Добро пожаловать домой?
По программе возвращения соотечественников область планирует принять больше двух тысяч русскоязычных иммигрантов. За два года приглашением воспользовались чуть больше 800 человек.
В России третий год действует государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников. Инициатором массового возвращения на историческую родину был Владимир Путин, который ещё в 2006 году подписал соответствующий указ. По его словам, приезд соотечественников необходим, так как состояние демографии стало «критическим», «если ничего не делать, к концу 21 века население России уменьшится вдвое». Как первоначально заявляли представители федеральной миграционной службы, предполагалось принять около 300 тысяч возвращенцев.
Реальные результаты оказались заметно скромнее: по сведениям ФМС на осень прошлого года, приехали 53,5 тысячи человек. Как поясняют представители ведомства, причиной стал мировой кризис: инвесторы, которые планировали получить за счёт программы квалифицированную и скромную в зарплатных ожиданиях рабсилу, свернули проекты. С другой стороны, зарубежные соотечественники, ранее надеявшиеся на то, что родина помнит и ждёт, выяснили, чем российская программа переселения отличается от немецкой или израильской репатриаций.
Соколовы
За окном пятиэтажки завывает ветер. Минус двадцать и пурга. «Сегодня подует, завтра стихнет. А у нас ветер каждый день», – говорит Виталий Соколов. В Маркс Соколовы переехали всего полгода назад, «у нас» – это пока ещё означает «в Кокчетаве». Кокчетав – небольшой (130 тысяч жителей) город, стоящий между сопок на озере Копа в Северном Казахстане. До 1990-х городок был почти наполовину русским. Здесь работали фарфоровый и приборостроительный заводы, неподалёку располагались турбазы. Дед и бабушка Виталия, приехавшие поднимать целину, жили в Казахстане с 1958 года.
Когда заводы развалились, люди начали уезжать. Первыми – немцы и поляки, высококвалифицированных русских специалистов, как выражается Виталий, «выдёргивали» в Россию в индивидуальном порядке, иногда они забирали с собой ближайшее окружение. «Остались середнячки, которых и там не ждут, и здесь не держат». Соколов с другом вёл маленький бизнес – занимались обшивкой фасадов, жена Анна работала учительницей, подумывали об ипотеке, растили дочь. «В принципе жить можно. Мы приловчились. Но вот дети… Будущего для них в Казахстане не вижу».
О переселении соотечественников Соколовы узнали ещё в 2006 году: презентацию в местном ДК проводили представители так называемой временной группы по реализации программы, созданной при консульстве. Сначала в программу входили двенадцать российских регионов, в основном северных и дальневосточных. А если уж переезжать, то к югу, чтобы «не только огурчики-помидорчики, но были бы и яблоки». В 2010 году в проект включили Саратовскую область.
***«Возможность самостоятельного трудоустройства»
В Саратовской области были определены три территории вселения – Саратов (здесь новоприбывших планировали занять на ОАО «СЭПО»), Маркс (предполагалось запустить завод по производству стеклопластиковых труб) и Озинки (строительство индустриально-логистического центра).
Возвращенцам возмещают расходы на проезд и провоз имущества, а также выплачивают подъёмные: для переселенцев, выбравших Озинки, – 60 тысяч рублей участнику программы и по 20 тысяч членам семьи, для тех, кто едет в Маркс или Саратов, – по 40 и по 15 тысяч. Из-за кризиса инвестиционные проекты в Озинках и Марксе не заработали, поэтому соотечественникам предоставили «возможность самостоятельного трудоустройства».
Сейчас на утверждении в министерстве регионального развития находятся дополнения к программе, которые позволят принять приезжих в Балакове (на мини-заводе по производству сортового проката) и в 31 сельском районе (здесь требуются медики, педагоги, специалисты аграрной сферы). Первоначально планировалось принять 1173 участника программы (с членами семьи – 4107). Если дополнения будут одобрены, цифра вырастет до 2052 участников (с членами семьи –7184 человека).***
В Марксе живут друзья Соколовых. Супруги съездили на разведку и начали оформлять документы. Как отмечает Виталий, по ту сторону границы информации о программе не хватает. Молодые соотечественники могут узнать часть сведений в Интернете (программу обсуждают на многих переселенческих сайтах) или съездить в российское консульство в Астану. Люди зрелого возраста, особенно сельчане, такой возможности зачастую не имеют. Как считает Соколов, для них больше пользы принесли бы телевизионные ролики – по его словам, спутниковые тарелки, позволяющие принимать российские телеканалы, есть у многих. Пока же казахстанские русские нередко питаются страшными слухами о том, что в России переселенцы страдают от отношения коренных жителей, завидующих подъёмным выплатам, или вовсе попадают в рабство «в тайге, где будешь до конца жизни вкалывать за гроши».
Как говорит Виталий, по своеобразному говору горожане сразу догадываются, что он не местный, но негативного отношения он ни разу не замечал. Настоящей проблемой стала прописка. Переселенец должен зарегистрироваться на три месяца для получения разрешения на временное пребывание (РВП), затем ещё на три – для оформления гражданства, а после получения паспорта в течение семи дней найти постоянную прописку, – всё это в абсолютно чужом городе. Виталию выдали РВП только через полгода после приезда.
Оформление документов обходится в кругленькую сумму: нотариально заверенный перевод паспорта стоит примерно 450 рублей (переводы нужно делать дважды – для РВП и для гражданства), госпошлина на РВП – 1000 рублей с человека, на гражданство – 2000 рублей с человека, на отказ от казахстанского гражданства ещё 600 рублей, плюс дополнительные расходы на бланки, фотографии, ксерокопирование и т. д. Согласно условиям программы, переселенцам возместят расходы на оформление «правового статуса», но уже после получения документов.
У Соколова несколько специальностей, и все, судя по статистике, востребованные: сварщик, слесарь, токарь, кузнец, комбайнёр, тракторист, водитель (права категорий B, C, D, E), механик, строитель. По приезде он обратился в центр занятости (по условиям программы соотечественник может пользоваться услугами этой службы наравне с гражданами РФ), показал свидетельство о переселении. Сотрудники удивились невиданной бумаге и попросили оставить «на изучение». Пошёл на завод. Там о программе тоже не слышали, и брать работника без российского паспорта не захотели. Пришлось таксовать на личной машине. Недавно Виталий устроился на постоянную работу – водителем грузовика. Супруге Анне повезло больше: учительницу без проблем взяли воспитателем в детский сад.
Родионовы
Семья Родионовых живёт в Саратове второй год. Сергей Александрович родился и вырос в Уральске. Как он говорит, перспектива переезда была очевидной давно, но раньше возвращение на историческую родину оказалось бы слишком сложным с материальной точки зрения. После отъезда первой волны эмигрантов в Уральске сильно упали цены на жильё, двух-трёхкомнатные квартиры стоили в пределах трёх тысяч долларов, в России этих денег не хватило бы на комнату в коммуналке.
Беспорядков националистического толка в Западно-Казахстанской области, к счастью, не было, и соотечественники могли не спешить. Как говорит Сергей Александрович, значительную роль сыграла государственная поддержка: если власть предлагает деньги и гражданство, почему этим не воспользоваться? Родионовы решили: пора переезжать.
Подали анкеты в российское консульство в Уральске, через две недели получили положительный ответ, прочие бюрократические процедуры по ту сторону границы заняли около двух месяцев. Родионовы выбрали Саратов, так как в городе посильные цены на жильё, к тому же здесь есть родственники. Свежему взгляду новоприбывшего заметна характерная черта саратовцев: «Здесь люди очень любят жаловаться. Действительно, зарплаты в Саратове не очень высокие, а продукты, одежда, коммунальные услуги дорогие. Но нытьём себе не поможешь, нужно браться за любую работу. Многие переселенцы из Казахстана так думают. И ещё один признак, по которому нас можно узнать на улице: мы улыбаемся».
Вопрос с жильём возвращенцы решили самостоятельно – ещё до переезда купили квартиру. Как говорит Сергей Александрович, оформление документов заняло около полутора месяцев. Очевидно, в Саратове заинтересованные службы оказались лучше готовы к приезду соотечественников, чем в глубинке, «везде нас уже ждали, всё объясняли, прошло гладко». «Пока нет гражданства – нет работы, работодатели сразу махали нам ручкой. Когда получили паспорта, дело наладилось». Сергей Александрович устроился менеджером в нефтяную компанию, отвечает за 13 АЗС в районах. Супруга, встав на учёт в центре занятости, получила субсидию на открытие собственного дела, приобрела помещение под магазинчик.
Вот тут-то переселенцы, ставшие теперь совершенно обычными российскими гражданами, в полной мере познакомились с совершенно обычной российской бюрократией. Как отмечает Родионов, «волосы на себе рвали». Особенно впечатляющими оказались процедуры по переводу помещения в нежилой фонд и согласования по поводу электроэнергии. По словам Сергея Александровича, в Уральске давно работает служба «одного окна» – центр обслуживания населения, это действительно эффективное средство против волокиты.
***Заявки, отказы и их причины
По сведениям федеральной миграционной службы на октябрь минувшего года, с начала действия программы соотечественники, желающие переехать в Россию, подали 62,3 тысячи анкет (с учётом членов семьи на 138,5 тысячи человек). Было выдано 31,9 тысячи свидетельств участника. Реально приехали в Россию 53,5 тысячи человек (по этому пункту на сайте ФМС дана общая, более внушительная цифра уже с учётом членов семьи).
Почти половина переселенцев выбрала регионы Центрального федерального округа. 73 процента поселились в городах. Всего в программе участвуют 37 регионов Дальнего Востока, Сибири, русского Севера, Черноземья, из наших ближайших соседей – Нижний Новгород и Пенза.
По подсчётам регионального министерства занятости на февраль нынешнего года, с начала действия программы было подано 1305 анкет участников, желающих переехать в Саратовскую область. Чаще всего обращаются соотечественники из Казахстана и Узбекистана. Большинство имеют высшее профессиональное и среднее специальное образование. Рассмотрено 1253 анкет, положительные решения приняты по 970. Среди тех, кто получил добро на переезд, больше половины заранее приобрели жильё в территориях вселения или имеют возможность купить квартиру сразу же по прибытии.
Как поясняют в министерстве, причинами отрицательных решений являются длительное отсутствие занятости у заявителей, несоответствие заявленной квалификации потребностям областного рынка труда, отсутствие документов, подтверждающих опыт работы, пенсионный возраст заявителей. Реально переехали 278 участников программы (с членами семьи – 600 человек). Кроме того, согласно указу президента, участниками программы были признаны 167 соотечественников (с членами семьи – 242 человека), ранее приехавших в Саратовскую область. Всего из 842 соотечественников получили гражданство 239 человек.***