Рюмка для императора
В саратовских газетах 1912 года, пестрящих рекламой, можно увидеть выгодно отличавшуюся от остальных объявлений рекламу шустовского коньяка. Без манящих картинок, занимая совсем немного места, она была изложена в шутливой манере и зачастую в стихотворной форме.
В 1863 году Леонтий Шустов открыл свой первый винокуренный завод, а продолжил дело его сын Николай, который поставил производство настолько хорошо, что смог открыть заводы по производству коньяка и других алкогольных напитков в десятках российских городов. Впоследствии коньяк, наливки, настойки, ликёры, водка, виноградные вина стали успешно продаваться и в Париже, Лондоне, Нью-Йорке, в Вене. Англия, например, ежегодно закупала у Шустовых 120 тысяч бутылок коньяка.
Рекламе уделялось большое внимание. Каждый из напитков разливался в бутылку оригинальной формы, а этикетки для них разрабатывали известные художники.
Неизменное качество позволило товариществу «Н. Л. Шустов и сыновья» получить право именоваться «Поставщиком двора Его Императорского Величества». Существует легенда о том, что не только качество продукта, но и авантюризм, дерзость и находчивость Николая Шустова сыграли в этом не последнюю роль. Якобы в 1912 году, потратив сумасшедшие деньги на взятки, он получил приглашение в императорский дворец на Пасху. Когда в зале появился Николай II, Шустов, расталкивая всех гостей, выскочил перед императором с подносом, на котором стояла солидная стопка с коньяком. Кланяясь, Шустов подал Николаю II коньяк. Нарушение этикета было просто небывалым. Но Николай II быстро оправился от подобной неожиданности, с совершенно спокойным выражением на лице взял стопку, выпил коньяк и закусил поданным лимонным ломтиком. Затем широко улыбнулся и сказал: «Замечательный коньяк, господа, всем рекомендую!» Это был высший знак качества.
Крах шустовской коньячно-наливочной империи случился в 1917 году, через год после смерти Николая Шустова. Имущество фирмы было национализировано. Но память о шустовских напитках не исчезла. Кто не знает этих названий: «Зубровка», «Сливянка», «Рябина на коньяке», «Рижский бальзам». А ведь всё это старинные рецепты семьи Шустовых.
Газеты листала Анастасия Рузайкина,
Государственный архив Саратовской области