«Проект, конечно, не супер!»
Есть у Саратовской области шанс стать туристической Меккой? Что может стать достойным брендом и привлечь туристов – отечественных и иностранных? Решить этот вопрос попытались в минувший четверг в Саратове на круглом столе «Сохранение и популяризация архитектурного наследия городов Саратовской области в современных условиях активного развития туристического бизнеса».
В доме приёма официальных делегаций собралась шикарная палитра экспертов по данному вопросу – архитекторы, учёные, музейные сотрудники, представители туристических агентств, общественники, председатель профильного комитета областного правительства Степан Парфёнов. Странно, что такое количество умных голов – с полсотни человек – собралось только для того, чтобы… помечтать.
Специалист кафедры архитектуры СГТУ Лариса Тарасова всё разложила по полочкам. Туризм бывает трёх разновидностей: рекреационный (потоки путешественников на теплоходах по Волге), специализированный (туристы, приезжающие ради исторического события или личности) и деловой (с целью посетить фестивали, симпозиумы, семинары, стажировки). По словам Тарасовой, всем без исключения туристам важен комфорт в том месте, куда они приезжают. Имеются в виду гостиницы, спортсооружения, туалеты, уютная городская среда. Оратор привела пример, когда участников фестиваля пришлось расселить на турбазе «Волжские дали», так в Саратове нет недорогих и достойных гостиниц.
Тарасова назвала массу привлекательных для туристов черт Саратова. Во-первых, богатейшая история. Во-вторых, наполненность историко-архитектурной среды. В-третьих, удачное месторасположение на Волге и мягкий климат. В центре города все эти достоинства отражены, но они затерялись в суете. На экране появились слайды: на проспекте Кирова торгуют шапками и очками, а в Барселоне в аналогичном месте играют уличные музыканты. Гордость Саратова – консерватория – теряется в уродливых новостройках, ими же подавлены купеческие особняки, а в Ереване – изящная клумба в виде рояля.
Лариса Тарасова предлагает убрать из центра Саратова рекламу, транспорт и всяческую мишуру в виде ломбардов и секонд-хендов. Восстановить исторические здания – пассаж Лаптева, гостиницу «Россия». Можно разбить центр на зоны классицизма, эклектики, модерна. Но самое главное – необходимо принять регламент новых правил застройки.
Заведующий кафедрой «архитектура» СГТУ Сергей Дядченко предлагает сделать брендом Саратова факт небывалого подъёма в промышленности и зернодобывающей отрасли на рубеже XIX–XX веков. Непостижимым образом в Саратове до сих пор сохранилась группа крупных мельниц. Построенные 150 лет назад, они расположены вдоль Волги и занимают несколько гектаров. Внутри мельниц сохранились подлинное оборудование, деревянные и чугунные механизмы, которые можно наладить и запустить для показа туристам. Там же неплохо было бы устраивать художественные выставки – сейчас это модно делать в цехах заброшенных заводов.
В общем, по словам Дядченко, это готовая экспозиция – бери и устраивай познавательно-развлекательный центр. Существует дипломная работа на эту тему. «А экономическая составляющая этого проекта просчитана?» – оживился министр Степан Парфёнов. Но ему ответили «нет», и он остыл.
Пожалуй, наивысочайшего градуса мечтания достигли, когда туристические возможности Саратова сопоставили с… Москвой. Доцент СГТУ, архитектор Нина Фурман взялась критиковать целевую программу развития туризма Саратовской области на 2011–2013 годы путём сравнения её с аналогичным проектом Москвы.
Оказалось, что у саратовцев нет миссии, они так и не решили, какой именно туристический продукт продвигать. Если Москва делает целью программы комфорт туристов, то Саратов – конкурентоспособность на туристическом рынке. В качестве показателей успешного развития программы у Саратова значатся такие смешные пункты, как выпуск дисков, буклетов, количество публикаций в СМИ. (Тут кто-то подал реплику про смешную сумму «туристического» бюджета в 38 миллионов рублей, которых и хватит лишь на диски и буклеты.) «Программа не супер, согласен, – сказал министр Парфёнов. – Но как можно сравнивать Москву и Саратов?»
Тогда Саратов стали сравнивать с Пермью, Ереваном, Мельбурном, Лондоном и Барселоной. И добивать слайдами с изображением чистых улиц, удобных лавочек, фонтанчиков, оригинальных памятников и клумб. Оказалось, что позаимствовать опыт, например, Перми, где туристические маршруты со стрелочками нарисованы прямо на асфальте по типу игры в казаки-разбойники, мы не можем. В Саратове просто нет нормальных тротуаров! Но Степан Владимирович сказал, что подобные разработки есть в планах комитета, и ближе к весне их «начнут прорабатывать».
Экскурсовод Лия Яковлевна вернула всех в суровую реальность. Мельницы и иностранные туристы – это замечательно, но не лучше ли заняться своими саратовскими школьниками? Среди них есть жители окраин города, которые ни разу не были в парке «Липки»!
Есть и ещё одна насущная проблема, которая вообще делает детский туризм в Саратове и области невозможным. Экскурсовод напомнила, что после трагедии на Усть-Курдюмской трассе (в конце октября 2011 года в страшную аварию попал автобус со школьниками, две девочки 11 и 12 лет погибли на месте. – Прим. ред.) министерство образования области издало распоряжение, ограничивающее перевозки детей. Теперь все турфирмы должны подавать заявки в ГИБДД, а там требуют соблюсти невыполнимые требования. Комфортабельные автобусы с ремнями безопасности и полноценное питание в дорогу саратовские школы не тянут. Кроме того, автоинспекторы требуют у турфирм подробные схемы маршрутов автобусов с детьми: с описанием улиц таким образом, чтоб чуть ли не на каждой находились больница, поликлиника и травмпункт. В итоге саратовские детские театры, планетарий, музеи остались без зрителей. «Вот всегда у нас крайности: или всё разрешить, или всё запретить!» – возмущалась Лия Яковлевна.
Её поддержал и Валерий Кошкин (институт научного туризма), заявив, что главная проблема – разруха в головах. «У нас нет координационного центра, и если несколько человек из присутствующих этим не займутся, то ничего не изменится! Давайте соберёмся конкретно».
Примерно через час бесплодных мечтаний прозвучала первый (и единственный) конкретный вопрос по делу. Кто будет обобщать сей богатейший опыт, продвигать выбранный туристический проект? Вопрос завис в воздухе, желающих ответить не нашлось. Все посмотрели на министра Парфёнова, но смолчал и он.
Вообще, Степан Владимирович подавал голос очень дозировано. Попросил у доктора архитектуры Нины Поповой список исторических зданий, арендаторы которых не заботятся о наследии. «Мы будем инициировать проверки!» И ещё заявил, что комитет разрабатывает сайт, который заработает в конце февраля. Туда можно будет присылать предложения, проекты, идеи по развитию туризма в Саратовской области.
А пока сайта нет, участники круглого стола ограничились письменными рекомендациями: правительству области и областной думе – начать финансирование туристической отрасли, а администрациям муниципальных районов и вузам – оказать содействие в развитии туристического облика города.