Пять лет в мечтах и без результатов

Оценить
В Саратове поняли главную ошибку венчурного инвестирования

Саратовских изобретателей снова зовут на конкурс инноваций. В этот раз проекты будут представлены на 1-й Российской неделе бизнес-ангелов, которая пройдёт 23–27 апреля. Как сообщает областное министерство экономического развития, на показ к бизнес-ангелам поедут только самые стоящие, самые интересные проекты, выбрать которые предстоит в регионе. Для инноваторов это будет очередной попыткой продвинуть свои разработки, для всех остальных – поводом ещё раз взглянуть на состояние и эффективность российской системы венчурного финансирования.

Два, а не шесть

Отбором инновационных проектов для бизнес-ангелов вместе с минэкономом области будут заниматься региональное бизнес-ангельское содружество (НП «БАРС») и фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере. Интересно, что фонд с длинным названием заведует делами венчурного фонда Саратовского региона, который за пятилетнюю свою историю сумел профинансировать всего два инновационных проекта. Причём самостоятельно на самом деле только один – по созданию мини-НПЗ. В финансировании второго привлекалась Российская венчурная компания.

Нельзя сказать, что дело плохо движется по причине отсутствия хороших инновационных проектов. Саратовские изобретатели полны самых разных идей. В региональном конкурсе в июне 2010 года участвовало более 50 проектов из различных отраслей: IT, медицина, нанотехнологии, сельское хозяйство, программное обеспечение, электроника, навигационное оборудование. При этом к более детальному рассмотрению было отобрано 30 проектов. 10 из них вышли в финальный этап конкурса.

Экспертной комиссии тогда было очень нелегко определиться с победителями. Вместо одного или традиционных трёх призовых мест жюри выбрало целых шесть проектов, которые после некоторой доработки могли рассчитывать на реальную финансовую поддержку. Эти шесть проектов компания «ВТБ Управление активами», распоряжающаяся средствами саратовского венчурного фонда, намеревалась профинансировать уже до конца 2010 года.

Маленькая надежда на большой куш

Мечты и надежды обрадованных саратовских изобретателей так и остались мечтами. Повезло только автору проекта «Биогаз» – ООО «Биокон» из Вольска. Проект по производству систем утилизации отходов птицефабрик и животноводческих комплексов (переработка помёта) и их преобразование в энергию тепла в первом квартале 2011 года получил 45 миллионов рублей.

Два других финалиста конкурса двухгодичной давности – «Кифопластика» (производство хирургических высокотехнологичных инструментов для лечения пациентов с компрессионными переломами позвоночника) и «Глиссада-М» (внедрение в гражданскую авиацию лазерной системы посадки самолётов) – остались не у дел.

Как нам удалось узнать, «Глиссаду» вообще, что называется, завернули. Денег от саратовского фонда проект не увидит. А «Кифопластике» пока ещё дают надежду на большие инвестиции. Но весьма призрачную.

«Сложность в том, что реализация проекта «Кифопластика» рассчитана на пять лет. А срок действия саратовского венчурного фонда – на семь лет, причём пять из них уже прошли, – говорит нынешний исполнительный директор регионального фонда содействия развитию венчурных инвестиций Александра Сытник. – То есть согласно нашему уставу, мы должны выйти из всех профинансированных нами проектов к 2014 году. Из проекта «Мини-НПЗ» мы выйдем уже осенью, наверное. Завод работает с сентября 2011 года, и сейчас уже пошли первые обороты. На проект биогазовых установок есть ещё время. А вот на «Кифопластику», боюсь, уже нет. Хотя мы сейчас думаем, как технически сделать так, чтобы фонд не закрылся в 2014 году и нам не пришлось бы выходить из длительных крупных проектов. Может быть, у нас всё получится, и «Кифопластика» тоже получит свои деньги».

Но, по словам Александры Александровны, реально рассчитывать на финансирование в ближайшее время могут на самом деле только микропроекты.

Деньги не работают! Кто виноват?

Таким образом, получается, что 70 миллионов рублей, отвлечённые из областной казны в 2007 году на развитие венчурного финансирования, не работают. Венчурные инвестиции в Саратовской области не развиваются, проекты не получают бюджетной поддержки, инновации не внедряются. Сложно винить в этом саратовский региональный фонд содействия развитию венчурных инвестиций. Доступа к деньгам закрытого паевого инвестиционного фонда, коим и является по сути венчурный фонд Саратовской области, ни Александра Сытник, ни её предшественник Дмитрий Бейк не имеют и не имели.

По закону и по результатам конкурсного отбора управление средствами венчурного фонда с 2007 года находится в руках управляющей компании – ЗАО «ВТБ Управление активами». И именно это ЗАО мнётся с деньгами в кармане рядом с отобранными на конкурсах инновационными проектами. Хранит деньги в госбумагах и зарабатывает на этом свои дивиденды. И это не просто наши догадки. В апреле 2011 года «Газета недели в Саратове» писала о ситуации «таяния доходов регионального венчурного фонда», которую заметили в областном правительстве.

«Средства фонда лежат, грубо говоря, на депозитах, по которым процент постоянно наращивается. И тут вдруг выясняется, что процент стал сокращаться. Это означает, что деньги из фонда кто-то начал выводить», – рассказывал нам тогда Александр Ульянов, занимавший должность первого заместителя министра экономического развития и торговли Саратовской области.

Андрей Комолов из УК «ВТБ Управление активами» объяснял эту ситуацию правом каждого пайщика забрать свой доход от размещения вклада в государственных ценных бумах. Однако кто конкретно забрал деньги, правительство России или группа ВТБ, нам узнать не удалось.

Напомним, что в 2007 году венчурный фонд Саратовской области был сколочен на паях несколькими участниками. 25 % его капитала (70 миллионов рублей) принадлежит правительству Саратовской области (областному бюджету), ещё 25 % (тоже 70 миллионов) вложило министерство экономического развития России (то есть это деньги федерального бюджета). Ещё по 25 % в фонд положили ОАО «ВТБ» и ЗАО «ВТБ24» через ЗАО «ВТБ Управление активами». То есть группа ВТБ владеет половиной фонда.

А идите-ка вы… в Сколково!

Инноваторы не обижаются на саратовский фонд содействия развитию венчурных инвестиций. Как сказал нам Александр Тома, автор не получившего финансирования проекта «Кифопластика», с фондом изобретатели дружат и чувствуют его поддержку. «Наш фонд, наверное, многим проектам раздал бы деньги, будь на то его воля. Только денег у нашего фонда нет. Они все в Москве – в управлении ВТБ», – поясняет Александр Ильич. Но тут же признаётся, что времени, потраченного на ожидание венчурного финансирования, ему, безусловно, жаль.

«Хотя всё что ни делается, делается к лучшему, – убеждает себя и нас Александр Тома. – Чтобы время не проходило впустую, мы постоянно выскабливаем свой проект. Сейчас даже малейшие детали проработаны так, что к ним трудно придраться. Кроме того, за то время, пока мы ждём венчурных инвестиций, мы успели защитить свой проект международными патентами. Просто сейчас довольно много судов идёт между иностранными компаниями, занимающимися технологичными разработками, за приоритетное право на производство своего продукта. Патентами мы свой проект от подобных ситуаций обезопасили».

Задержки с финансированием инновационного проекта «Кифопластика», который может осуществить прорыв в лечении людей с компрессионными переломами позвоночника, выливаются ещё и в серьёзные финансовые потери. По словам Александра Тома, для поиска альтернативных источников инвестиций постоянно приходится ездить на разные выставки, встречи, переговоры. Для внесения дополнений в проект, которых требует быстро меняющаяся ситуация в этой отрасли, необходимо изучать массу новой спецлитературы. Всё это изобретатели делают за свой счёт. Говорить об израсходованных за это время суммах Александр Тома постеснялся. Просто сказал, что выходит дорого.

«Но под лежачий камень вода не течёт. Если мы хотим воплотить свой проект в реальность, нам нужно что-то делать, и мы делаем. Мы уже, например, отправили документы в Сколково. Совсем скоро состоится заседание экспертного совета. Уверен, что здесь наш проект одобрят и поддержат финансово», – не отчаивается Александр Ильич.

Работа без рисков – не для венчурного инвестирования

На самом деле корень всех проблем развития венчурного инвестирования в России вовсе не в жадности управляющих средствами фондов. Несовершенна сама система венчурного финансирования, созданная в нашей стране. Об этом открыто заявляют изобретатели, это признают эксперты финансового рынка.

Михаил Свердлов, автор проекта «Глиссада-М», победившего на региональном конкурсе инноваций, но не получившего инвестиций, доказывал региональным чиновникам на одной из совместных встреч, что существующие инструменты государственной поддержки инновационных проектов никогда не принесут желаемого результата. Просто потому, что изначально все они заточены под безрисковое малое и среднее предпринимательство. А это, между прочим, противоречит самому смыслу венчурного инвестирования.

«Не стоит путать инновации с предпринимательством, – говорит Михаил Свердлов. – Деньги из венчурного фонда после конкурса дали только одному проекту – по производству биогазовых установок, перерабатывающих отходы птицефабрик. Почему ему? Да потому что этот проект не содержит никаких рисков для инвесторов. Вот и всё. А по-настоящему инновационные проекты как раз и отличаются именно высокими рисками. Но деньги под такие проекты у нас никто не даёт, даже государство».

Нерабочий, неэффективный, парадоксальный

Эксперты утверждают, что сама форма механизма – закрытый паевой фонд (ЗПИФ) – не предполагает рискованных капиталовложений, то есть противоречит смыслу всей работы венчура. Ошибка в законах. Для венчурных фондов предусмотрены те же ограничения, что прописаны для рынка ценных бумаг. В первую очередь это закрытость информации. Например, информацию о проектах венчурных фондов можно раскрывать только квалифицированным инвесторам. Запрет рассчитан на то, чтобы неопытные граждане, не осознающие рисков, не стремились вкладывать свои средства в эти фонды и проекты. Но «благодаря» этому запрету управляющие компании лишены возможности рекламировать проекты фонда для привлечения дополнительных инвестиций.

Непродуманность механизма обнаруживается и в том, что довольно мощное венчурное финансирование рассчитано скорее на уже сложившиеся и работающие команды из изобретателей и предпринимателей. Но большинство авторских коллективов не вписываются в определённые фондами параметры проектов.

Спустя пять лет проблему поняли и в Саратовской области. По словам исполнительного директора регионального фонда Александры Сытник, в настоящее время ставка делается на финансирование «старт-апов». То есть проектов, находящихся на начальной стадии развития (проработка самого проекта, создание опытного образца, выпуск пробной партии и т. п.). Специально для этих целей в регионе создаётся фонд посевных инвестиций. Ориентировочно он будет финансировать проекты стоимостью от 3 до 15 миллионов рублей. Требования к сырым проектам значительно проще.

Капитал фонда посевных инвестиций, по словам Сытник, ещё не сформирован. Но предположительно объём его составит около 20 миллионов рублей. «На этот раз в фонд будут вложены только региональные деньги из нашего фонда содействия развитию венчурных инвестиций», – говорит Александра Александровна. По её словам, в настоящее время уже ведётся поиск и отбор соответствующих «старт-апов».

***

Ещё одно решение для развития венчурного финансирования и инноваций – в поддержке проектов в начальной стадии бизнес-ангелами. Но это нехарактерное для России направление частного инвестирования в инновации – тема отдельной статьи.