Снимать или не снимать

Оценить
Множество прекрасных выставок можно посетить в музеях Саратова – но без фотоаппарата

На днях я решил вспомнить детство и отправился в старый добрый краеведческий. Меня в этот музей много раз водил дедушка, а сотрудники уже узнавали в лицо. Посмотреть новую экспозицию всегда интересно. А когда видишь старушек, работающих там с основания музея, понимаешь, что никакие современные охранные системы их не заменят.

Но меня заинтересовала одна музейная «новация» – плата за фото- и видеосъёмку. Заплати 50 рублей – оставишь на память фотографию.

Я решил поинтересоваться, почему покупка билета не позволяет посетителю снимать в помещении музея даже на мобильный телефон. Не получив внятного ответа от кассира, обратился к «высшим силам», и вот результат: статьёй закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ» за музеями закреплено право на публикацию изображений предметов и коллекций, находящихся в их фондах. Музей может запрещать использование этих изображений в коммерческих целях, а также выпуск сувенирной продукции с такими изображениями.

Все эти права действуют независимо от того, охраняется ли изображение авторским правом и зарегистрировано ли оно как товарный знак. Однако сама по себе фотосъёмка прав музея не нарушает, нарушения могут начаться только после публикации изображения или его использования в коммерческих целях.

«Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем – убирает за плату данное ограничение», – утверждает юрист Павел Протасов в своём сборнике вопросов о запрете на съёмку.

Однако ограничение на сбор информации противоречит Конституции и закону «Об информации…» Любые запреты на фото- и видеосъёмку могут вводиться только тогда, когда она перерастает в «нарушение общественного порядка» и начинает мешать другим посетителям.

В целом можно сказать, что в законодательстве вопрос о съёмке подобных объектов чётко не урегулирован, и на практике распространён следующий подход: если фотограф находится в общественном месте, он может снимать частные здания и сооружения снаружи. Что касается съёмки внутри, их также можно снимать, если собственник не оповестил о своём запрете производить съёмку – в данном случае требование прекратить съёмку будет рассматриваться как «законное» требование собственника. На деле же – это угрозы.

Снимать можно практически всё, тем не менее права граждан зачастую ограничиваются незаконно. Будь то музей или библиотека. Нарушить авторские права можно, только отсняв ноты или книгу целиком, а затем их распечатав: закон запрещает репродуцирование «книг (полностью) и нотных текстов». Многочисленные запреты на пользование своей собственной техникой для снятия копий имеют под собой одно-единственное рациональное обоснование – таким образом библиотека вынуждает читателей пользоваться платным ксероксом.

Доходит до смешного – мол, ещё с советских времён сохранился запрет на съёмку. При этом советские нормативные акты, даже если они не отменены, зачастую фактически не действуют, поскольку после их принятия вступили в силу новые нормативные акты в этой же сфере. Вступать в конфликт из-за такой ситуации чаще всего бесполезно, к сожалению.