поспешили убрать.

В начале прошлого века в этом доме находилась самая крупная в Саратове частная электростанция. Она обеспечивала электроэнергией абонентов на значительной территории между нынешними улицами Советской, Горького, Дзержинского, Мичурина. Когда в 1903 году в новую резиденцию саратовских губернаторов на углу Вольской и Малой Сергиевской (ныне Мичурина) улиц въехал Пётр Аркадьевич Столыпин, именно электростанция Эрта давала сюда свет.

Дочь Столыпина, Мария Петровна Бок, вспоминала: «…Дом наш всем нам полюбился – просторный, с красивыми, большими, высокими комнатами, весь новый, чистый и – о радость! – освещённый электричеством. Но мама этого новшества не признавала и завела у себя на письменном столе керосиновую лампу. Говорила, что электричество портит глаза».

Электричество тогда действительно было в новинку и только-только начинало своё победное шествие. И в числе тех, кто одним из первых воспользовался этим новшеством, был Роберт Карлович Эрт. В его фирме «Торговый дом Р. К. Эрт» новое освещение появилось уже в 1898 году. А четыре года спустя от него в губернское правление поступило прошение «о разрешении устройства электрической станции для отпуска электрической энергии частным лицам».

Получив разрешение, Эрт приобрёл мощную динамо-машину завода «Унион» и оборудовал самую крупную в городе частную электростанцию. Её мощности в избытке хватало конторе и жилым помещениям «Торгового дома Р. К. Эрт», и принадлежавшим фирме механическому и чугунному заводам, а также складу земледельческих машин и орудий. Эрт успешно обеспечивал ещё и 15 абонентов – по тем временам значительная цифра.

Членами торгового товарищества под фирмой «Торговый дом Р. К. Эрт» вместе с Робертом Карловичем были его жена Елена, сын Оскар и мещанин Владимир Беттин. Торговый дом имел свои отделения в Балакове, Моздоке, Омске, Оренбурге, Уральске, Хасав-Юрте и Челябинске. Он поставлял газогенераторные и нефтяные двигатели, оборудование для мельниц и электрического освещения, сельскохозяйственные машины, насосы, трубы, инструменты, а также кровельную черепицу собственного завода в слободе Покровской (ныне город Энгельс).

Первая мировая война вызвала резкое сокращение производства. Число рабочих на механическом заводе «Торгового дома Р. К. Эрт» сократилось в десять раз. Выход из кризисной ситуации владельцы пытались найти, предложив свои услуги Саратовскому военно-промышленному комитету, задачей которого было привлечение промышленных предприятий к работе на оборону. Но попытка не нашла положительного отклика. А вскоре Саратовским губернским жандармским управлением была получена информация о том, что «Торговый дом Р. К. Эрт» перечислил средства в фонд Германского флота. Соответствовало ли это действительности? Никаких документов о проверке полученной информации в архивном фонде управления не сохранилось. Может быть, никакой проверки и не было. Но Эртам предписали покинуть Россию. А затем последовали изменения в политическом строе нашей страны, поставившие крест на всякой частной собственности.

Юлия Майорова, главный специалист Государственного архива Саратовской области